Система нравственных ценностей в эпоху становления и подъема античной цивилизации. Гомер. Гесиод. Сократ
Культура личности и общества всегда нуждалась в нравственном законе, системе нравственных ценностей. Система эта возникла в период возникновения цивилизаций, достигла своего расцвета в Ветхозаветной литературе Библии, в культуре Древнего Востока. В античной цивилизации древнейшие этические представления уже встречаются в поэмах Гомера и Гесиода. У Гомера антивоенные высказывания, рассуждения о вечной проблеме конфликта поколений. Гесиод едва ли не главной добродетелью считал труд. поэма "Труды и дни". Против всяческого бесчестия. Этика в ранг системы была возведена во время Сократа, Платона и Аристотеля. I. Нравственные ценности античной цивилизации: * патриархальное отношение к женщине, даже в характеристиках его возвышенного образа * женщину сравнивают с пчелой, которая постоянно вся в трудах и заботах * появление феминистического движения, не соглашающегося с таким восприятием роли женщины * сочетала в себе прямо противоположные жизненные установки * существовал общий язык по-эллински образованных людей, администрации и командного состава армии * космополитизм(отказ от нац. суверенитета, трад. и культ. во имя “единства чел. рода”, “единства гос.”), индивидуализм * вера в олимпийских богов вытеснялась поклонением новым, сочетавшим в себе черты восточных и эллинских * эсхатологические воззрения(греч. eschatos - “последний, конечный”) -задумывались о конечности судеб мира и человека * патриотизм * уважение железной дисциплины и власти закона * умеренный образ жизни * древнеримская цивилизация: необходимость заниматься политикой, войной и разработкой права, красноречие. II. Взгляды и мысли Гомера: * антивоенные высказывания * проблема конфликтов поколений; проблема отцов и детей * патриархальные суждения * задумывается о правильном (должном, целомудренном) отношении к юной девушке * прославляет военную доблесть, исключительную силу, искусство и храбрость. III. Взгляды и мысли Гесиода: · главной среди всех доблестей считал труд · идеализировал давно прошедшие времена · представлял течение человеческой жизни, как смену пяти поколений: · золотой, серебряный, медный век, поколение героев, железный век · современность - непрерывная полоса утрат и усугубления зла, которая оттесняла “золотое” поколение людей · выступает как пророк-обличитель всякого бесчестия и подлости. IV. Сократ * возвел этику в ранг системы нравственной философии и культуры * вышел из среды ремесленников и унаследовал от отца искусство каменотеса и скульптора * увлекся натурфилософией (философия природы; философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности) * жил в небольшом достатке, 3 сына, жена приторговывала на рынке зеленью * оказал влияние на развитие: моральной философии, этики, диалектики, политических и правовых учений, религии • научный и познавательный характер деятельности: стремился постичь внутреннюю закономерность человеческой деятельности, глубинные причины и цели в гораздо большей степени, чем внешние проявления • не выступал всенародно и не предлагал своих советов афинянам Мысли и идеи Сократа: * обнаружил в афинском обществе тенденции кризиса * рассуждал о добре и зле * чтобы обеспечить себе доброе имя, необходимо быть хорошим в той области, в которой хочешь казаться таковым
* по мнению Ксенофонта (ученика Сократа), он изучал: что благочестиво и нечестиво, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, что есть благоразумие и неблагоразумие, храбрость и трусость, государство и государственный муж, власть над людьми и человек, способный властвовать. • чтобы обеспечить себе доброе имя, необходимо быть хорошим в той области, в которой хочешь казаться таковым • человеческое в человеке обусловлено обладанием наряду со смертным телом еще и бессмертной душой • характерен просветительский пафос • путь через познание и приобщение к мудрости открыт для всех • приближение к истинному знанию - жизненный долг каждого, стремящегося к разумной и добродетельной жизни • добро и зло - следствия наличия или отсутствия знания • благодаря разуму и знанию здоровье, сила, красота, богатство, храбрость, щедрость и т. д. используются во благо • необходимо обуздание человеком своей животной природы, воздержанность; воздержание - основа добродетели • отождествлял мудрость и нравственность. Умный, нравственный, если правильно сопоставляет и применяет понятия • идеальный политический строй должен опираться на справедливость, право и закон • обязательно повиновение законам; дело правителя - приказывать, дело подчиненного - повиноваться • несовместимость критического отношения к гос. политике с домогательством власти и государственных должностей • разоблачал ложь, лицемерие, фальшь • справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость • сумасшествие - это не знать самого себя или воображать, будто знаешь то, чего не знаешь • завистники - те, кто горюет по поводу счастья друзей • за ошибки нужно платить • во время частных бесед обсуждал: все основные стороны государственной жизни, проблемы политики и права, справедливости, гражданских обязанностей, добродетелей и пороков, критически рассматривал недостатки афинской политики, предлагал пути ее совершенствования.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |