IX.4.3. Организация самовоспитания в целях эффективности занятий физической культурой
Как известно, учебной программой по физической культуре в школе предусмотрены ежедневные самостоятельные занятия дома. Обеспечить выполнение программы в полном объеме можно только при соответствующей организации самовоспитания учащихся. Для этого необходимо содействовать формированию их инициативности, самостоятельности, творческой активности, способности регулировать и совершенствовать свое поведение. Организация самовоспитания школьников требует учета многих условий. Самовоспитание — это сугубо добровольная деятельность. Надо увлечь школьников идеей самовоспитания, сделать ее потребно- стью. Для этого учитель должен знать предпосылки самовоспитания. Их делят на две группы: внешние и внутренние. К внешним предпосылкам относятся: а) знание учителем методики самовоспитания; б) высокая стадия развития детского коллектива; в) органическое включение приемов самовоспитания в жизне Управление процессом самовоспитания связано с умением активизировать внутренние силы учащихся, стимулировать их на самомобилизацию. Высокий уровень развития коллектива обусловлен высокой внутриколлективной требовательностью. Она должна предшествовать организации самовоспитания. Самовоспитание должно стать неотъемлемой частью воспитательного процесса. Учащиеся должны сами отдать предпочтение самовоспитанию, стремясь освободиться от воспитательной опеки. К внутренним предпосылкам относятся: а) определенный уровень самосознания и самопознания; б) интерес учеников к собственному внутреннему миру; в) принятие нравственного образца; г) развитие воли. При наличии внешних и внутренних предпосылок для развития самовоспитания оно может осуществляться в двух формах: коллективной и индивидуальной. Коллективная форма самовоспитания предполагает принятие учениками совместных обязательств по добровольному выполнению различной деятельности на уроках физкультуры. Эти обязательства могут быть приняты под девизом:,«На уроке физкультуры— ни одного пассивного», «К 9 мая сдать все нормы ГТО» и др. Они должны быть обсуждены на классном собрании. Обязательства, принятые большинством голосов, становятся законом. Их выполнение контролирует актив класса. Коллективные обязательства по самовоспитанию способствуют выработке у подростков и старших школьников единых оценок поведения, устойчивого общественного мнения, а в конечном счете— укреплению и сплочению классного коллектива. Индивидуальная форма представляет собой самообязательства конкретного ученика, которые принимаются с учетом его индивидуальных особенностей. Она предполагает высокий уровень взаимоотношений учителя и ученика, основанных на искренности, доверии, внутреннем уважении. Самообязательства включают ежедневные домашние задания по физкультуре. При организации самовоспитания необходимо соблюдать следующие правила: программа по самовоспитанию должна быть конкретной и логичной; принятые самообязательства должны иметь точные временные рамки; новые обязательства могут быть приняты только после выполнения старых; работа над собой должна регулярно оцениваться коллективом. Программа самовоспитания раскрывает его содержательную сторону и способы его реализации, т. е. определяет что и как во- спитывать. Например, ученик VII класса Н. составил следующую программу по самовоспитанию сдержанности: «1) не грубить, даже когда зол и расстроен; 2) не обижаться по пустякам; 3) не давать волю рукам; 4) не раскисать при неудачах». Самовоспитание будет эффективно, если строго соблюдаются этапы его организации. I этап —помочь учащимся правильно оценить свои недостат II этап — организовать практическую деятельность школьников а) взятие письменных самообязательств — добровольное зада б) устный самоотчет — ретроспективный взгляд на свое пове в) письменный самоанализ по истечении сроков самообяза г) самоконтроль в виде дневника. Он играет роль внутреннего д) самооценка. Она развивает умение смотреть на себя со сто III эта п —сформировать потребность в систематической рабо
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1575)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |