Внимание (практическое занятие)
1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
а) А) внимание – Б) ориентировочный рефлекс; б) А) произвольное внимание – Б) непроизвольное внимание; в) А) внимание – Б) переключение внимания; г) А) внимание – Б) сознание; д) А) внимание – Б) направленность личности; е) А) внимание – Б) внимательность; ж) А) восприятие – Б) внимание. 2. Какие особенности внимания иллюстрируют приведенные примеры? Ответ поясните. а) Однажды Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы. б) Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки. («Вот какой рассеянный» С. Я.Маршак). в) Изумительная способность [Н.Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера. 3. Выделите в приведенных фрагментах факторы, способствующие становлению произвольного внимания. Почему произвольное внимание присуще только человеку? а) Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму – произвольное внимание… произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обуславливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания (А. В. Петровский). б) Произвольное внимание «принципиально отличается от непроизвольного внимания, хотя ведет свое происхождение от него и хотя… оно использует механизмы непроизвольного внимания. Это внимание обязано своим происхождением и развитием труду… произвольное внимание есть акт нашей воли… результат активности нашей личности» (Т. Рибо). 4. Оцените приведенные утверждения с точки зрения их правильности. С какими из них Вы согласны и почему? а) Внимание детей преддошкольного возраста – кратковременное, порхающее, непроизвольное; имеет низкую устойчивость и небольшой объем. б) К концу первого года жизни наблюдается появление ориентировочных рефлексов как врожденного признака непроизвольного внимания. в) Работа психофизиологического механизма произвольного внимания теснейшим образом связана с ориентировочным рефлексом. г) Лобные доли коры головного мозга человека являются ведущим аппаратом, регулирующим состояние непроизвольного внимания. д) Внимание – ограничение поля восприятия: внимание ограничивает ту часть информации, поступающей от различных органов чувств, которая будет реально обрабатываться.
Мышление (практическое занятие). 1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
а) А) психика – Б) мышление; б) А) познание – Б) отражение; в) А) знание – Б) суждение; г) А) умозаключение – Б) понятие; д) А) восприятие – Б) мышление; е) А) суждение – Б) понятие; ж) А) сознание – Б) мышление; з) А) мысль – Б) информация. 2. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. а) Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Понятие : … (обобщенное отражение, информация, психика, мысль). б) Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ Понятие : … (идеальное, частное, опережающее отражение, мысль). в) Образец: ГРЕЗЫ : ВООБРАЖЕНИЕ Образное мышление : … (словесно-логическое мышление, сознание, мышление, понятие). г) Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ Понятие : … (классификация, слово, общее, мысль). 3. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» есть такой диалог: «Алиса спрашивает Чеширского кота: – А откуда вы знаете, что вы не в своем уме? – Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна? – Допустим, – согласилась Алиса. – Дальше, – сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда доволен, а виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме». Правильно ли это умозаключение? На какой аналогии основаны выводы? Приведите свой пример подобной аналогии. 4. Определите, о каком виде мышления идет речь в следующих фрагментах, указывая на особенности: а) Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем вывод о другом (о топке печи, об аварии). б) Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания, а именно – посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того, чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания (К. Ясперс).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2314)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |