Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика экономической конъюнктуры и конъюнктурных исследований



2015-11-10 2851 Обсуждений (0)
Характеристика экономической конъюнктуры и конъюнктурных исследований 4.75 из 5.00 4 оценки




В условиях рыночных отношений, при наличии огромного количества факторов субъективного воздействия на предпринимательскую деятельность, любое развитие бизнеса невозможно без оценки и прогнозирования конъюнктуры. В общем смысле конъюнктура (от лат. conjungere - соединяю, связываю) – совокупность условий, взятых во взаимосвязи; переходящая ситуация, обстановка. Используемые в зарубежной литературе понятия «маркетинговая среда» и «исследование рынка» в отечественной литературе объединяют понятием «экономическая конъюнктура». Экономическая конъюнктура – это форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии в конкретном историческом периоде, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамике цен. К чертам экономической конъюнктуры следует отнести:

1) непостоянство – изменчивость, частые колебания под воздействием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных факторов. Главная ее причина – циклический характер экономики;

2) неравномерность – динамика различных показателей совпадает по направлению, но не совпадает по темпам;

3) противоречивость – различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций - подъеме и о спаде.

Иными словами, конъюнктура рынка – сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам, и характеризуется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности конъюнктуры делают результаты широкое использование статистических методов сбора и анализа информации о состоянии рынка.

Можно рассматривать экономическую конъюнктуру на разных уровнях. На уровне экономической системы в целом говорят об общехозяйственной конъюнктуре. На уровне отдельных рынков изучается конъюнктура товарного рынка. Поэтому изучение конъюнктуры может быть как интегрированным, так и дифференцированным по локальным рынкам. Принципы конъюнктурных исследований:

̶ системный, комплексный подход предполагает использование различных и взаимодополняющих источников информации, одновременный учет положения на рынках смежных, потребляющих, конкурирующих отраслей;

̶ сопоставимость показателей различных явлений в динамике;

̶ учет специфики развития конъюнктуры отдельных товарных рынков в сравнении с общехозяйственной конъюнктурой. Как правило, запаздывает по отношению к общей конъюнктуре производство средств производства, тяжелая промышленность, совпадает – конъюнктура сырьевых рынков, рынков товаров широкого потребления, опережает – строительство.

Процедура конъюнктурного исследования включает в себя следующие этапы:

1) определение объектов исследования и их основных черт и особенностей;

2) сбор и накопление конъюнктурной информации по основным показателям;

3) диагностика конъюнктуры;

4) разработка прогноза конъюнктуры.

Основными требованиями, предъявляемыми к конъюнктурным исследованиям, являются: объективность, целенаправленность, комплексность, непрерывность. Рыночная конъюнктура формируется и развивается под воздействием многих взаимодействующих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Конъюнктурообразующие факторы классифицируются:

I. По периоду возникновения:

a) временные – мода, сезонность, форс-мажор, политические кризисы;

b) постоянно действующие:

̶ циклические (мода, сезонность);

̶ нециклические – НТП, воздействие государства на экономику, социальная политика государства.

II. По направленности воздействия:

a) стимулирующие;

b) сдерживающие (тормозящие).

III. По предсказуемости:

a) прогнозируемые, которые можно предвидеть – мода, направления развития НТП, методы государственного регулирования;

b) стихийные (непредсказуемые) - открытие новых месторождений полезных ископаемых, стихийные бедствия.

IV. По сфере происхождения:

a) экономические;

b) политические;

c) социальные;

d) природные;

e) научно-технические.

V. По принадлежности к изучаемому объекту (трудно разграничить):

a) эндогенные (внутренние) – обусловлены закономерностями развития изучаемого объекта;

b) экзогенные (внешние) – обусловлены развитием объектов вне изучаемого.

VI. По продолжительности действия:

a) долговременного действия (8-10 лет);

b) среднесрочного действия (3-7 лет) определяются циклическими факторами;

c) краткосрочного действия (1-2 года) – погодные условия, политические и социальные конфликты.

Первопричиной всех конъюнктурных колебаний является циклический характер развития рыночной экономики, поэтому необходимо знать характерные признаки каждой фазы цикла.

Кризис – совокупный спрос, совокупное предложение, цены имеют падающую динамику.

Депрессия – падение приостановлено, но увеличения нет.

Оживление – растущая динамика, в первую очередь на рынках сырья и машин и оборудования.

Подъем – совокупный спрос, совокупное предложение, цены на все товары растут, затем стабилизируются по мере насыщения.

Конъюнктура характеризуется и определенной самостоятельностью по отношению к циклу. В фазе подъема, например, может наблюдаться ухудшение конъюнктуры, в период кризиса и депрессии могут наблюдаться всплески деловой активности. Это объясняется тем, что помимо циклических закономерностей на развитие конъюнктуры влияют факторы нециклического характера.

Значимость конъюнктурообразующих факторов в формировании рыночной ситуации на товарных рынках различна. Основная сложность связана с тем, чтобы определить влияние отдельных факторов на формирование конъюнктуры.



2015-11-10 2851 Обсуждений (0)
Характеристика экономической конъюнктуры и конъюнктурных исследований 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Характеристика экономической конъюнктуры и конъюнктурных исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2851)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)