Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — ЯДРО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ




Вжизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, кото­рые, как правило, выработаны многовековым опытом чело­вечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры. Нравственные были рассмотрены выше. Ниже речь пойдет о мировоззренческих.

В кратком, наиболее распространенном понимании миро­воззрение — это совокупность взглядов человека на мир, ко­торый его окружает. Более развернутое определение харак­теризует мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к ок ружающему миру, его месту в нем и выступающих в каче­стве ориентиров и регуляторов поведения личности.

Иногда в литературе встречаются термины, близкие термину «мировоззрение», — «миропонимание», «миросо­зерцание». Они означают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой — то, что связано с деятель­ностью человека: его ощущения, созерцание, понимание, воззрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духов­ного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружа­ющим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение —это целостное представ­ление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной груп­пы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде все­го отметим, что оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои про­блемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценно­сти.

Классификация типов мировоззрения может быть раз­личной. Так, в истории философии прослеживается несколь­ко подходов к выработке мировоззренческих установок. Од-




ни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропо­центризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоз­зрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классифика­ция типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение форми­руется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содер­жанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо че­ловек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает жи­тейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опи­рается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.

Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой ко­торого являются религиозные учения, содержащиеся в та­ких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина ми­ра, учение о предназначении человека, нравственные запо­веди, направленные на воспитание у него определенного об­раза жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с ду­ховными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабая сторона религиозного мировоззрения — прояв­ляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных ус­ловиях, представляет фундаментализм — религиозный экс­тремизм, фанатизм. Об опасности фанатизма, «перенесения религиозной веры на другие сферы», предупреждали рус­ские религиозные мыслители. Н. А. Бердяев писал: «Фана­тика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состоя­ния; он перестает внутренне владеть собой». Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание


ic достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Прав­да, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и не­достатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социаль­ной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заня­ло в науке подобающего ему места. Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоя­щего и будущего. Разработка данной триады — задача не­исчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать ми­ровоззрение.

Поворот науки к проблеме человека может стать решаю­щим облагораживающим фактором для всех типов мировоз­зрения, главной общей чертой которых станет гуманистиче­ская направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориен­тации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защи­щает достоинства человека, его созидательный труд и бла­госостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловече­ских, входят и ценности общенациональные (применитель­но к нашей стране — общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие об­разования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, не­прикосновенность жилища и т. д.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности лю­дей?

Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и це­ли для всей его практической и теоретической деятельнос­ти. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую серд­цевину позволяет людям понять, как лучше достичь


намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, кото­рый освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596—1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в тем­ноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззре­нии ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достиже­нии им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

В научных трудах отмечается, что через всю историю фи­лософии проходит мысль о трех основных аспектах духов­ной жизни человека. Немецкий философ Л. Фейербах на­звал их сердцем, разумом и волей. В мировоззрении личности ценности выражают «линию сердца», знания — «линию разума». Но только воля делает мировоззрение реаль­ным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством установки — состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Современный русский ученый В. Н. Сагатовс-кий, обращаясь к студентам, пишет: «Ценности определяют твой выбор, знание обосновывает его. Но готов ли ты на деле следовать выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое — в лучшем случае умственная иг­ра или приятные мечтания, а в худшем — мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом».

В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосред­ственно влияет на поведение в реальных жизненных си­туациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность — качество развитой личности. Как писал Булат Окуджава, «...чувство ответственности не присуще унылой посредственности».

МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА

Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмот­рения проблемы менталитета.

Что такое менталитет человека? Понятие это относитель­но новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его оп­ределение. Происходит оно от французского слова, соответ­ствующего русским словам «склад ума», «умонастроение». Специалисты говорят, что точного, однозначного перевода


этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточ­но широко. Так, например, говорят о менталитете конкрет­ного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто сово­купность знаний, которыми он обладает. Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания интеллект. Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многооб­разие окружающего мира и осознание человекам своего места в этом мире. Менталитет — это специфический пси­хологический склад, возникший на базе культуры, общест­венного и личного опыта, который проецируется на прак­тическую деятельность.Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, свое­го рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкрет­ным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса форми­рования духовного мира человека и неповторимости челове­ческой личности менталитет — явление в основном лично­стное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученых, воен­ных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практи­ческой деятельности, социального статуса, некоторой общ­ности жизненного пути имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в ли­тературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенден­ция к совместной трудовой деятельности (артель, община ит. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель рус­ского народа обладает этими качествами, но сложилось мне­ние, что названные черты являются типичными для рус­ского народа. Современная этнология стремится найти пси­хологические черты, черты менталитета разных этнических общностей.

НИ Основные понятия:духовность, патриотизм, гражданст­венность, мировоззрение, менталитет.

Проверьте себя

1) Что такое духовная жизнь общества? 2) В чем состо­ит сущность внутреннего (духовного) мира человека? 3) Каковы сущность и значение патриотизма и гражданст­венности, что в них общего? 4) В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «миро­воззрение», в чем их различие? 5) Какие типы мировоззре­ния выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?


6) В чем состоит роль мировоззрения в деятельности чело­века? Как воля способствует практической реализации ми­ровоззренческих взглядов? 7) Что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социу­ма?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между
духовной жизнью общества и внутренним миром индивида?

2. Привлекая знания по предметам гуманитарного и ес­
тественно-научного цикла, опираясь на личный опыт, оха­
рактеризуйте сущность патриотизма, его роль в жизни и
деятельности людей, в отношениях между народами.

3. Охарактеризуйте теоретические и практические связи
гражданственности с правовым государством и гражданским
обществом.

4. Сопоставьте изложенный в учебнике материал о сущ­
ности мировоззрения и сущности менталитета, их влиянии
на жизнь людей. Есть ли общее в мировоззрении и в мен­
талитете? Если да, то в чем оно заключается?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875—1965).

...Для общества, как и для индивида, жизнь без миро­воззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.

Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, что­бы быть культуротворческим мировоззрением?

Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.

Только то, что рождено мышлением и обращено к мыш­лению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естествен­но передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способнос­ти человека...

Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения мог­ли найти в нем свое обоснование?

Оптимистическим и этичным.

Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жиз­ни порождает стремление относиться к бытию с максималь­ной бережностью, на какую мы только способны. Упомяну-


тое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, об­щества, народов и человечества, — такую деятельность, ре­зультатом которой являются внешние достижения культу­ры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.

Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...

По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверж­дающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенст­вование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 75—76.

(И!!! Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете выраже­ние «высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушени­ем высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти сло­ва? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно мо­жет стать духовной силой для всего человечества? 4) Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистичес­ким и нравственно направленным?





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)