Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III.3.2. Способности и задатки



2015-11-10 865 Обсуждений (0)
III.3.2. Способности и задатки 0.00 из 5.00 0 оценок




В обыденном представлении с понятием «способности» связывается представление о врожденности. Многие люди ошибочно считают, что способности передаются от родителей к детям. Для доказательства наследования способности обычно говорят о семействах, в которых на протяжении нескольких поколений появились лица с выдающимися способностями. Прапрабабка Л. Н. Толстого Ольга Головина (в замужестве Трубецкая) и прабабка А. С. Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) были родными сестрами. У пяти крупнейших представителей немецкой культуры— поэтов Шиллера и Гильдерлина, философов Гегеля и Шеллинга, физика Планка общим предком был живший в XV в. Иоган Вакт. Умерший в 1719 г. житель Вены Симон Михель был прадедом К- Маркса и Г. Гейне*. В семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях предков насчитывалось 18 композиторов, из них 11 приходилось на родственников по нисходящей линии, причем всего 10 мужчин из этой семьи не обнаруживали музыкальных способностей **. В семье Моцарта насчитывалось пять талантливых музыкантов, у Иоганна Штрауса, автора всемирно известных венских вальсов, отец был известным композитором и т. д. Известны семейные династии артистов, врачей, юристов,

спортсменов и т. п.

Основываясь на этих данных, многие буржуазные ученые считают, что одни семьи обладают наследственными высокими способностями, а другие — нет и поэтому даже при благоприятных условиях развития не смогут сделать ничего выдающегося.

Ошибочность подобного вывода обусловлена тем, что он делается на основании тенденциозных исследований только семей выдающихся людей, без анализа родственных связей малоталантливых людей. Вместе с тем если детально проследить их родственные связи, то обнаружится, что у этих людей тоже есть выдающиеся родственники. Поэтому нелепы выводы буржуазных ученых о «чистой расе». Их исследования методически порочны. Кроме того, в них не учитывается так называемая социальная наследственность. Нет ничего удивительного, что дети известных спортсменов тоже занимаются спортом и добиваются заметных успехов: они с детства приобщены к спорту и полюбили его благодаря горячей увлеченности своих родителей.

Генетическая наследственность, конечно, играет определенную

* См.: Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978, с. 39. ** См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 641.

Зак. H6S


роль в развитии способностей человека, но они не являются^ функцией только одной этой наследственности. Во-первых, гене-! тическое и социально формируемое слитно в каждой способности; в неразрывное единство, так что только гипотетически можно! говорить о преобладании одного над другим. Во-вторых, наследуются не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития.

Эти органические наследственно закрепленные предпосылки развития способностей называются задатками. Для двигательных способностей такими задатками являются особенности нервно-мышечного аппарата, для интеллектуальных — сила и подвижность нервных процессов, хорошее кровоснабжение мозга и т. п. Задатки служат предпосылками развития способностей, но совершенно не однозначны с ними и не определяют развития способностей автоматически. «Способности не заключены в задатках. В онтогенезе они не проявляются,, а формируются. Задаток — не потенциальная способность (а способность не задаток в развитии), так как анатомо-физиологическая особенность ни при каких условиях не может развиться в психическую особенность. Следует учитывать также, что природные предпосылки и сами по себе являются продуктом исторического развития. То, что запечатлевается в нервной системе и что передается от поколения к поколению в виде определенных задатков, является тоже результатом длительного филогенетического развития»*.

Задатки полифункциональны. Это означает, что на базе одних и тех же задатков могут быть сформированы самые различные способности. Какие — зависит от окружающей среды, условий воспитания и обучения, требований конкретной деятельности. Например, высокая подвижность нервных процессов может войти в структуру способностей к разным видам спорта, связанным с необходимостью реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, изменять темп и ритм (игровые виды спорта, бокс, фехтование, стендовая стрельба и т. п.).

Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от самого человека или выбранного им рода деятельности, но и от конкретных исторических условий и потребностей общества. По этому поводу К- Маркс и Ф. Энгельс писали: «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант — это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей» **. В качестве иллюстрации этого положения психолог Я. Л. Коломинский рассматривает следующую воображаемую ситуацию: «Где-то на одиноком и далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме одноголосого пения, и никакого другого музыкального

* К р у т е ц к и й В. А. Психология математических способностей школьников.— М.: Просвещение, 1968, с. 74.

** Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 392.


инструмента, кроме барабана. В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокой музыкальной культурой и попал там к хорошим

педагогам» *.

Таким образом, отвергая положение о врожденности способностей,, советские психологи ни в коей мере не отвергают того факта, что в основе их развития лежат задатки. Различие здесь примерно такое же, как между рудой и полученным из нее металлом. Руда, конечно, определяет в какой-то степени конечный продукт, но еще больше он зависит от потребностей общества в определенном типе сплавов, уровне технологии, способах обогащения руд и т. п.



2015-11-10 865 Обсуждений (0)
III.3.2. Способности и задатки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III.3.2. Способности и задатки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)