Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Менеджмент: понятие и функции




  1. Менеджмент в рыночной экономике
  2. Принципы, методы и функции менеджмента
  3. Цели менеджмента

Управление деятельностью людей требует исключительно высокого искусства профессионала менеджера, широкого арсенала используемых им приемов и методов, управленческих и предпринимательских навыков. С внедрением менеджмента как науки ныне связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к человеку труда, его раскрепощение, развитие творческой индивидуальности и многое другое.

Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Произошло от глагола «to manage» (управлять) – от латинского «manus» (рука). Т.е., буквально означает «руководство людьми».

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, например, менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. В одном из наших словарей иностранных слов "менеджмент" переводится на русский язык следующим образом: "управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности".

Менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение пред­приятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально - экономического механизма менеджмента. Менеджмент означает и сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода. В то же время — это область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления. Кроме того, термином "менеджмент" часто обозначается управляющий персонал предприятий и фирм.

Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль. Для современного менеджмента характерны:



стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;

— широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;

— постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

— ориентация на достижение запланированного конечного ре­зультата деятельности фирмы;

— использование современной информационной базы для мно­говариантных расчетов при принятии управленческих решений;

— изменение функции планирования — от текущего к перспективному;

— упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;

— оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;

— максимальное применение математических методов и дос­тижений информатики на базе ЭВМ;

— привлечение всех сотрудников компании к управлению ею;

— осуществление управления на основе предвидения измене­ний, гибких решений;

— опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, не­стандартные решения;

— проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;

— способность разумно рисковать и управлять риском;

— возрастание роли маркетинга до ключевой.

Термин "менеджмент" по сущности является аналогом термина "управление", хотя последний намного шире, поскольку применяется к самым разным видам человеческой деятельности. В последнее время в силу сильной конкуренции между предприятиями и перенасыщенности рынков в стиле руководства предприятиями происходят существенные изменения. Если ранее отличным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас хорошим менеджером считается специалист, который для своего предприятия создаст новые рынки, который не только реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок. Задача менеджмента состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным. От менеджера, особенно в России, зависит очень многое. Данные исследований убеждают, что абсолютное большинство банкротств предприятий, случаев возникновения у них кризисных ситуаций зависит прежде всего от неумелого руководства.

Термин "менеджмент" по-разному трактуется у нас и за рубежом. Можно дать следующее общее его определение:

менеджмент —это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Предприятие в условиях рынка создается и успешно функционирует только тогда, когда имеет широкий круг потребителей, клиентов. Это дает возможность определить одну из основных целей предприятия — расширение круга клиентов, являющихся объективной основой дальнейшего существования предприятия. Система маркетингазанимает превалирующее значение во всех сферах деятельности предприятия. Поэтому разработку и утверждение маркетинговой концепции надо отнести к компетенции высшего руководства предприятия.

В рыночной экономике решаются 3 вопроса:

1. что производить?;

2. как производить?;

3. где производить?

Чтобы решить эти задачи, проводятся исследования, которые называются маркетинговыми.

Маркетинг – это планирование товаров, работ, услуг на основе изучения и прогнозирования спроса.

Менеджмент – управление фирмой, направленное на достижение поставленных целей на основе учета, использования и развития внутренних факторов.

Менеджмент — явление творческое, достаточно быстро преобразующееся в совершенно но­вые формы и направления. Как только он отстает от реальных потребностей обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям и изменяется. Управленческие решения, эффективные в одной отрасли и в конкретной ситуации, могут оказаться очень опасными для других отраслей и ситуаций. Многовариантность решений и ходов управления, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой ситуации составляют основу менеджмента. Поэтому упор в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным.

Принципы менеджмента – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих действий.

  1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;

единоначалие и коллегиальность;

 

руководитель конкретного выработка коллегиального

уровня управления решения на основе

пользуется правом мнений руководителей

единоличного решения разного уровня

вопросов, входящих

в его компетенцию

  1. принцип научной обоснованности - все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов;
  2. принцип плановости – установление основных направлений и пропорций развития организации в перспективе;
  3. принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности - каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение;
  4. принцип частной автономии и свободы означает, что все действия исходят от свободнодействующих экономических субъектов;
  5. принцип иерархичности и обратной связи;

       
   
 


заключается в создании постоянный контроль

многоступенчатой за деятельностью

структуры управления всех звеньев организации

и осуществляется на основе обратной связи

  1. принцип мотивации - чем тщательнее менеджер осуществляет систему поощрений и наказаний, тем эффективнее программа мотивации
  2. принцип демократизации управления – предполагает участие в управлении всех сотрудников организации.

Менеджмент, как известно, регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка. Подход к управлению как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение целей предприятия, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках последних — планирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценки, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Все это и должен в полной мере уметь делать руководитель предприятия или его менеджер, то есть, наемный управляющий.

Основные функции менеджмента, следовательно, — планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Планирование, в рамках которого определяются цели рыночной деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. На основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа предприятия. Эта функция представляет собой по существу процесс подготовки решений.

Этапы планирования:

а) постановка целей;

б) определение исходных предпосылок;

в) выявление альтернатив;

г) выбор наилучшей альтернативы;

д) ввод и исполнение плана.

Организация, задачей которой является формирование структуры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Это - прежде всего оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявление вполне конкретных структур предприятия.

Мотивацияимеет целью активизировать работающих, побудить их трудиться эффективно для реализации намеченных целей. Для этого внедряется разнообразное материальное и моральное стимулирование работающих, создаются условия для проявления творческого потенциала и развития работников. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются:

а) стимулирование, т. е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

б) собственно мотивирование, т. е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду.

Главным здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтоб успешно осуществить эту функцию управления должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации, он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.

Контроль,задача которого — в количественной и качественной оценке и учете результатов работы. Главные инструменты данной функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности фирмы, учет и анализ. Контроль выступает в качестве элемента обратной связи. На основе его данных осуществляется корректировка принятых решений, планов, норм и нормативов. Эта функция, как говорил А. Файоль, «состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления». Другими словами, контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

Координация— важнейшая функция менеджмента, гарантирующая бесперебойность и непрерывность действий. Цель координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации посредством установления оптимальных связей (коммуникаций) между ними. Здесь широко используются отчеты; интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телевещания и т. д. С помощью различных форм связи обеспечивается взаимодействие между подсистемами, осуществляется маневрирование ресурсами, достигается единство и согласование всех функций менеджмента, а также действий руководителей.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод – способ достижения цели.

Метод управления – это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

В практике менеджмента, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания.

Выделяют следующие методы управления:

- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- административные (организационно-распорядительные), основанные на прямых директивных указаниях;

- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности.

Под экономическими методами понимается использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации.

Метод предполагает:

- коммерческий расчёт – соизмерение затрат и результатов хозяйственной деятельности организации и обеспечение прибыльности. Используются такие рычаги как ценообразование, издержки производства, финансирование и кредитование

в том числе:

- разработка цен (тарифов);

- финансирование деятельности;

- образование и использование фондов экономического стимулирования;

- премирование;

- контроль над соблюдением платёжной дисциплины;

- разнообразное использование средств;

- использование системы оплаты труда;

- применение экономических мер воздействия;

- материальное поощрение работников и т.д.

Административные (организационно - распорядитель-ные) методы управления – суть сводится к координации действий подчиненных. Никакие экономические методы управления не смогут существовать без административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.

Административные методы управления опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на представленное ему в этом право.

Организационно-распорядительные методы управления оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, указания, контроль за их выполнением, поддержание трудовой дисциплины.

Административные методы управления осуществляются в форме организационного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства, включает:

· организационное, регламентированное (определяет то, чем должен заниматься руководитель, и представлено положениями о структурных подразделениях);

· организационное нормирование (как выполнить ту или иную деятельность управления).

· организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний (должностные инструкции, методические рекомендации).

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания.

Приказ – письменное или устное требование руководителя решить определённую задачу или выполнить задание. Издаётся линейным руководителем.

Распоряжение – письменное или устное требование решить отдельные вопросы. Издаются руководителем производительные единицы подразделения, начальником службы.

В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:

1) вынужденное и внешне навязанное сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как «нажим»;

2) пассивное: характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

3) осознанное, внутренне обоснованное.

Социально-психологические методы воздействия – установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов;

Социальные методы:

1) совершенствование социальной структуры

- изменение социального состава работников, социально-демографического состава;

- повышение общего и социального образования работников;

- регулирование движения работников и текучести кадров.

2) улучшение условий труда и охраны здоровья работников

- улучшение санитарно-гигиенических условий;

- создание безопасных условий труда;

- сокращение производственного травматизма;

- профилактика и снижение заболеваемости.

3) совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

- материальное и моральное стимулирование;

- совершенствование системы оплаты труда;

- улучшение жилищных и бытовых условий;

- совершенствование системы общественного питания и бытового обслуживания.

4) воспитание личности и развитие активности

- развитие трудовой и творческой активности;

- использование свободного времени;

- культурно-массовая работа;

- физическая культура и спорт.

Психологические методы представляют способы регулирования межличностных отношений путём создания оптимального морально-психологического климата; применение таких факторов, как сохранение традиций, профессиональная гордость, перспективы роста, привлекательность труда, обучение кадров и личный пример руководителя, организация соревнований.

Основные цели менеджментапрогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. Задачей менеджеров является обеспечение прибыль­ности деятельности фирмы посредством рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника. Важнейшей задачей менеджеров является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение достаточной рентабельности предприятия, его стабильного положения на рынке. Для этого необходимы:

— осуществление технологической перестройки и автомати­зация производства, переход к использованию работников высокой квалификации;

— стимулирование работы сотрудников фирмы путем созда­ния для них благоприятных условий труда, установления более высокой заработной платы, внедрения широкой гаммы нематериальных поощрений;

— постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;

— систематический поиск и освоение новых рынков. Менеджерам приходится решать целый комплекс ключевых вопросов;

— определение целей развития фирмы;

— выявление приоритетных задач, их очередности и последо­вательности путей их разрешения;

— разработка стратегии развития фирмы;

— подготовка системы мероприятий для решения поставлен­ных задач в установленные сроки;

— оценка необходимых ресурсов и источников их пополнения;

— установление жесткого контроля над выполнением намечен­ных заданий;

— эффективное управление людьми.

Эффективно действующий на рынке менеджер обеспечивает единство всех видов форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления.

Налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке в текущее время и в перспективе — главное в менеджменте. Управ­ление путем постановки и реализаций целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы. Характерны цели общие и специфические. Общие (стратегические) цели отражают концепцию развития фирмы в целом, а специфические — разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при ми­нимуме затрат и максимуме эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляют свои действия на достижение общих целей на основе мотивации их труда.

 

Выводы:

1. Существуют несколько определенийменеджмента:

- это способ, манера общаться с людьми;

- это власть и искусство управления;

- особого рода умелость администраторские навыки;

- это совокупность стратегий, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства;

- это теория и практика управления фирмой и персоналом в условиях рынка.

2. Менеджмент– это совокупность принципов, функций, методов и средств управления в условиях рынка.

3. Управление осуществляется только на основе учета внешних и внутренних факторов. В системе управления четко проявляется взаимосвязь маркетинга и менеджмента.

4. Основными функциями менеджментавыступают планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

5. Задачей менеджеров является обеспечение прибыльности деятельности фирмы посредством рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.

6. Современный менеджмент становится наукоемкой сферой деятельности и все в большей мере требует высокого профессионализма и разносторонних знаний.

 





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)