Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий и самостоятельной работы



2015-11-10 580 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий и самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ТЕМА 1. Структура и состав современного культурологического знания. Занятие 1 (2 часа)

 

1. Особенности культурологии как науки.

2. Культурология и философия культуры.

3. Структура культурологии.

 

Основная цель темы – показать особенности, специфику и актуальность современного культурологического знания, а также раскрыть структурные элементы культурологии.

Основные понятия темы: культура, культурология, культурность.

Персоналии: Платон, Аристотель, Цицирон, С. Пуфендорф, Г. Гегель

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуревич П.С. Философия культуры. – М, 2005.

2. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 2008.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2008.

4. Шпенглер О. Философия и культура. – М., 1991.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

6. Межуев В.М. Культура и история. – М., 2007.

7. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М., 2006.

Выводы: необходимо понять, что в современном мире в условиях развития «техногенной» цивилизации актуализируется роль и значение культуры, особенно духовной культуры, как основы существования общества.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что изучает наука культурология?

2. Какое место занимает культурология в системе гуманитарного знания?

3. Каково исходное значение термина «культура»?

4. Что означают термины «культурфилософия»; «культурантропология»; «социология культуры»?

5. Что такое культура и для чего она предназначена?

6. Каковы основные структурные элементы культуры?

7. Как связаны между собой культура и общество?

 

Темы рефератов

1. Культура и общество.

2. Культура и история.

3. Многогранность понятия культуры.

4. Культура как историческая целостность.

 

Задания и упражнения

1. В чем состоит специфика социокультурного знания:

а) носит энциклопедический характер;

б) отличается прагматическим характером;

в) ему присущи ценностные установки.

Правильный ответ подчеркнуть и проанализировать.

2. Назовите разновидность культуры, социально ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя»:

а) потребительская культура;

б) коммерческая культура

в) популярная культура.

Правильный ответ подчеркнуть.

3. Как называются технологические перевороты, культурные сдвиги в жизни общества?

а) культурные изменения;

б) культурные мутации;

в) культурные преобразования;

г) культурные перемещения.

Правильный ответ подчеркнуть.

4. Что такое культурология?

а) теория, объясняющая взаимовлияние различных культур в результате их общения;

б) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизаций;

в) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры.

Правильный ответ подчеркнуть.

 

ТЕМА 2. Морфология культуры. Занятие 2 (2 часа)

 

1. Соотношений понятий «культура» и «цивилизация»

2. Материальная и духовная культура.

3. Функции культуры.

 

Основная цель темы – раскрыть содержание краеугольных понятий культурологии: «культура», «цивилизация», показать соотношение, раскрыть особенности и специфику материальной и духовной культуры.

Основные понятия темы: культура, цивилизация, материальная культура, духовная культура, инкультурация.

Персоналии: Платон, Аристотель, Д. Дидро, Ф. Гегель, Ф. Энгель, К. Маркс

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. – Спб., 2004.

2. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. – М., 2007.

3. Бонгарт-Леви М. Древние цивилизации. – М., 2003.

4. Европейская цивилизация и капитализм: культура и экономика в развитии общества. – М., 2001.

5. Искусство в системе культуры. – Спб., 2007

6. Карпушин И. Искусство и религия. – М., 2008.

7. Левяш И.Я. Цивилизация и культура: логос, топос, хронос // Человек, 1999. - №5.

8. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. – М., 2007.

 

Выводы: необходимо понять, что культура и цивилизация как понятия обладают комплексным и многогранным содержание, которое изменялось в зависимости от исторической эпохи. Материальная и духовная культура при всем их различии тесно взаимосвязаны.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое цивилизация?

2. Как соотносятся между собой понятия «цивилизация», «культура»?

3. Можно ли считать понятие «цивилизация» предельно четким и однозначным?

4. Как связаны между собой материальная и духовная культура?

5. Совпадают ли между собой понятия «культура» и «цивилизация»?

6. Какие наиболее значимые функции включает культура?

7. Какие факторы влияют на процесс развития культуры?

 

Темы рефератов

1. Цивилизация как основная единица исторического процесса.

2. Религия и культура в контексте культуры.

3. Культура и искусство.

4. Будущее цивилизаций. Единый мир.

 

Задания и упражнения

1. Как связаны между собой культура и цивилизация:

а) между культурой и цивилизацией существуют глубокие диалектические связи;

б) связей между ними не существует, поскольку эти социальные явления автономны;

в) связь между культурой и цивилизацией абсолютна, они тождественны;

г) абсолютность связей между ними проявляется уже в том, что эти понятия являются синонимами.

Правильный ответ подчеркнуть.

2. Найдите в приведенных суждениях правильное определение понятия «цивилизация»:

а) материальная культура общества, достигнутая им в процессе исторического развития;

б) совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития;

в) культура общества, взятая на этапе высшего развития общества;

г) совокупность гуманитарных достижений общества на определенном этапе его развития.

Правильный ответ подчеркнуть.

3. Кому принадлежит высказывание: «Цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство, достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе»:

а) Л. Моргану;

б) Ф. Энгельсу;

в) А. Тоффлеру;

г) А. Тойнби.

Правильный ответ подчеркнуть.



2015-11-10 580 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий и самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий и самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)