Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы христианской этики. Гуманистические идеи и общечеловеческие нравственные ценности



2015-11-10 1240 Обсуждений (0)
Основы христианской этики. Гуманистические идеи и общечеловеческие нравственные ценности 0.00 из 5.00 0 оценок




Если истоки христианской этики обнаруживаются в греко-римской философии, то основы ее отразились прежде всего в ветхозаветной библейской литературе. Ими были известные 10 Заповедей, которые сформулировали иудейские жрецы от имени Бога Яхве, заключившего Договор (Завет) с еврейским народом и его патриархом Моисеем. Впервые о 10 Заповедях говорится в ветхозаветной книге «Исход». Снова перечисляются эти Заповеди в книге "Второзаконие" (гл.5). Эти Заповеди следующие: Не делай себе кумира. Не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои. А день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; ничего, что у ближнего твоего.

Эти Заповеди отражают время становления правовых отношений у древних евреев и являются общим введением к своду древнееврейских законов. Большая часть упомянутых Заповедей, кратко и ясно сформулированных, превратились в важнейшие принципы не только религиозной, но и вообще общечеловеческой нравственности. Христиане использовали эти 10 Заповедей и, переработав их, сделали основой своей этики. Важнейшие нравственные ценности христиан нашли отражение также в Нагорной Проповеди И. Христа. Христос учил, говоря: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженные плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески несправедливо злословить на Меня».

Христианская идея милосердия несомненно перекликается и имеет много общего со стоическими учениями о кротости и о том, как делать благодеяния.

Христианская этика основывается на высшем нравственном законе пророков и И.Христос подчеркивает в Нагорной Проповеди, что он пришел не нарушить этот закон, но исполнить его более последовательно, нежели древние. В Нагорной Проповеди также отразилось христианское учение о приоритете духовных ценностей над материальными и о чистоте души. Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Систематизация христианских нравственных ценностей стала осуществляться, начиная со II в. от Р.Х., и связана с деятельностью апостола Павла. Главной особенностью христианской этики с этого времени становится идея духовного смирения, примирения и равенства всех перед Христом; идея признания власти, которая дается Богом, и покорности ей независимо от того, какова она. Идея покорности и смирения стала главным принципом христианской этики на все последующие времена. Эта идея полностью соответствует теории всепрощения и непротивления злу насилием, выдвинутой римскими стоиками.

Систематизация светских нравственных ценностей в послеантичный период началась с эпохи Возрождения, когда были сформулированы главные гуманистические принципы, ориентированные на человека. Гуманисты и продолжатели их деятельности - мыслители эпохи Просвещения, возрождая идеи о человеке, сформулированные античными философами и особенно стоиками, стремились освободить его от диктата церкви и сословной иерархии. Весь нравственный смысл предназначения человека все гуманисты видели в достижении высшего предела земного совершенства. Этический идеал гуманистов в максимальном развитии и осуществлении лучших человеческих качеств. Одним из важнейших принципов гуманистической этики, по мнению гуманистов, является стремление человека к свободе: признавая достижение высшего блага как высшую нравственную цель, стоящую перед всеми людьми, гуманисты считали, что люди должны быть причастны трем видам разума - созерцательному, практическому и действующему. Первый нужен для разумного познания мира, второй - для различения добра и зла, третий - для развития техники, науки и искусств. Гармоническое единство человечества достигается именно благодаря этому разнообразию.

Итак, гуманисты и продолжатели их деятельности - мыслители эпохи Просвещения, возрождая идеи о человеке, сформулированные античными философами, стремились освободить его от диктата церкви и сословной иерархии. Эти гуманистические принципы предусматривали уважение человеческого достоинства личности. В частности соблюдать терпимость ко всем, кто сам терпим и не пропагандирует нетерпимость. Из этого вытекает, что следует относиться с уважением к моральному выбору других людей, если этот выбор не противоречит принципу терпимости. Гуманистическое содержание этики предусматривает признание того, что в основе всякой моральной необходимости лежит сострадание и соболезнование.

Центральное место в системе светских нравственных ценностей гуманисты отводили человеку. Наиболее ярко выразил свое понимание роли человека известный итальянский гуманист - философ Дико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»: «Всякая сущность имеет свою природу, которая обусловливает ее действия. Человек творит себя в действии, он отец самому себе. Обусловленность природы человека быть свободным, избирать свою судьбу, создавать собственными руками алтарь славы или оковы наказания». Менее идеализированное представление о человеке представил итальянский гуманист Альберти. Сложность и противоречивость природы человека, человек - воплощение конфликта между рассудком и безумием.

Гуманисты рассматривают место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Достоинство – в возможности совершенствования. Собственные усилия человека, его активная культурная, творческая деятельность.

Гуманистические и нравственные принципы – основные общечеловеческие нравственные ценности.



2015-11-10 1240 Обсуждений (0)
Основы христианской этики. Гуманистические идеи и общечеловеческие нравственные ценности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы христианской этики. Гуманистические идеи и общечеловеческие нравственные ценности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)