Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ




Развитие человечества неизбежно ведет к приданию но­вого облика (обновлению) всем сферам общественной жизни. Модернизация образования — явление мировое: социально-экономические изменения, новые требования рынка труда, возрастающее значение знаний о культуре требуют соответ­ствующих перемен в образовании. «Подобно тому как взрос­лый человек не может носить одежду, которая годилась ему в детстве, — писал один из видных деятелей просвещения США, — так и система образования не может противосто­ять требованию перемен в то время, когда все вокруг изме­няется».

Необходимость модернизации системы российского обра­зования, проводимой в начале XXI в., объясняется рядом факторов.


Во-первых, принципиальные изменения в мире и стране выдвигают перед образованием новые задачи:

— ускорение темпов развития общества требует подготов­
ки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

— переход к постиндустриальному обществу, необходи­
мость решения глобальных проблем в рамках международ­
ного сотрудничества, расширение масштабов межкультурно­
го взаимодействия выдвигают на первый план задачи
формирования творческого мышления, коммуникабельности
и толерантности;

— динамическое развитие экономики, рост конкуренции,
сокращение сферы неквалифицированного труда, глубокие
структурные изменения в сфере занятости определяют по­
стоянную потребность в повышении профессиональной ква­
лификации и переподготовке работников, росте их профес­
сиональной мобильности.



Во-вторых, необходимы существенные изменения в целях и содержании образования, направленные на то, чтобы они отвечали социально-экономическим и политическим транс­формациям в стране, современному уровню науки, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаменталь­ных знаний, постижение общей культуры; нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний.

В-третьих, надо от декларации о приоритетности образо­вания перейти к ее практической реализации; от провозгла­шения всеобщности и доступности образования — к реаль­ному воплощению этих принципов. Необходимо поднять социальный статус педагогов, чья оплата труда — одна из самых низких в стране, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений.

Модернизация должна сочетать продуманные новации с уважительным отношением к несомненным достижениям российского (в том числе советского) образования, использо­вать мировой опыт с учетом особенностей развития страны.

Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи — обеспечение современного качества обра­зования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Назовем некоторые конкретные направления модерниза­ции: разработка государственных стандартов среднего и выс­шего образования; разработка новых учебных программ; подготовка нового поколения учебников, которые могут по­ступить в школы лишь после их одобрения ведущими на-Учными учреждениями страны; проведение Единого госу­дарственного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средних школах и вступительные в вузы; осу-


ществление профильного обучения в школе; развитие вне­школьных форм образования (Интернет, библиотеки, дома творчества, спортивные школы и т. п.); улучшение финан­сового обеспечения образования и в связи с этим повыше­ние социального статуса педагогов.

Модернизация образования вызвала широкий обществен­ный интерес, активно обсуждаются проблемы доступности всех ступеней образования и повышения его качества. На­зовем некоторые проблемы, относящиеся к общему средне­му образованию:

— с какого возраста начинать обучение в школе: с 5, 6
или 7 лет;

— сколько классов должна охватывать начальная школа:
4, 5 или 6;

— нужна ли профильная школа (10—11 классы), каким
должен быть ее учебный план (например, нужны ли гума­
нитарию математика и физика);

— целесообразно ли законодательное решение об обяза­
тельном 11-летнем обучении;

— как улучшить работу сельских школ;

— нужно ли, по примеру многих развитых стран, пере­
ходить к 12-летней школе.

В правительственных документах указывается: опора на образованность общества, на качество человеческого капита­ла позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Обра­зование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспе­чении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно потребности личности, общества и го­сударства будут определять направления изменений и раз­вития системы образования России.

■■Основные понятия:образование, непрерывное образова­ние.

мины:модернизация, компетентность.

Проверьте себя

1) Что такое образование, чьим интересам оно должно от­вечать? 2) Какие качества формирует образование у челове­ка? 3) В чем состоит влияние образования на функциониро­вание и развитие общества? 4) Охарактеризуйте взаимосвязь образования и культуры. 5) Каким образом образование спо­собствует укреплению национальной безопасности России? 6) В чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать»? 7) Охарактеризуйте основные тенденции разви­тия образования в XXI в. 8) В чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходи-


mo? 9) Каковы главные задачи модернизации образования России и как они выполняются?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Некоторые ученые полагают, что в образовании клю­
чевыми понятиями являются «самоанализ», «самодисципли­
на» и «самоконтроль». Как вы понимаете сущность назван­
ных понятий, согласны ли вы с тем, что именно они
являются ключевыми? Свое мнение аргументируйте.

2. В современных дискуссиях об образовании иногда ис­
пользуются такие словосочетания: знание-понимание, зна­
ние-сочувствие, знание-размышление. Какое содержание, на
ваш взгляд, вкладывается в них, есть ли достаточные осно­
вания для выделения этих характеристик знания?

3. Один из современных философов утверждает, что при
определении содержания образования нужно исходить из за­
кона «технико-гуманитарного равновесия». Как вы понима­
ете этот закон, как он может учитываться в общем образо­
вании и при профессиональной подготовке в техникумах,
вузах?

4. В Российской Федерации государственные органы при­
зывают работодателей участвовать в формировании и реали­
зации образовательной политики. В чем, на ваш взгляд, мо­
жет выражаться это участие и кому оно выгодно? Свое
мнение аргументируйте и конкретизируйте.

5. Ныне выпускники средних школ многих регионов РФ
сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В чем, на
ваш взгляд, состоят положительные стороны и недостатки
этой формы аттестации знаний? Целесообразно ли считать
ЕГЭ единственной формой школьных выпускных и вузов­
ских вступительных экзаменов?

6. В России из года в год растет количество студентов
вузов. Однако многие выпускники долгое время не могут
найти работу по специальности. Вместе с тем остаются ва­
кантными рабочие места, требующие лишь среднего проф­
образования. В чем, по вашему мнению, причина этих яв­
лений и какие меры общество и государство должны при­
нять для упорядочивания подготовки специалистов различ­
ных образовательных уровней?

7. В последние годы большое развитие получило платное
обучение. Чем это объясняется? Каковы социальные послед­
ствия введения платного обучения? Каково, на ваш взгляд,
Должно быть соотношение между платным и бесплатным
обучением в вузах?

8. Опираясь на свой опыт, сформулируйте, что надо из­
менить в школе для того, чтобы она обеспечивала высокое
качество знаний и учитывала интересы учащихся.


Поработайте с источником

Прочтите отрывок из педагогических сочинений выдающегося русско­го педагога П. Ф. Каптерева.

Об истинно образованном человеке:

1. Это такой человек, который владеет не только разно­
сторонним знанием, но и умением им распоряжаться, кото­
рый не только знающ, но и сообразителен, у которого есть
царь в голове, единство в мыслях; который умеет не толь­
ко думать, действовать, но и работать физически, и наслаж­
даться красотой природы и искусства.

2. Это такой человек, который чувствует себя живым и
деятельным членом современного культурного общества, по­
нимает тесную связь своей личности с человечеством, со
своим родным народом, со всеми прежними работниками на
поприще культуры, который по мере сил двигает человече­
скую культуру вперед.

3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в
себе все свои способности и свойства и не страдает от внут­
ренней дисгармонии своих стремлений.

4. Это человек физически развитый, с здоровыми органа­
ми тела, с живым интересом к физическим упражнениям,
чувствительный и к радостям тела.

Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 435.

ЯШ Вопросы и задания к источнику. 1)Почему овладение разносто­ронними знаниями необходимо и вместе с тем недостаточно для об­разованного человека? 2) Что значит уметь распоряжаться своими знаниями? 3) Что значит быть «живым и деятельным членом со­временного культурного общества», по мере сил двигать вперед че­ловеческую культуру? 4) Почему необходимо развитие всех своих способностей? 5) Раскройте связь здоровья, физического развития с образованностью человека.

Об этом спорят

Существуют две точки зрения на роль образования. Пер­вая: образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая: образование должно не только «работать» на будущее, но и обеспечивать возмож­ность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас. Какую точку зрения вы разделяете и поче­му? Ваше мнение аргументируйте.


§ 33. Роль религии в жизни общества

Вспомните:

что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделе­ние всего сущего на мир земной и небесный, а также при­знание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Почему человек верит в сверхъестественное? Исследова­тели прошлого объясняли это, например, страхом перед не­предсказуемостью и могуществом природы или глубоким не­вежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современно­му обществу? Философы, культурологи, социологи, психоло­ги по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что ре­лигия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социаль­но значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.





Читайте также:

Безопасность при нахождении на железнодорожных путях
В таблицу выпишите определение понятий «образование» и «воспитание» у различных авторов учебников педагогики и монографий известных педагогов.
Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
Вопрос 8. Язык как системно-структурное образование. Современное представление о системе и структуре языка, единицах и ярусах языковой системы.
Вопрос 80. Ассимиляция и фотосинтез. Преобразование энергии при фотосинтезе
Вопрос: Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация
Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций.
Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время.
Высшее профессиональное образование



©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.013 сек.)