Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Франкфуртская школа – Эрих Фромм



2015-11-10 1923 Обсуждений (0)
Франкфуртская школа – Эрих Фромм 0.00 из 5.00 0 оценок




Франкфуртская школа — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. На становление их взглядов оказали существенное влияние А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, К. Маркс и З. Фрейд, а также экзистенциализм М. Хайдегтера. Центр их философствования - человек в современном тоталитарном обществе и выявление возможностей превращения западнoгo индустриального общества в свободную ассоциацию индивидов, где каждый сможет проявить свои возможности творчества. Франкфуртская школа создает критическую теорию общества, основы которой закладываются еще в догитлеровской Германии, а затем развертывается главная аргументация в ряде работ, вышедших в США. По мнению авторов критической теории общества, все, существовавшие до сих пор социальные теории на основе рационализма, пытаются создать такие общественные теории, которые имеют целью согласование наличного бытия общества с его мыслительными коннструкциями, а так как бытие и его идеальная модель, когда не тождественны, то все предшествующие философские теории оказываются несостоятельными. Точка зрения критической теории общества основывается на гегелевском противоречии, которое, по мысли основоположников франкфуртской школы, позволяет избежать окаменелости, догматического представления об обществе. Основная тенденция - смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство:

- У Маркса взяты категория отчуждения, классовая борьба.

- У Фрейда взята идея человека: структура личности и бессознательное.

- У Гегеля взята диалектика

- У Лукача взята идея того, что любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтожена + идея овеществления (о возрастании формальной рациональности).

- У Вебера взято понятие рациональности, в духе которого интерпретируется категория отчуждения, к которой сводились противоречия капиталистического общества.

- У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления.

Основные идеи:

1. Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.

2. Отрицание революционной роли пролетариата.

3. Абсолютизация диалектической категории отрицания (негации)

4. Критика тоталитаризма и авторитарной личности.

Эрих Фромм – психолог, социолог немецкого происхождения, один из главных представителей неофрейдизма. В 20-е годы на него сильное влияние оказали концепции 3. Фрейда и К. Маркса, синтез которых он считал основой своей гуманистической теории человека и культуры. Его научная деятельность была связана с Франкфуртским институтом социальных исследований. Работы Фромма – это отражение интеллектуальной жизни столетия. В них он стремился разрешить основные противоречия человеческого существования – эгоизм и альтруизм, обладание и бытие, «свобода от» и «свобода для». В поисках ответов на вопросы, которые поставил перед человеком 20-й век, Фромм создал так называемый гуманистический психоанализ. В 50-е годы Э. Фромм провозгласил себя сторонником радикального гуманизма как теоретической концепции личности и культуры. Радикальный гуманизм предполагает также реализацию определенных принципов при рассмотрении современного общества. Это касается положения о том, что:

1)производство должно служить человеку, а не экономике;

2)отношения между человеком и природой должны строиться на гармоничных основах кооперации;

3)антагонизмы в современном обществе должны быть заменены отношениями солидарности; 4)высшей целью культуры должно быть человеческое благо и предотвращение страданий;

5)лишь разумное, а не максимальное потребление должно стать основой современного общества. 27. Типология культуры.

Типология культур обычно строится на основании нескольких критериев:

· связь с религией (культуры религиозные и светские);

· региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

· регионально-этническая особенность (русская, французская);

· принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

· хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

· сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

· связь с территорией (сельская и городская культура);

· специализация (обыденная и специализированная культура);

· этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

· уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура)

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Любую национальнуюили этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Видами культурымы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

1. доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

2. сельскую и городскую культуры;

3. обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура.

Первобытная культура.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. Религиозные верования. Анимизм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Понятие о личной душе, или духе, у примитивных обществ может быть определено следующим образом. Душа есть тонкий, невещественный образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям, спящим или бодрствующим, преимущественно как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них. Фетишизм – поклонение предметам. Фетишем может быть любой предмет. Чтобы установить за предметом значение фетиша, нужны ясные указания на то, что, по мнению данного народа, дух воплощен в нем или действует через него, или сообщается с людьми через его посредство. Тотемизм— некогда почти универсальная и ныне ещё весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные. Шаманизм — магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами, входящая в примитивные культы, религиозные и психотерапевтические системы. На шаманизме основаны традиционные религии народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и других регионов.

Античная культура.

Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово «античный» происходит от латинского «антиквус»,что в переводе означай «древний».Впервые термин «античность» был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках городов-полисов. Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены самые важные ценности .Прежде всего античная культура космологична. По гречески космос –это не только мир, но и украшение, порядок, мировое целое. В общем подходе к миру, античный грек утверждал эстетические категории ,связанные между собой и пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве - красота, мера, гармония. Красота - прекрасное. Согласно Аристотелю - существует в настоящем мире и в её основе лежат такие характеристики, как : определенность, ограниченность и единство в многообразии. Мера - исходный принцип существования определенного. Едина и неделима, она - характеристика совершенства.

Античная культура-тип европейской рациональной культуры.

История античного искусства включает в себя несколько этапов.

-Эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н.э.)-достигает расцвета искусство мастеров Крита ,растет творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове.

-гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.)-характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля.

-архаический (VII-VI вв. до н.э.) – время возникновения самостоятельных городов-государств на Балканском полуострове и бурного развития искусства.

-классический (V-IV вв. до н.э.) –В его пределах различают раннюю классику(первая половину пятого века до н.э.) ,высокую классику (третью четверть 5 века до н.э.) и позднюю классику (4 век до н.э.)

-эллинистический (III- I вв. до н.э.) – характеризуется широким распространением культуры эллинизма среди народов, живших в бассейне Средиземного моря.

Преддверием античной культуры явл. Эгейская культура-архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. XII век до н.э. явился переломным моментом истории народов живших на берегах Эгейского моря. Ахейские города –Микены, Тиринф, Пилос гибнут от нашествия дорийских племен.XII век-начало пути развития Греции «гомеровской эпохи» ,формирование нового типа культуры в целом и худ культуры в частности. В период архаики прославляются архитекторы, вазописцы и даже рачительные земледельцы. В период архаики проявились важнейшие тенденции, характерные для высокоразвитой художественной культуры. Переход от архаики к классики был в значительной степени обусловлен серьезными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, ожесточенной войной греческих полисов с персами. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойствен узкий профессионализм. Здесь же закладываются тенденции, получившие определенное развитие искусства в эллинизме. Искусство эллинизма характеризуется исключительно интенсивным развитием всех худ. Форм, связанных как с греческими ,так и с «варварскими» принципами культуры, с наукой и техникой, философией и религией.

Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Греческая эпоха античной культуры: Греки в то время жили в многочисленных городах-полисах. Др. Греция никогда не образ ед гос-ва, оставаясь этнической и культурной, но не полит реальностью. Греки обладали особым типом ментальности, основу кот объясняет мифологич переживание, созерцание мира. Греч дух чествовался в поэмах Гомера, Гесиода. Мифология дает представление об эволюции первопринципа античности. Античное мироощущение «Пластично». Типологич анализ античной к-ры предполагает выяснение сущности противоречия между чувственностью и разумностью, кот выразилось в борьбе двух тенденций – «дионистической» и «аполонической». Полисное мироощущение в центр ставит гражданина, т.е. человека. У каждого индивида были права. Греч состязательность содействует нравственности, появление диалектики.

Т.о. культура античной Греции – это великолепнейший этап в развитии мировой к-ры.

Римская эпоха античной культуры:

Рим был основан в 753 г. до н.э. Это примерно то время, когда начиналась архаическая эпоха древнегреч культуры. Т.о. Рим и Греция современники и сверстники. Спец выделяется римский период античности. Обычно его наступление датируют 30г. до н.э., т.е. датой, отстающей от основания Рима на целых 723г.

Основные черты к-ры др. Рима:

-с самого начала несла упадка и начала

-это культура повтора, культура заимствований

-государство выходит на 1-ый план, это признак цивилизации

-жесткий, военизированных хар-ер гос-ва эпохи античной к-ры

-утилитаризм (стремление из всего извлечь пользу)

-нарастающий эклектицизм

Рим вошел в сокровищницу мировой к-ры. Римская душа – юридич душа. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами в 4- 7 вв. Рим опустел, среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить. Худ. образы Древнего Рима вдохновляли мастеров. Таким образом , культура древнего Рима - завершающая фаза в развитии древнегреческой культуры.

 



2015-11-10 1923 Обсуждений (0)
Франкфуртская школа – Эрих Фромм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Франкфуртская школа – Эрих Фромм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1923)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)