Основные этапы развития науки
Этапы: Древние цивилизации до 1 тыс. до Р. Х.-процесс накопления знаний, завершившийся формированием наук в 6-4 в. до н.э. Античность: * классический период - развитие философии (милетская, эфесская, элейская школы, Аристагор, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит) и гуманитарных наук (Герадотт, Фукидид, Ксенофонт, Пифагор, Гипократ) * эллинистическо-римский - развитие естественно-научных и технических знаний (Евклид, Архимед, Страбон, Эратосфен, Птолемей, Галет, Тит Ливий, Тацит, Лукреций Кар, Сенека, Плиний Старший) Средневековье: * диктат церкви * наука в рамках средне вековой церковной схоластики, алхимии, астрологии * разнообразные исследования арабских ученых (Ибн Сина, Иби Рушд, Бируни) Возрождение (16-17 вв.): * возвращение к античным гуманистическим и рационалистическим ценностям * возрождение античной науки * появление новых отраслей знаний * эта эпоха - первая фаза научной революции * выдающиеся ученые: Г. Галилей - разрабатывал проблему движения в философии и науке, И. Кеплер, Р. Декарт, Х. Гюйгенс, И. Ньютон - разработал основы механики Просвещение (18 в.): • начало развития филологии, которая стала классической, благодаря немецкой науке • историко-критический метод в немецкой исторической науке • продолжало развиваться естествознание, из него выделилась химия (А. Лавуазье) 19 в.: • Д.Джоуль и Г. Гельмгольц - открыли законы сохранения и превращения энергии • Т. Шванн и М. Шлейден - открыли клеточную теорию • Ч. Дарвин - создал эволюционное учение в биологии • Д. И. Менделеев - открыл таблицу химических элементов • появились новые гуманитарные науки: археология, этнография, антропология, педагогика, психология Конец 19 - начало 20 вв.: • это вторая фаза научной революции • М. Планк - открытие квантовой теории • А. Эйнштейн - теория относительности • Ф. Крик и Дж. Уотсон - развитие генетики, открытие генетического кода (сер 20 в.) • отказ от эволюционной теории и признание нелинейного пути развития природы и общества • тенденция к сближению ест.-научных и гуманитарных знаний(математические методы в истории) 20 вв.: • важнейшие открытия в области физики, химии, биологии, космонавтики • со второй половины 20 в. начали быстро развиваться электронно-вычислительная техника и информационные технологии 21 в.: • снова обрели силу филология, лингвистика, антропология, культурология, юриспруденция • информационные технологии и междисциплинарные исследования ведут к созданию единой общенаучной картины мира. Непосредственная связь науки с практикой была обусловлена промышленным переворотом, основанным на машинной технике и переходом от мануфактурного производства к фабрично-заводскому.
30.Особенности развития науки в России. Противоречия, трудности и достижения. Эпоха Петра Великого: • важный рубеж, положивший начало быстрому развитию науки в России • некоторые ученые называют эту эпоху эпохой российского Возрождения • реформы Петра, направленные на развитие светского среднего и высшего образования, обеспечили великолепную базу для развития российской науки • научные центры: Академия наук и искусств, открывшаяся в 1725 г. и Московский университет, основанный Елизаветой в 1755 г. • при Екатерине 11 была открыта Академия русского языка, а затем университеты в других городах России • петровские преобразования создали благоприятную почву для произрастания великолепных российских талантов • известный русский изобретатель К. Д. Фролов (1726-1800) создал уникальное гидротехническое сооружение для откачки воды и подъема руды из шахт • И. И. Ползунов (1728 – 1766) – русский изобретатель, конструктор и создатель первого универсального двигателя Начало и середина 18 века: • Развитие естествознания • М. В. Ломоносов (1711 – 1756): первый русский естествоиспытатель мирового значения, ученый энциклопедического склада; его открытия обогатили многие отрасли знания: физику, химию, географию, астрономию, историю и филологию. 19 век: • Продолжение развития изобретательской деятельности • Отец и сын Черепановы: построили в России первые паровозы • В. В. Петров (1761 – 1834): внес огромный вклад в изучение электрических явлений • А. С. Попов (1859 – 1906): изобрел радиосвязь и первый радиоприемник • Не только «золотой век» русской литературы и искусства, но и дал миру таких выдающихся ученых как: математик Н. И. Лобачевский, химик Д. И. Менделеев, биологи К. А. Тимирязев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников; В. И. Вернадский своими трудами в области естествознания, в изучении состояния биосферы подготовил почву для создания новой науки экологии • Начало исследований в области вычислительной техники: П. А. Чебышев (1821 – 1894) создал несколько механических вычислителей, В. Т. Однер в 1874 г., русский инженер, сконструировал арифмометр • Выдающиеся историки: С. М. Соловьев – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен», В. О. Ключевский подготовил и опубликовал общий курс «история России с древнейших времен до 19 века» 20 век: • Исследования В. А. Фока по квантовой механике и общей теории относительности • Л. Д. Ландау (1908 – 1968) разрабатывал физику твердого тела, атомного ядра, элементарных частиц и плазмы; стал лауреатом Нобелевской премии в 1926 • В. И. Курчатов (1902 – 1960) и А. П. Александров (1903 – 1993): успехи в области энергетики и атомной физики • В 1947 под руководством С. А. Лебедева (1902 – 1974) началась разработка первой отечественной ЭВМ • Первое место в области космических исследований: К. Э. Циолковский: идеи и схемы жидкостного ракетного двигателя; Эти идеи воплотили в жизнь инженеры и ученые под руководством академика С. П. Королева (1907 – 1966) • Гуманитарная наука находилась под гнетом партийно-государственной идеологии марксизма-ленинизма; хотя сегодня она освободилась от этой идеологии, но традиции нескольких десятилетий рабства еще дают о себе знать
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |