Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Методы и приёмы приобщения дошкольников к активному восприятию музыки. Интерес к музыке формируется в прцессе восприятия,слушания.Вклад : Шацкая,Медушевский,Ветлугина.В 70ег. 20в. Кабалевский,90ег Радынова. Совельева. Восприятие муз.это активный процесс не просто ее слушания,а порцес слышания подрозумевающщщий понимание музыкального образа,связанное с активностью эмоций,мышления,воображения.Особенности В.:доступен детям в раннем возрасте;В.муз.является обязательным компонентом Любого вида муз.деят. Формы восприятия:В.как компонент любого вида муз.деят.; восприятие муз.как самост.вид ДМД; восприятие музыки на праздниках,досугах. Задачи: 1.Формирование способности сопереживания образу.2.Развитие музыкальности,спец.способностей.3.Оценочное отношение к музыке.4Обогощение слухового опыта.5.Формирование знаний о музыке. Этапы:1.Первичное или целостное(эмоцион.настройка на воспритие произведения;выразительное исполнение;баседа о прослушанной муз.)2.Повторное или дифференцированное (повторное исполнение целиком,по частям;параллельно с исполнением отрывков беседа о муз.).3.Узнавание и осознанное восприятие (узнавание по отрывку;уточнение ,пояснение хар-ра музыки;сравнение с другими произведениями). Требования к репертуару:Преобладание гаммы светлых,жизнерадостных чувств,художественность муз.репертуара:Разнообразие музыки;Доступность произведений. мет приоб к муз в мл гр.решаются задачи в мл гр- приучать внимат слушать муз, не разговар во время исполнения, не прерывать ее возгласами. В мл гр — уметь внимат слушать небольш муз произв до конца, не отвлекаясь. Формируя муз представл д, педагог стремится : чтобы они запоминали отдельные муз произв, узнавали их при повторном исполнении. Развивая муз слух р-ка, он вкл муз-дид-ие игры с определенным сод-ем и правилами мет приобщ кмузв сред. гр. Мет обуч, развив-щая воспр музыки, направлена на то, чтобы вызвать у д эмоц отклик. Этой задаче подчинены выразит исполнение, краткие пояснен,применение различ наглядн приемов.. Необходимо применять различные игров приемы, муз загадки, игрушк кот помогают р-ку понять и запомнить музыку. Развитию слуховых ощущений и восприят помогают муз-дидакт игры. Напр, в игре «Ну-ка, угадай-ка» д подражают звукам птиц, животных и «произносят слоги «га-га-га» или «ме-ме-ме» то выше, изображая соответ ственно маленьких гусят, козлят, то ниже, подражая большому гусю, козе. Различают тембр голоса («Узнай по голосуй), силу звучания («Тише - громче в бубен бей»), ритм («Музыкальные молоточки»).
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Для успешного музыкально – сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально – дидактические игры. Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представление детей о средствах музыкальной выразительности. Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально-сенсорное развитие ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношение звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств. Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями, цветные фигуры и т.д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее. Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимыхмузыкально – дидактических игр имеют большое значение: · помогают планомерному развитию музыкального слуха; · вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же муз. произведении; · формируют необходимые черты личности (чувство товарищества, ответственности, инициативу, самостоятельность); · развивают умения применять полученные знания в повседневной жизни. Следует отметить полифункциональный характер музыкально – дидактических игр, которые можно рассматривать: § как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; § как одну из игровых форм обучения; § как самостоятельную игровую деятельность; § как средство музыкального общения и развития ребенка. Музыкально-дидактическим материалом игр являются: · песни, инструментальные произведения; набор музыкальных инструментов; наборы музыкальных игрушек. Существуют различные классификации игр и пособий. Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий. О. П. Радынова разделяет игры по возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений и чувства ритма. А.Н. Зимина разделяет игры в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий: спокойное музицирование (статичные, часто с пособиями и соревновательным элементом); игры типа подвижных (динамичные с элементами соревнования), игры, построенные по типу хороводных (с ограничением двигательной активности, с элементами соревнования). Можно подобрать музыкально – дидактические игры и пособия для овладения детьми различными видами исполнительства (пением, музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах). Во всех видах музыкально – дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей,точно их выполнивших. Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий,определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий. Развитие этой способности предполагает сочетание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий). Игры и пособия для развития музыкально – слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально- слуховых представлений. Развитие чувства ритма – способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачи смены характера музыки с помощью движений. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Таким образом, музыкально – дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие недостаточно развитой способности. Муз.-дид. игры проводятся и во время занятий (2-4 мин.) и в свободное от занятий время (регламентируются режимом дня). Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами, игрушками, рекомендованными программой, обновляя пособия 1-2 раза в месяц. Воспитателям необходимо самим изготавливать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |