III.3.1. Признаки способностей
Для характеристики содержания категории «способность» советский психолог Б. М. Теплов выделяет следующие три наиболее существенных признака ****. 1. Под способностью подразумеваются индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого. Естественно, что нет необходимости называть способностями такие свойства личности, по которым не существует индивидуальных различий между людьми. На этом аспекте понятия «способности» указывал В. И. Ленин: «...равенства сил и способ- * Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 1, с. 101—102. ** Цит. по П. В. Симонову. Эмоциональный мозг. — М.: Наука. 1981, с. 157. *** Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 640. **** Теплов Б. М. Способность и одаренность. — Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии, т. 2. М., 1941. с. 3—56. ностей людей в социалистическом обществе ждать нелепо». И далее: «Когда говорят, что опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, то под равенством разумеют равенство способностей или одинаковость физических сил и душевных способностей людей. Само собой разумеется, что в этом смысле люди не равны. Ни один разумный человек и ни один социалист не забывает этого» *. Поэтому основоположники марксизма-ленинизма подчеркивали необходимость принимать в расчет неравенство способностей при построении коммунистического общества («от каждого по способностям»). 2. Способностями называются не всякие индивидуальные пси 3. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям или Нередко бывает, что тренер недоволен достижениями своего ученика, хотя он показывает результаты более высокие, чем некоторые его товарищи по команде. Тренер объясняет это тем, что ученик не полностью реализует свои способности и при более добросовестном отношении к тренировкам его результаты могли быть гораздо выше. Одинаковые результаты у разных спортсменов не означают, что у них одинаковые способности: у одного спортсмена, обладающего блестящими двигательными способностями, эти результаты указывают на недостаточную тренировочную работу, у другого — свидетельствуют о больших достижениях. Когда выдвигают молодого тренера на работу со сборной командой и мотивируют это хорошими педагогическими и организаторскими способностями, то, конечно, не считают, что его хорошие способности свидетельствуют о наличии необходимых навыков и умений для такой ответственной работы. Как раз наоборот: руководство предполагает, что, хотя молодой и пока еще неопытный специалист не имеет необходимых знаний и умений в полном объеме, благодаря хорошим способностям он сможет приобрести их в достаточно короткие сроки. Таким образом, эти примеры показывают, что способности * Л е н и н В. И. Либеральный профессор о равенстве. — Поли, собр. соч. т. 24, с. 361. только облегчают приобретение знаний, умений и навыков, но сами не сводятся к ним. Обобщая перечисленные признаки способностей, можно определить их как такие индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит быстрота приобретения знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения деятельности.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |