V.2.2. Эффект совместного действия
Групповая деятельность, в которой все участники связаны условиями ее организации и выполнения, называется взаимосвязанной деятельностью. Чем выше степень взаимосвязанности групповой деятельности, тем сильнее выражен эффект совместного действия. Экспериментально данная проблема рассматривается как вопрос о факторах и психологических закономерностях эффективности групповой деятельности в сравнении с ее индивидуальным выполнением. В экспериментах, проведенных с группами кандидатов в отряд космонавтов, было показано, что успешность взаимосвязанной деятельности людей определяется не столько индивидуальной успешностью и активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, своеобразием стратегии и тактики совместных действий. Для повышения групповой продуктивности в работе необходимо соответствие реально сложившейся в группе системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам задача и предстоящая деятельность. Большой теоретический и практический интерес представляют эксперименты в парах и тройках. Эксперименты со школьниками показали, что результаты слабого учащегося в совместной работе с сильным значительно улучшаются при возникновении состязательной атмосферы в паре. Введение элемента соревнования значительно повышает результативность слабого участника пары и группы в целом. Вместе с тем сильный учащийся, включаясь в работу с одним или двумя слабыми, улучшает свои достижения менее значительно, чем партнеры. Известный научный и практический интерес представляет вопрос о влиянии численности группы на эффективность деятельности ее участников. Исследования показывают, что групповая эффективность в том или ином виде деятельности возрастает при увеличении группы лишь до определенного уровня. В футболе— это команда численностью не менее 9—10 игроков, в волейболе— 5—6, в приятельской компании — 3—5 и т. д. При достижении некоторого «критического» размера группа перестает влиять на успешность выполнения задачи. Слишком большая численность участников группы приводит к тому, что они начинают мешать друг другу, что и снижает эффективность совместной деятельности. Среди психологических феноменов, обусловливающих эффект совместного действия, необходимо учитывать уровень подготовленности участников к выполнению совместной деятельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы как 123 .„ коллектива и др. Принято различать несколько видов и уровней совместимости людей при групповой работе. Социально-психологическая совместимость — это сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общность целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы. Психологическая совместимость — это сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (например, по параметрам ощущения и восприятия, по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности и т. п. Наличие совместимости обусловливает положительный эффект совместного действия, отсутствие совместимости влечет к конфликтности и межличностной напряженности во взаимоотношениях; В спортивной деятельности проблема совместимости членов группы особенно актуальна в командных видах спорта. V.3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП '"' И КОЛЛЕКТИВОВ Примеров групп множество. Это семья, компания, спортивная команда, бригада, школьный класс й пр. Научные знания о поведении и взаимоотношениях людей в
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |