Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Цели организации, групповые и личные цели. Согласование целей




Важным этапом при планировании является выбор целей.

Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.

Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.

Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.

При определении миссии организации необходимо учитывать:

- формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;
- положение фирмы по отношению к внешней среде;
- культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;
- кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.

Цели различают:

1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.

2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.

3. По рангу: главные и второстепенные.

4. По временному фактору: стратегические и тактические.

5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.

6. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.

7. По субъектам: личные и групповые.

8. По осознанности: действительные и мнимые.

9. По достижимости: реальные и фантастические.

10. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.

11. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.

12. По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.

Во многих учебных и интернет источниках представлены различные варианты классификаций целей, и они между собой часто различаются. Однако можно с уверенностью сказать, что основа многих классификаций остаётся схожей. Так цели классифицируются:



1) по уровням. Низший уровень является объективная целесообразность, а в свою очередь высший - целенаправленностью технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших целей;

2) по источникам формирования делятся на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации. Внешние цели, учитывают потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует, а внутренние ориентированы на удовлетворение потребностей коллектива;

3) с точки зрения комплексности можно говорить о простых и сложных целях. Сложные, в свою очередь, разбиваются на подцели;

4) по степени важности цели разделяются на стратегические и тактические. Тактические же бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий).

5) с учетом времени, необходимого для реализации, цели подразделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года);

6) по содержанию цели делятся на личные и институциональные. Личные цели связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем и т. д., а институциональные цели - это цели производственно-хозяйственной деятельности. Они делятся на: а) технологические; б) экономические; в) производственные; г) административные; д) маркетинговые; е) научно-технические; ё) социальные;

7) с точки зрения приоритетности выделяют: а) необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника; б) желательные цели, чья реализация позволяет в определенной степени улучшить это положение и создать дополнительные гарантии; в) возможные цели, чье осуществление в принципе в данный момент ничего не меняет;

8) цели могут иметь троякую направленность: а) на конечный результат (пример: выпуск определенного объема продукции); б) на осуществление той или иной деятельности (пример: совершенствование технологии); г) на достижение определенного состояния объекта (пример: приобретение работником новой профессии);

9) по форме выражения можно говорить о целях, описываемых количественными показателями (о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках) и характеризуемых качественно (о достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя);

10) исходя из особенностей взаимодействия цели могут быть: а) безразличными по отношению друг к другу (индифферентными); б) конкурирующими; в) дополняющими (комплементарными); г) исключающими друг друга (антагонистическими); д) совпадающими (идентичными);

11) по степени обязательности можно выделить цели-задания и цели-ориентиры. При этом главным способом реализации целей-заданий является настрой исполнителей посредством целей-ориентиров;

12) с точки зрения масштабности выделяются глобальные, общие и частичные цели;

13) по степени реальности цели рассматриваются как действительные и мнимые;

14) с точк Однако при существующей классификации целей организации не следует забывать о несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять цели, так:

а)цели должны быть достижимыми. Они не должны быть слишком легкими для достижения и сверхтяжёлыми (недостежимыми), что может привести к потере ими ориентира и очень негативно сказаться на деятельности организации.

б)цели должны быть гибкими. Они должны быть легко корректируемыми в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.

в) цели должны быть измеримыми.Они должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить и полноценно оценить результаты деятельности организации.

г) цели должны быть конкретными, чётко указывающими, в каком направлении должна осуществляться деятельности организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь, и кто ответственен за достижение цели.

д)цели должны быть совместимыми.Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Цели не должны противоречить друг другу и приносить друг другу ущерб.

е)цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния (собственники организации; сотрудники организации; покупатели товара (продукта) организации; деловые партнеры организации; местное сообщество и общество в целом), определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.

Таким образом, рассмотрев целевое начало, понятие цели и существующую классификацию целей организации, можно сделать следующие выводы:

1. Организация, подразумевает собой некую группу людей, у которой есть определённое предназначение. Эта группа, в зависимости от своих масштабов, имеет определённую структуру, силы и средства. Деятельность организации направлена на достижение определённых целей (как общих, так и частных).

2. Наличие цели или целей, является одним из важнейших условий формирования и существования организации. Отсутствие целей, свидетельствует об отсутствии организации, как таковой.

3. Цели организации, являются силами формирующими организацию, одновременно с этим, они составляют основу жизнедеятельности организации, ее движущей силой. Часто достигая большого количества и различаясь по различным критериям, цели организации, дополняя друг друга, образуют определённую упорядоченную структуру, которая направлена на успешную деятельность организации, результатом которой должны стать достижения главной цели и выполнение миссии организации.

4. Основным назначением целей является установление ими рубежей, рамок и нормативов к которым стремиться организация. Достижение организацией этих рубежей и нормативов, вовсе не говорит о прекращении её существования и функционирования. Как правило, по достижению целей, организацией достигается определённая ступень развития, и положение организации на данной ступени открывают перед ней новые горизонты, а следовательно и новые цели, которые формируются исходя на какой из стадий своего жизненного цикла находится организация.

Соотношение целей и мотивов в совместной деятельности еще сложнее, чем в индивидуальной. В условиях групповой деятельности мотив индивида, включенного в нее, так или иначе соотносится с мотивами других участников, и в силу этого он может измениться. В этих условиях раскрываются некоторые новые стороны в динамике индивидуальных мотивов. Сложность переплетений мотивов в групповой деятельности создает некоторые трудности в руководстве этой деятельностью.

Групповая деятельность, как и индивидуальная, предполагает планирование. Процесс планирования протекает по-разному в зависимости от функциональной организации группы, которая определяет меру участия в планировании каждого члена группы.

Существенным для организации групповой деятельности является согласование действий во времени по трем вариантам.

1. Отдельные действия или ряд последовательных действий выполняют разные участники группы параллельно. Согласование осуществляется в основном в начале деятельности и может также проводиться по определенным этапам.
2. Последовательное выполнение действий, когда результат действия одного участника становится отправной точкой действия другого. Здесь согласование требуется при каждом переходе.
3. Выполнение одной операции одновременно несколькими людьми. Согласование действий в этом варианте должно осуществляться непрерывно в течение всего времени операции.

Общая цель определяет специфику задач каждого из участников совместной деятельности, а следовательно, и те конкретные действия, которые должен выполнить каждый. При этом отдельные действия всех участников выступают именно как составная часть совместной деятельности и могут быть поняты только в ее логике. При рассмотрении самого действия процесс трансформации цели в систему задач вообще не может быть раскрыт.

В изучении общей цели совместной деятельности особое значение обретает второй личностный аспект. Включаясь в совместную деятельность, люди могут иметь (и обычно имеют) разные цели: случаи их полного совпадения скорее исключение, чем правило.

Вопрос о том, как на этой основе формируется общая цель и как с ней соотносятся индивидуальные цели, является ключевым для психологического изучения совместной деятельности.

Было бы упрощением представить дело так, что каждая личность, включающаяся в совместную деятельность, имеет только одну-единствен-ную цель. В процессе жизни у личности формируется определенная система целей, в которой одни цели занимают ведущее положение, другие — подчиненное. При этом их соотношение динамично. Иначе говоря, каждая личность характеризуется сложно структурированным и динамичным полем целей. Благодаря этому создается возможность согласования индивидуальных целей и формирования общей цели, которая требуется для организации конкретной совместной деятельности.

Когда речь идет об общей цели, то имеется в виду не только совпадение целей личностей, участвующих в совместной деятельности. Более важно, что она связана с потребностями группы, целостного образования. В этом смысле общая цель как бы стоит над целями отдельных личностей, являющихся членами этой группы; личностные цели выступают как производные от общей. Здесь возникает вопрос, как тот или иной участник совместной деятельности трансформирует общую цель в собственную, понимает свое участие в ее реализации, а также понимает и принимает цели и роли других участников.





Читайте также:





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)