Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Творчество как усиление себя




Ситуация вторая. Журналисту дается возможность с помощью СМИ прак­тически полностью реализовать свой творческий потенциал, воздействуя на соци­альное окружение и устанавливая взаимоотношения, вполне гармонизирующие с его внутренним миром. Но это не означает, что журналист автоматически добива­ется гипотетически желаемого результата. В данном случае возникают помехи двух видов.

Во-первых, если продукты его творческой деятельности имеют качественно иную форму, содержание, язык и т. д., чем общепринятые, то аудитории приходит­ся какой-то период проходить весьма болезненный процесс приспособления к ним. Не исключено, что вначале, а может быть и вообще в обозримом будущем, они будут отторгаться не только безликой аудиторией, но и творческими личностями, внут­ренний мир которых во многом идентичен внутреннему миру журналиста. И имен­но это будет самым болезненным ударом для творца. Хотя Анри Бергсон, как нам кажется, в том числе и по этому поводу отмечал, что природа художественного (чи­тай — публицистического) творчества такова, что произведения, даже просто шо­кировав публику, имеют своим последствием преобразование общественного вку­са. С этой точки зрения продукт творчества обладает как силой, так и целью33.

Во-вторых, процесс творческой самореализации журналиста впрямую связан с процессом приспособления и самого журналиста к новым, постоянно меняющим­ся в прогрессивно развивающемся обществе социальным условиям. И здесь иссле­дователям богатый материал для размышлений дает недавний период бурных со­циально-политических перемен, названный перестройкой.

В контексте вышеизложенного мы рассматриваем два уровня профессиональ­ного самосовершенствования журналистов, «усиления себя». Первый из них свя­зан с сознанием выдвигаемых временем новых статусных потребностей, второй — с формированием индивидуального творческого метода, а значит с ростом профес-

______________________________________

33 Бергсон Анри. Творческая эволюция. — СПб., 1914. — С. 23-41.



 

сионального самосознания, или, как еще говорят, диалога личности со своим опы­том — как прежним, так и вновь формирующимся. Первый уровень в большей сте­пени реализуется на практике через нормативные теории, прежде всего через тео­рию свободы прессы. Второй уровень профессионального самосовершенствования связан с преодолением стереотипов, ломкой профессиональных штампов, овладе­нием новым опытом и выходом на новый уровень мастерства.

В свое время автору уже приходилось подробно анализировать проблему прояв­ления специфичности журналистского мышления34. Но основе социологических ис­следований можно было, к примеру, говорить о том, что в последние годы у людей нашей профессии в большей степени, чем у других, стал утверждаться реалистичес­кий, деловой, активный стиль мышления, ибо журналист, как никто другой, взаимо­связан в своей повседневной деятельности с процессами, происходящими в обществе. В силу этой специфики есть все основания говорить о высокой мобильности журнали­стского мышления, подвижности умственной ориентировки пишущего, снимающего.

Мышление, как известно, есть, прежде всего, способность рассуждать, уметь делать на основе исходных посылок умозаключения.

Для журналиста очень важно уметь не ограничиваться лишь пределами инфор­мации. В этой связи принципиальное значение имеет преодоление различного рода «помех», «препятствий», так или иначе влияющих на конечный результат журна­листской деятельности. Характерно признание ведущего некогда очень популяр­ной телепередачи «До и после...» известного журналиста Владимира Молчанова: «С моей точки зрения, я свободен до сих пор лишь на 10-15 %. Ибо я выходец из брежневской школы журналистики — у меня цензор в крови, в сердце, в почках, — и это очень трудно очистить»35. Несколько иной характер «препятствий» выделил другой известный мастер — Ярослав Голованов: «Мне кажется, многие наши жур­налисты, когда пишут, думают не о читателе, а о редакторе. Смотрят на написанное его глазами. Но и редактор не думает о читателе. Он читает зачастую глазами тех, кто ему может потом позвонить и причинить разные неприятности...»36.

Как видим особенно актуальными эти слова стали сегодня, на рубеже веков, когда политические (идеологические) интересы СМИ и тех, кто за ними стоит, оказались тесно переплетенными с экономическими интересами. Но только ли этим определяет­ся творческая палитра масс-медиа? Ведь у журналиста и его читателя, радиослушате­ля, телезрителя — словом, представителя любого из социумов, могут возникать кри­зисные жизненные ситуации, обусловленные сугубо творческими причинами.

3.6. Есть вариант!

Ситуация третья. Творческая личность (определенная группа) из состава ауди­тории не удовлетворены творческим потенциалом журналиста или в целом СМИ.

На первый взгляд: в чем проблема? В повседневной жизни она решается доста­точно просто: человек отказывается от подписки или покупки какого-то периоди-

__________________________________

34 См.: Олешко В.Ф. Социожурналистика...; Он же. Моделирование в журналистике...

36 Молчанов Владимир. До и после полуночи // Комсомол, правда. — 1989. — 2 дек.

30 Голованов Ярослав. Урок // Комсомол, правда. — 1989. — 23 септ.

 

ческого издания, переключает канал или просто выключает радиоприемник, теле­визор. Однако мы попытались смоделировать ситуацию, при которой творческая личность не удовлетворена творческим потенциалом журналиста, а последний до­стоверно знает об этом. Причем, мы не будем анализировать причины происшед­шего — об этом речь пойдет далее, где мы буде говорить о технологиях организации диалоговых отношений с аудиторией СМИ. Нас интересует другой аспект пробле­мы — методологический: какие альтернативные варианты могут иметь место тогда, когда журналист, скажем так, миновал уже — по мнению аудитории в целом или от­дельных ее представителей — пик своей творческой активности?

Ретроспективный вариант. Журналист пытается самореализоваться, исполь­зуя творческие приемы, методы, способы, язык, способствовавшие успешной, по его мнению, деятельности в прошлом. В практической деятельности СМИ это на­ходит выражение в появлении изданий, программ определенной направленности, эксплуатирующих, как правило, одни и те же темы (к примеру, ностальгия по ушед­шей молодости) или делающих ставку на завоевание внимания лишь какой-то од­ной социально-демографической группы: пенсионеров, ветеранов Вооруженных Сил, женщин, овдовевших в годы войны, или, к примеру, такой совершенно специ­фической группы, как «стиляги» 60-х годов; и т. д.

Прогностический вариант. Аналогичная попытка, но журналист пытается со­вершить творческий экскурс не из настоящего в прошлое, а из настоящего — в гряду­щее, то есть спрогнозировать, а если есть такая возможность, то и реализовать на практике программы, которые, по его мнению, еще только будут когда-нибудь на­сущно необходимы, адекватны интересам аудитории. Таковыми, на наш взгляд, яв­ляются узкоспецифические периодические издания, выходящие по инициативе и благодаря творческой «пассионарной» деятельности отдельных журналистов (на­пример, в недавнем прошлом — издания по проблемам компьютерных технологий, ныне — по мультимедиа, поп-арту, литературоведческие, театральные журналы и т.д. Аудитории в этом случае, зачастую, следует еще «дорасти» до высоких состояний высоких творческих состояний журналистов и их проявлений в каких-то конкретных формах, и именно этот фактор определяет противоречивость взаимоотношений ком­муникаторов и коммуникантов.

Альтернативный вариант. Журналист, издание в своей творческой деятель­ности просто-напросто отказываются от каких бы то ни было примет времени, мир­ских проблем. Уход от настоящего сопровождается либо имитацией освещения жизнедеятельности некоего мифического социума, либо гипертрофированным про­ецированием собственного внутреннего мира до «глобального» уровня. В качестве альтернативного варианта развития можно, видимо, рассматривать и периодичес­кие издания, пытающиеся структурировать бытие с помощью лишь формально­логических, сугубо лексических и других подобных способов отражения реального мира. При тоталитарных режимах, в силу закрытости, определенной зашифрован­ное™ текстов, они нередко являются единственно возможными для легального выхода и распространения.

Главное отличие от прогностического варианта в том, что журналист ставит задачи на творческую самореализацию лишь для «внутреннего» потребления про­дуктов интеллектуального труда.

 

Кумулятивный вариант. При нем журналист, как правило, на какое-то ко­роткое время исчезает с «горизонтов» журналистской деятельности, чтобы вернуть­ся к аудитории творчески преображенным («кумуляцио» с позднелатинского — «накопление»). Данный вариант — наиболее распространенный в сфере любой твор­ческой деятельности. Но только кажется, что на подобный шаг способен, к приме­ру, каждый журналист. Эйфория от первоначального творческого успеха застав­ляет его, как правило, еще долго использовать наработанные приемы и методы, привычные формы самореализации и язык. Почувствовать момент насыщения ауди­тории, а еще лучше предуведомить его, дано лишь по-настоящему творческим лич­ностям, ориентирующимся не только на собственный вкус, пристрастия, симпа­тии, антипатии, но и на мнения отдельных представителей аудитории, творчески опережающих основную ее массу.

Качественное изменение издания, теле-радиопередачи, роли и функций самого журналиста предполагает, в первую очередь, максимилизацию творческих усилий личности или группы творческих работников. Это не вынужденнное (или не только вынужденное) действие. Работа по-старому ввергает их в состояние творческой бо­лезни, характеризующейся апатией, равнодушием к сделанному, иногда цинизмом по отношению к профессии, коллегам, аудитории. Нередки случаи, когда люди не в силах разобраться в причинах подобных состояний, в том, что мера их потенциаль­ной творческой энергии не имеет форм и способов реализации.

Что касается примеров кумулятивного варианта развития СМИ, отдельных журналистов, то их достаточно много. Это и перманентная реконструкция теле­визионных информационных выпусков как общенациональных, так и местных телестудий. И реализация творческих проектов Владом Листьевым и его коллега­ми. И практически реализуемый газетой «Первое сентября» принцип педагогики развития. И высочайший профессионализм журналистов «Коммерсанта» или «Ве­домостей». И многое другое. В там числе есть примеры и безуспешных попыток журналистов «дважды войти в одну и ту же реку», то, что мы выше обозначили как ретроспективный вариант творческого развития.

Социальный аспект массово-коммуникационной деятельности, безусловно, является значимой составляющей предлагаемой нами в данной книге концепции. И не только потому, что, как мы говорили, творческое самовыражение — вот глав­ная цель человеческого существования, венчающая биологические или психологи­ческие ступени восхождения к Творчеству. Можно быть, к примеру, несчастливым в биологическом смысле, но счастливым в социальном и в творческом. Или наобо­рот. В зависимости, конечно, от того, как выстроена личностью, или в нашем слу­чае — конкретно журналистом, система приоритетов и ценностей.

 

ТЕМА 4





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(2.545 сек.)