Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аспекты формирования и развития социальной политики в России



2015-11-10 2286 Обсуждений (0)
Аспекты формирования и развития социальной политики в России 5.00 из 5.00 3 оценки




Социальная политика в России имеет много особенностей, которые сложились ещё в советский период развития нашей страны. Сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социально защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие – все это во многом оказало влияние на становление российской модели социальной политики.[4]

Немаловажное значение на ее формирование также оказали и такие факторы, как: климатические условия, географическое положение, экономическая специализация регионов, социокультурные особенности национальных образований, мегаполисов, крупных и мелких городов, села, этническое разнообразие и др.

Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. В ее состав входит 83 субъекта, имеющих различный административный статус, уровень социально-экономического развития, территориальные, культурные различия и т.д., что делает Россию асимметричной федерацией. Такая асимметрия делает достаточно проблематичным ведение единой государственной социальной политики, существование общих социальных стандартов, выполнение государством единого набора социальных функций[5].

Несмотря на такие яркие различия, государство едино, а значит, предполагает выделение сущностных свойств на всем своем пространстве и на всех уровнях власти.

На федеральном уровне задается стратегия и разрабатываются основные направления социальной политики, создаются условия для ее осуществления на всех остальных уровнях: формируется нормативная база, регулирующая вопросы функционирования и развития социальной сферы, разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, вырабатывается стратегия финансирования социальной сферы. Одна из задач общегосударст­венной социальной политики — формирование единого социаль­ного пространства, целью которого является сглаживание межре­гиональных различий.

Поскольку развитие социальной сферы носит ярко выражен­ный территориальный характер, при проведении социальной по­литики неизбежна относительная региональная самостоятель­ность. В постсоветский период влияние федерального центра на реализацию социальной политики на местах стало незначитель­ным, тогда как региональные власти играют здесь самую сущест­венную роль[6]. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории в соответствии с законодательством субъекта федерации, которое должно соот­ветствовать нормам и принципам федерального законодательства. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта внутри региона.

Муниципальный уровень также играет важнейшую роль в осуществлении социальной политики, по­скольку в сфере муниципального управления сосредоточена от­ветственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач местного сообщества. Органы местного самоуправления являются наиболее оперативными субъектами социальной политики. Только на этом уровне можно изучить условия жизнедеятельности общества, что дает возмож­ность наиболее полно учитывать потребности индивидов, оказы­вать адресную помощь. На муниципальном уровне в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельнос­ти населения, привлечение усилий негосударственных организа­ций и объединений.

Таким образом, социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер. Реальная, конкретная социальная политика осуществляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на региональном и муниципальном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение.

Развитию социальной политики посвящена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

С исчезновением советской системы планирования народного хозяйства наша страна, в годы становления новой государственности, перешла от долгосрочного к средне- и краткосрочному планированию мероприятий в области социальной сферы.

Стабилизация государственных институтов, становление рыночной экономики обеспечило возможность государству перейти к долгосрочному планированию социально-экономической сферы на качественно ином методологическом уровне.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года включает в себя:

· основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

· стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

· формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

· цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

· цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

· параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Стратегической целью Концепции является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

В сфере развития человеческого потенциала Концепция предполагает реализацию следующих направлений: демографическая политика и политика народосбережения; развитие здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; развитие образования, развитие культуры и средств массовой информации; развитие рынка труда; повышение доступности жилья; развитие социальных институтов и социальная политика; молодежная политика; развитие пенсионной системы; экологическая безопасность экономики и экология человека.

Концепция является первым документом такого уровня и масштаба в нашей стране. Реализация положений Концепции позволит России в 2015 - 2020 годах войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.



2015-11-10 2286 Обсуждений (0)
Аспекты формирования и развития социальной политики в России 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Аспекты формирования и развития социальной политики в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)