Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ




Характеризуя особенности политического процесса в со­временной России, необходимо помнить, что его специфика во многом порождена особенностью переходного этапа от то­талитаризма к демократии. Из курса истории вы знаете, что с конца 80-х гг. XX в. началось движение нашего общества по пути демократических преобразований. Вехами этого процесса стали провозглашение политики гласности, прове-


дение выборов в высший орган власти — Съезд народных де­путатов — на альтернативной основе, отмена 6-й статьи Кон­ституции 1977 г., утверждавшей монопольное политическое положение КПСС в политической системе страны. Переуст­ройство политической сферы на демократических началах, переход к новому типу политической системы оказались де­лом нелегким, длительным и неоднозначным. Перемены за­тронули базовые социальные, экономические и политичес­кие структуры, сам образ жизни миллионов людей в нашей стране, систему их ценностей. Однако произошедшие преоб­разования далеко не всегда оказывались к лучшему. Страна пережила тяжелейший спад в экономике (в 2000 г. валовой внутренний продукт России составлял всего 58% от ВВП РСФСР 1990 г.). Крушение устаревших общественных догм сопровождалось и разрушением социальных норм, регулиро­вавших различные стороны жизни людей. Серьезно постра­дал уровень жизни значительных слоев населения. В резуль­тате особенностью политических процессов в современной России является, по данным социологических исследований, крайне низкий уровень доверия граждан практически ко всем политическим институтам. Издержки радикальных экономических преобразований и демократизации (которые тем не менее нельзя считать более значительными, чем из­держки других революций) породили разочарование и недо­вольство нынешним положением, а у старших поколений нередко еще и ностальгию по советским временам. Вместе с тем в целом российское общество рубежа XX—XXI вв. оказалось обществом перспективного, а не ретроспективного идеала. Проводившиеся за последние годы опросы общест­венного мнения наглядно продемонстрировали, что более по­ловины россиян считают, что без демократических процедур нормальная жизнь в обществе невозможна.



Большинство аналитиков сходится во мнении, что на пу­ти становления российской государственности за минувшие 15 лет были сделаны важные шаги. Ее контуры обрели бо­лее четкие очертания. Принята новая Конституция РФ (1993 г.), в которой высшей ценностью провозглашены пра­ва, свободы, честь и достоинство человека. В свете произо­шедших в стране за последние годы трансформаций пер­спектива сползания к какой-либо форме диктатуры выглядит довольно спорной. Вместе с тем очевидно, что и переход к демократии в России еще далек от завершения. Главная проблема, стоящая перед Россией, по-прежнему, как и в начале 90-х гг. XX в., состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органичного сочетания рыноч­ной экономики, политической демократии, правового госу­дарства и российских исторических и культурных тради­ций.


Особенностью политического процесса в современной Рос­сии является достаточно причудливое сочетание элементов авторитаризма, во многом доставшихся в наследство от прежней советской политической системы, и демократии. Выдвигаются задачи реформирования правоохранительной и судебной систем, обеспечения прав граждан, создания усло­вий для развертывания предпринимательства, что соответст­вует принципам демократии. Но все это сочетается с прояв­лением авторитарных тенденций, особенно в ряде регионов, а также на местном уровне. Существует мнение, согласно которому особенностью политических процессов в современ­ной России является их «гибридный характер» в большин­стве регионов страны. Отличительной характеристикой та­кого режима является его парадоксальная устойчивость, которая обеспечивается отсутствием явных внешних и вну­тренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону авторитаризма или демократии последовательной. Таким образом, политический процесс и политический ре­жим в современной России имеют очевидные признаки де­мократии — регулярные выборы, наличие политических прав и свобод, функционирование так называемой систем­ной оппозиции. Но одновременно существующая система от­вечает интересам привилегированных групп — старой и но­вой бюрократии, крупного бизнеса, партийной элиты, генералитета. Политический процесс в этих условиях опи­рается на старые, привычные административные механизмы мобилизации и контроля, но при этом использует и новые, демократические институты. Многие эксперты обеспокоены возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженнос­ти, стрессов политической системы страны, которой не хва­тает гибкости и адаптивности к условиям меняющегося ми­ра и которой со временем может недоставать массовой поддержки.

Вместе с тем российские реалии дают и повод для опти­мизма. Ряд демократических институтов прочно вошел в по­вседневную жизнь. У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе и свободе слова. Проводимая реформа избирательной системы может усилить роль партий в политическом процессе. И хотя демо­кратия, демократический политический процесс в его разви­тых формах остаются для России делом будущего, перспек­тивы для их развития достаточно благоприятны и во многом связаны с расширением возможностей и предпосылок само­организации людей, институтов гражданского общества.

Модель демократического процесса не может быть навя­зана сверху. Она должна расти снизу и вобрать в себя те нормы, ценности и процессы, которые содержат потенциал взаимного доверия и социальной интеграции.


S4W Основные понятия:политический процесс. яЙЩ Термин:агрегация.

Проверьте себя

1) Почему мы можем назвать политический процесс ди­намической характеристикой политической системы? 2) Ка­кие факторы оказывают воздействие на политический про­цесс? 3) В чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем и систем диктатор­ского типа? 4) Каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом процессе? 5) Дайте харак­теристику основных типов политических процессов. 6) В чем состоят особенности политического процесса в современ­ной России?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Один из ваших друзей заявляет, что рядовые гражда­
не в нашей стране никак не включены в политический про­
цесс и не принимают в нем никакого участия. Что вы мог­
ли бы возразить? Обоснуйте собственную точку зрения.

2. Часто можно услышать утверждения, согласно кото­
рым партии не играют никакой значимой роли в рамках по­
литического процесса в нашей стране. Насколько обоснова­
на подобная точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

3. Подумайте над тем, какие именно политические про­
цессы протекают в данный момент в вашем родном городе
(регионе).

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современных американских политоло­гов о политическом процессе.

Выработка политического курса является ключевым мо­ментом политического процесса. Чтобы понять политику го­сударства, мы должны знать, как принимаются решения. ...Правительственные учреждения играют центральную роль в выработке политического курса. Влияние экономических, социальных и индивидуальных акторов (от лат. actor — дей­ствующий) оказывается важным, когда оно отражается на решениях, принятых в рамках правительственных институ­тов. Не будучи трансформированы государственными чинов­никами в законы или политический курс в соответствии с установленными правилами принятия решений, не могут стать эффективными ни претензии групп интересов на на­логовые льготы, ни требования защитить находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры либо фауны. Вместе с тем было бы неверным трактовать правительственные действия как нечто сугубо однонаправленное. Процесс взаимодейст­вия между правительством и гражданами имеет двусторон-


ний характер, включая в себя идущие вверх влияния и тре­бования общества и спускающиеся вниз решения правитель­ства. Хотя партии, группы интересов и другие акторы мо­гут быть весьма активными в артикуляции и агрегации интересов, правительственные чиновники, законодатели и соответствующий штат служащих по большей части непо­средственно инициируют и формулируют предложения отно­сительно политического курса.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.

Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. —

М.: Аспект пресс, 2002. — С. 187—188.

РН Вопросы и задания к источнику. 1) Какие именно институты политической системы играют решающую роль в разработке поли­тического курса? 2) Какими институтами осуществляется влияние на принятие решений правительственными учреждениями?

Выводы к главе II

1. Мир политики сложен и многообразен. Осмыслить по­
литическую жизнь в целом, упорядочить представление о
взаимодействиях ее участников, рассмотреть взаимосвязи
политики с экономикой, социальной сферой, культурой,
уяснить способы поддержания стабильности в обществе по­
зволяет понять политическая система. Оно охватывает со­
вокупность политических институтов, норм, ценностей,
идей и отношений, в которых реализуется политическая
власть.

Демократическую политическую систему характеризуют свободные выборы, парламентаризм, принцип большинства, право меньшинства на оппозицию, гласность, правовое госу­дарство, развитое гражданское общество, гарантированность прав и свобод человека, приверженность общества демокра­тическим ценностям.

2. Важнейшее место в политической системе занимает го­
сударство. Это политический институт, отличающийся от
гражданского общества, имеющий определенный аппарат,
обладающий верховной властью на определенной террито­
рии, имеющий право издавать обязательные для всех граж­
дан законы. Государство выполняет основной объем работ по
управлению обществом. Центральную роль в государствен­
ном управлении играют бюрократические структуры, кото­
рые призваны участвовать в подготовке политических реше­
ний и их проведении в жизнь.

3. Активную роль в политической жизни играют полити­
ческие партии — добровольные политические организации,
объединяющие лиц с общими интересами и идеалами, дея­
тельность которых направлена на завоевание политической


власти либо на участие в ее осуществлении. Партии выра­жают интересы различных социальных групп, предлагают собственное видение целей политики и путей ее осуществле­ния, стремятся обеспечить себе поддержку избирателей, до­биться реализации своей политической программы на зако­нодательном и исполнительном уровнях. В партийных программах воплощены политические идеологии — системы понятий и идей, в которых определенные субъекты полити­ки отражают в своем сознании политическую жизнь, осозна­ют собственные политические позиции и видят ориентиры борьбы за свои интересы.

4. Политический лидер является, как правило, руково­
дителем организации (обычно политической партии) или го­
сударства, т. е. политическим руководителем. Политическое
лидерство — это постоянное влияние на людей; влияние од­
нонаправленное от лидера на объект; широкое, охватываю­
щее все общество или большие группы людей; опирающее­
ся на авторитет лидера.

Значительную роль в политике играет политическая эли­та — группа (или совокупность групп), выделяющаяся из ос­тального общества влиянием, привилегированным положе­нием и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использова­нием государственной власти или воздействием на нее.

5. Проявлением вовлеченности граждан в политические
отношения является политическое участие. Оно выступает
показателем демократизации. Политическое участие — мно­
гомерное явление, включающее широкий набор действий,
связанных с влиянием в политике. Его формы и степень ак­
тивности зависят от психологических, социальных, эконо­
мических, культурно-исторических факторов. Политическое
поведение — это совокупность поступков, сознательных дей­
ствий, направленных на достижение какой-либо социально
значимой цели, порождаемых традициями, ценностными
ориентирами, а также бессознательных действий, вызван­
ных эмоциональным состоянием индивида. Утверждение в
сознании людей демократических ценностей во многом оп­
ределяет их ориентацию на демократические, правовые фор­
мы политического поведения.

6. В современном обществе никакая общественно-полити­
ческая организация и ни один политический деятель не мо­
гут быть успешными в публичной политике без доступа к
СМИ.

Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политичес­кой системе.


7. Формой функционирования политической системы об­щества, развивающегося в пространстве и времени, являет­ся политический процесс. Это продолжительная во времени смена состояний политической системы или ее отдельных элементов, которая совершается под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Среди процессов, проис­ходящих в демократическом обществе, особое значение име­ет избирательный процесс. Он обеспечивает легальность и легитимность существующих государственных органов, по­казывает уровень доверия к политике правительства.

Вопросы и задания к главе II

1. Какова роль политической системы в жизни общест­
ва? Чем отличаются ее функции от функций других сфер
деятельности людей?

2. Перечислите основные политические институты и оха­
рактеризуйте роль каждого из них.

3. Как соотносятся политические институты с подсисте­
мами политической системы?

4. Назовите субъектов политической жизни и охаракте­
ризуйте возможности влияния на политику каждого из них.

5. Каково влияние политических партий, политических
лидеров и СМИ на политическое участие и политическое по­
ведение граждан?

6. Какую роль играют идеологии в политике государств,
политических партий и в политическом поведении лю­
дей?

7. На любом примере покажите взаимодействия, воз­
никающие в политическом процессе между его участни­
ками.

Готовимся к экзамену

1. Из перечисленного исключительным признаком государ­
ства является:

1) право официально представлять все общество внутри
страны и за рубежом;

2) наличие бюджета;

3) защита интересов граждан;

4) существование в качестве политической организации.

2. Одной из форм политической идеологии являются:

1) политические конфликты;

2) политические объединения;

3) политические программы;

4) политические демонстрации.

3. Законодательство в Российской Федерации является
функцией:


1) Правительства;

2) Федерального Собрания;

3) Президента;

4) Конституционного суда.

4. Верны ли следующие суждения?

А. Следствием расширения функции государства в раз­личных сферах является усиление роли государственного аппарата.

Б. Одним из негативных следствий усиления государст­венного аппарата является возможный рост его замкнутости.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны и А, и Б.

4) Оба суждения неверны.

5. Дополните перечень признаков и ценностей демократии:

1) принцип народовластия;

2) принцип большинства;

3) ... и т. д.

6. Напишите с использованием понятия «тоталитаризм» три
предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
режиме.


Глава III ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА





Читайте также:


©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.179 сек.)