Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Х.4. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА



2015-11-10 969 Обсуждений (0)
Х.4. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Основными целями психологии спорта являются изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям. Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач.

1. Изучение влияния спортивной деятельности
на психику спортсменов:

а) психологический анализ соревнований (общий и конкрет
ный по отдельным видам спорта);

б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

в) определение требований, предъявляемых соревнованиями
к психике спортсмена;

г) определение (совместно с представителями других спортив
ных наук) совокупности моральных, волевых и других психологи
ческих качеств, необходимых спортсменам для успешного выступ
ления на соревнованиях;

д) психологический анализ условий тренировочной деятельно
сти и спортивного быта: исследование их влияния на психику
спортсмена с целью поиска таких форм организации, которые спо
собствуют формированию у спортсменов и команд требуемых пси
хологических качеств.

2. Разработка психологических условий повы
шения эффективности спортивной тренировки.
Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спор
тивного мастерства, механизмы и закономерности развития и со
вершенствования всех его компонентов, пути формирования спе
циальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечи
вающие успешность коллективных действий спортсменов. Все это
требует от психологов:

а) психологического обоснования существующих методов и
средств спортивной тренировки и поиска новых;

б) определения путей максимального использования возмож
ностей организма спортсмена как за счет развития психических
функций, так и за счет создания аппаратурных методов трениров
ки (например, использования систем с «биологической обратной
связью»);

в) разработки методов психологического описания отдельных
видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортив
ных способностей, социальной структуры и психологического кли
мата команды;

г) разработки научно обоснованных методов моделирования со
ревновательной обстановки в условиях тренировок, выявления пси
хологических факторов, сближающих условия тренировок с усло
виями соревнований.


3. Разработка психологических основ преде о-
ревновательной подготовки спортсменов. В на4
стоящее время коренным образом меняются содержание и харак-|
тер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешно-!
го выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уров--
ня только физической и тактической подготовленности. Наряду]
с двигательными сенсомоторными навыками и умениями стано-J
вятся значимыми интеллектуальные навыки, а также навыки кола
лективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке!
все большую роль начинают играть различные психические про-1
цессы и состояния. Возрастает значение психологических факто-j
ров, а как следствие и психологической подготовки спортсменов;
к участию в.соревнованиях. Разработка методов и приемов такой!
подготовки —одна из главных функций психологии спорта. Pea^j
лизация этой функции предполагает:

а) изучение закономерностей функционирования психики
условиях соревнований и разработку методов повышения устой
чивости и надежности соревновательной деятельности;

б) исследование психических состояний, развивающихся в пред-
соревновательных и соревновательных условиях, разработку ме
тодов купирования неблагоприятных психических состояний;

в) развитие психопрофилактики, формирование приемов, спо-<
собов и путей психологической закалки спортсменов, повышенш
их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

Решая перечисленные задачи, психология спорта способствует повышению эффективности предсоревновательной подготовю спортсменов.

4. Разработка психологических условий гума
низации спортивной деятельности. Под гуманизаци
ей спортивной деятельности понимается повышение ее содержа
тельности, профилактика травматизма, переутомления, предупреж
дения профессиональных заболеваний и деформаций личности
спортсменов, создание условий для их всестороннего гармониче
ского развития и наиболее полной реализации творческого потен-j
циала.

На решение этих задач направлены санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия. Теоретической основой для решения задач гуманизации спортивной деятельности средствами психологии служат:

а) изучение психологических закономерностей формирования
динамического, равновесия в системе «субъект спортивной дея
тельности—спортивная среда»;

б) изучение структуры мотивов спортивной деятельности, за
кономерностей формирования и перестройки этой структуры в про
цессе спортивного совершенствования;

в) изучение психологических проблем отбора и спортивной
ориентации (определение пригодности личности к конкретному
виду спорта и перспектив ее развития в условиях занятий им спо
собствует более полному раскрытию спортивных талантов);

г) изучение психических состояний спортсменов и закономер-


ностей динамики этих состояний в различных условиях спортивной

деятельности;

д) изучение индивидуальных свойств личности и психических состояний как факторов успешности и безопасности спортивной

деятельности.

5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:

а) изучение истоков и механизмов формирования внутригруп-
повых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций
и т. п.), а также разработку методов управления ими с целью
создания благоприятного психологического климата в спортивных

командах;

б) изучение психологических аспектов и закономерностей меж
личностного общения в спортивных командах и разработку кри
териев психологической совместимости спортсменов;

в) выявление социально-психологических мотивов поведения и

деятельности спортсменов;

г) изучение роли личности тренера и влияния стиля руковод
ства на успешность деятельности и психологию спортивной коман
ды, разработку путей и методов укрепления авторитета тренера,
спортивного педагога, капитана команды, комсомольских и пар
тийных руководителей.

6. Изучение психологических аспектов идейно-политического воспитания спортсменов. Спортсмен является членом команды или спортивного коллектива. Кроме того, иногда он представитель страны, за которую выступает в ответственных соревнованиях, ее общественного строя. Именно поэтому немаловажное значение приобретает формирование поведения спортсмена, воспитание коммунистических убеждений, идеалов, высоких нравственно-политических и патриотических чувств. Главная роль здесь принадлежит идейно-политическому воспитанию, которое осуществляется через комсомольские и партийные

организации.

Психология спорта способствует повышению эффективности идейно-политического воспитания спортсменов путем:

а) изучения структуры и законов функционирования мотива-

ционной сферы спортсменов;

б) разработки методов и путей формирования устойчивых со
циально значимых мотивов поведения спортсменов;

в) изучения психологических механизмов идеологической про
паганды, разработки методов повышения эффективности идейно-
воспитательной работы со спортсменами;

г) разоблачения приемов и методов буржуазной пропаганды,
разработки психологических способов нейтрализации ее влияний

на спортсменов;

д) анализа внутренних условий, влияющих на эффективность
идейно-политического обеспечения (выполнения конкретных за-


дач, возникающих перед спортивными коллективами при подго'1 товке к ответственным соревнованиям.

Как видно из приведенного перечня, диапазон задач, решае-мых психологией спорта, достаточно разнообразен и широк, он охватывает все сферы спортивной деятельности. В этом нашла отражение интегрирующая роль психологии спорта. Методология] системного анализа и системного подхода к спортивной деятель-] ности, требования комплексного решения проблем физического! воспитания и спорта превносятся во все науки о спорте в значительной степени именно психологией спорта. И в этом состоит ее особое значение для спорта, для всех наук о спорте.

Глава XI



2015-11-10 969 Обсуждений (0)
Х.4. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Х.4. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (969)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)