Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Эволюция развития управленческой мысли




  1. Школы менеджмента
  2. Подходы к управлению

 

Менеджмент функционирует на основе собственного экономического механизма, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений фирмы, ее сотрудников в реализации поставленных перед фирмой задач. Этот механизм объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты всей ее деятельности получают оценку на рынке. В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективный процесс обобществления и укрепления производства, который дает фирмам возможность влиять на состояние рынка, характер и механизм экономических отношений на нем, осуществлять его раздел и передел.

Управление появилось вместе с людьми. Где хотя бы два человека объединяются в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникает задача координации их совместных действий, решение которой кто-то должен брать на себя.

Возникновение науки управления относится к концу XIX – началу XX столетия. Её основателем был американский инженер Ф.У. Тейлор. Фредерик Тейлор – основатель 1-ой школы научного менеджмента (1856-1915 гг.).

Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда:

1) администрация берет на себя выработку научного фундамента;

2) администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого рабочего;

3) администрация осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими;

4) устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Теория Тейлора предусматривала односторонние влияния управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчинение управляющему. В полученном задании рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог нарушить. Тейлоризм, в какой-то мере, игнорировал рабочего как личность.

К создателям научного менеджмента историки относят также американского мыслителя Гаррингтона Эмерсона (1853-1931). Главный труд его жизни «Двенадцать принципов производительности». Под термином «производительность» Эмерсон понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом.



2-ая школа – административное управление. Анри Файоль (1841-1925гг.) – родоначальник теории общих принципов организации, или административно - управление. Он понимал администрирование как составную часть управления, включающего, кроме административной функции, производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую функцию.

В административной функции Файоль выделил пять её элементов: предвидение, планирование, организация, координация и контроль.

Анри Файоль выдвинул следующие принципы управления:

1) разделение труда;

2) власть и ответственность;

3) дисциплина;

4) единоначалие;

5) единство руководства;

6) подчиненность личных интересов общим;

7) вознаграждение персонала;

8) централизация;

9) скалярная цепь;

10) порядок;

11) справедливость;

12) стабильность рабочего места для персонала;

13) инициатива;

14) корпоративный дух.

Административная деятельность включала в себя: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность, составление бюджета.

3-я школа - школа человеческих отношений (школа социальных систем).

Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности. Начало этому направлению положил один из основателей школы Элтон Мэйо. Он пришел к открытию, исследуя зависимость производительности труда от уровня оснащенности рабочего места. Школа рассматривает человека в социальной группе в комплексе социальных отношений организации.

Мэйо полагал, что конфликты между человеком и организацией можно снять, удовлетворяя потребности исполнителя. Во главу угла но ставил человеческие отношения. Считается, что потребности человека и потребности организации не совпадают.

Большой вклад также внес американский ученый Абрахам Маслоу. Ввел понятие «иерархии потребностей» и предложил пирамиду потребностей. В данном случае работник, удовлетворив группу потребностей одного уровня, стремится к удовлетворению потребностей следующего уровня.

Представителями школы выдвинуты 15 критериев мотивирующей организации труда.

1) любые действия должны быть осмысленными;

2) большинство людей испытывают радость от работы;

3) каждый на своем месте хочет показать, на что он способен;

4) каждый человек стремится выразить себя в труде;

5) практически каждый имеет свою точку зрения на то, как можно улучшить свою работу;

6) людям нравится ощущать свою значимость;

7) каждый стремится к успеху;

8) успех без признания приводит к разочарованию;

9) по тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают, какова их значимость;

10) сотрудникам не нравится, чтобы решения об изменениях в их работе и на рабочих местах принимались без их ведома;

11) каждому требуется информация о качестве собственного труда;

12) для всех нас контроль со стороны неприятен;

13) большинство людей стремятся приобрести новые знания;

14) сотрудники резко реагируют, если их старания и полученные лучшие результаты приводят только к тому, что их еще больше нагружают;

15) позволяет ли работа быть самому себе шефом?

Взгляды Мэйо получили дальнейшее развитие в трудах Дугласа Макгрегора. Он проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать действия исполнителя. На основе факторов, которые зависят от руководителя, сформулировал 2 подхода:

1) Теория Х:

А) Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

Б) Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить его работать для достижения целей организации.

В) средний человек предпочитает, чтобы им руководили: он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

2) Теория У:

А) Работа для человека так же естественна, как игра.

Б) Внешний контроль – не единственное средство объединения условий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль.

В) Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования.





Читайте также:





Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)