Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственные концепции Платона и Аристотеля



2015-11-10 1009 Обсуждений (0)
Нравственные концепции Платона и Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок




Платон

• Ученик Сократа, передал главное содержание этико-философских идей Сократа, к которым, так или иначе, возвращались все последующие мыслители

• Выдвигая идею построения идеального государства и наиболее совершенного общества, разработал и собственную этическую теорию

Теория Платона:

• В совершенном обществе в человеческих душах будет гармоничное сочетание трех важнейших начал: разумное, аффективное и неразумное (вожделеющее). Неразумное начало – источник удовольствий, наслаждений и страстей

• Если каждое из этих начал будет совершать разумное дело под разумным управлением, то гармония души не нарушится: Разумное начало будет господствовать в душе, аффективное начало будет выполнять обязанности защиты, вожделеющее начало будет повиноваться и укрощать свои дурные стремления.

• От дурных поступков и несправедливости каждого отдельного человека ограждает именно то, что в его душе каждая часть исполняет предназначенную ей функцию

• Как только нарушается эта гармония, люди впадают в тщеславие и вожделеющее начало полностью овладевает человеком

• Одним из вожделеющих начал является стремление к богатству

• Это стремление разрушает гармонию души и утверждает в обществе власть богатых и плутократию

Плутократия - образ правления, при котором власть принадлежит исключительно богатым классам. Чаще всего под П. понимается разновидность государственного строя, при котором политическая власть принадлежит наиболее состоятельным кругам.

Платон, «Государство», о плутократии: «тут неистово чтят во мраке свое золото и серебро; строят хранилища и особые сокровищницы, чтобы складывать и прятать в них свое богатство. Возводят себе дома точно гнезда, чтобы там расточать свое имущество; трясутся над деньгами; тут преобладают любостяжатели, которые расточают похвалы богатому, а бедного унижают»

Аристотель, главное этико-философское сочинение «Никомахова этика»

• Ученик Платона, развивавший одно из суждений Сократа, рассматривал проблему смысла жизни

• Смысл жизни заключается не в удовольствиях и счастье, которые для разных людей различны, а в осуществлении требований разума

• Отвергал удовольствия, но принимал во внимание только такие, которые вытекали из разумной деятельности

• Будучи философом-реалистом, полагал, что в жизни всегда сосуществуют добро и зло

• Но он считал, что, в какой бы форме не проявлялось это сосуществование, всегда есть нечто среднее между избытком и недостатком, отвагой и трусостью, расточительством и скупостью, в конечном итоге, между добром и злом

23.Кризисные явления в античной цивилизации и смена нравственных ориентиров. Культура и мораль так называемых "новых людей". Поиски новых культурных и нравственных ценностей.

Стали утверждать, что все определяется собственной силой и возможностями человека. Право становилось правом сильного.

Появились так называемые "новые люди".

• чужды консерватизм и традиционализм нравственные принципы

• не стеснялись в средствах, чтобы взять от жизни все, что предоставлял случай

• составляли себе состояния, не брезгуя вымогательствами завещаний, взятками, предательством

• не стыдились недозволенного и в личной жизни и на общественном поприще.

• алчность, изворотливость, авантюризм - существенная черта "новых людей".

Для современников, исполненных старых норм общественной жизни и морали, эти люди олицетворяли собой торжество зла в мире. Такие "новые люди", формирующиеся на разных социальных уровнях, исполнены идей эгоистического практицизма и жажды личного успеха. Они, естественно, не дорожили набором представлений о доблести и морали. Таким образом, они подрывали ценность этих нравственных понятий. В этих условиях возникала нравственная и идеологическая пустота. Среди низов античного общества стали формироваться свои критерии оценок этико-нравственных и религиозных ценностей.

Постепенно они начинают восприниматься и представителями средних и высших слоев общества, консервативно настроенных и враждебно относящихся к так называемым "новым людям".

Новая религия, идеология и мораль пока еще не находили отражения в сочинениях античных авторов. Они оказались широко представлены в так называемых сочинениях малых форм: баснях, поговорках, надписях.

Жить безропотно или роптать, сопротивляться или находить выход в непротивлении злу насилием. Искать дружбы с сильными мира сего или избегать с ними контактов. Стремиться к власти, богатству, как это стало характерным для "новых людей", или находить удовлетворение в щедрости, филантропии, раздаче подаяний, наконец, в бедности. У людей, склонных к подобного рода мыслям и действиям, все более возрастала потребность в единении.

Получили распространение идеи покорности, непротивления злу, всепрощения и милосердия. Популярными в этой среде были следующие суждения: "лекарство против всех обид - прощение; лекарство, от несчастья - терпение". Высказывались идеи о том, что ни богатство, ни власть, ни высокое положение или происхождение не ведут к загробному блаженству. Путь к нему идет через скромность, доброту, бескорыстие, простодушие, щедрость и милосердие.

Эти идеи воплощались в этико-философских теориях киников и стоиков. Основой рассуждений киников была антитеза «природа – закон». Они утверждали, что от природы все люди равны, свободны, честны, справедливы, счастливы, а законы исказили природу, внесли в жизнь неравенство, гнет, зло, несправедливость. По мнению киников, счастье состоит в том, чтобы, отказавшись от законов, жить по природе. "Хорошие люди, - говорили они,- в законах не нуждаются, а дурные от законов лучше не становятся".



2015-11-10 1009 Обсуждений (0)
Нравственные концепции Платона и Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нравственные концепции Платона и Аристотеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1009)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)