Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Характеристики творческих способностей журналиста




 

В целом в числе данных характеристик можно назвать ряд совершенно конкрет­ных «прикладных» показателей. Можно, к примеру, предполагать, что готовность памяти, то есть способность запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого акта, является одним из главных «компонен­тов» продуктивного мышления и показателем результативности творческой деятель­ности журналиста. Способность предвидения позволяет обеспечивать столь необхо­димую любому человеку, работающему в СМИ, прогностическую деятельность, за­частую интуитивно, предугадать настроение и насущные потребности своей аудитории. Скептицизм, самоирония характерны для определенной части журнали­стов. Связано это чаще всего с большей, по сравнению с представителями других профессий, информированностью по самому широкому кругу вопросов, с тем, что у них нет пиетета, определенной житейской робости перед авторитетами (ведь этих людей они могут часто видеть и в неофициальной обстановке).

Способность к доработке, беглость речи, умение адекватно и оперативно пере­водить внутреннюю речь в письменную являются «профессиональными» характе-

_______________________________________________________

39ПушкинА. С. Собрание сочинений в 10 томах. Том 7. — М., 1958. — С. 141.

 

ристиками, и данных специфических признаков творческого мышления мы не ка­саемся, так как их выделением, описанием, разработкой специальных тренинговых упражнений занимаются специалисты таких дисциплин, изучаемых студентами факультетов журналистики, как теория и методика журналистского творчества, современный русский язык и стилистика, техника речи, культура речи и т. д.

Замысел журналистского произведения. Журналистское творчество изначаль­но индивидуально. Однако индивидуальные особенности мышления, знания, эмо­ции, чувства в тексте СМИ преобразуются, возвышаются над индивидуальным, обоб­щаются и становятся в лучших образцах этих текстов общественными. Но открыва­ющими читателю, телезрителю, радиослушателю что-то по-новому, в иной форме.



Точную метафору для понятия «замысел» нашел писатель Валентин Катаев, сравнивший его с электрической вспышкой, зарядом, молнией, как бы замыкаю­щими некую цепь, объединяющую ваше сознание с внешним миром. «Вы чувству­ете — вот ТО, что мне надо! И "оно" входит в ваше сознание, словно патрон в обой­му, и должно выстрелить. Проходит некоторое время, "оно" созревает и выстрели­вает...»40.

Являясь выражением как эмоциональных, так и волевых устремлений, интерес направляет все психические процессы по определенному руслу, активизируя дея­тельность личности. Таким образом, память, творческий импульс (сравним его с этой «электрической вспышкой»), интуиция, внимание определяются активным поиском жизненного или какого другого материала в соответствии с направленно­стью личности журналиста. «Подобно тому, как интеллект есть только затормо­женная воля, — заметил однажды Л. С. Выготский, — вероятно, следует предста­вить себе фантазию как заторможенное чувство».

Замысел же, опираясь на то и другое, предполагает еще и некую статическую на данный момент единицу, характеризующую знание — в нашем случае журнали­стом — действительности, социальный опыт.

В связи с этим наибольший интерес для нас, конечно же, представляют автор­ские «технологии». Теоретическое описание хода творческого акта предполагает несколько этапов41. Первая операция — формирование замысла конкретного про­изведения — включает в себя окончательное определение темы, принципиальный выбор идеи произведения, определение «хода» (термин Г. В. Лазутиной), то есть логики развития образного ориентира, усиливающего звучание идеи. Следующая операция — конкретизация замысла, в ходе ее возникает видение путей развития замысла произведения в конкретный текст. И, наконец, на этапе реализации за­мысла формируются те элементарные выразительные средства, благодаря которым оказывается возможным воплотить тему, идею, образный ориентир массово-ком­муникационного произведения.

Примечательно, что в ходе проведенного нами исследования около трети опро­шенных журналистов (83 из почти трехсот человек) вообще не смогли сколько-

__________________________________

40Цит. по: Аминов Н., Ковда Д. Психология литературного творчества //«Литературная учеба». —

1979. - № 6. - С. 136.

41См. об этом подробнее: Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2000

(переиздание 2006).

 

нибудь четко разделить здесь свою творческую работу на этапы, выделить и опи­сать «технологии», объясняя, что «происходит это чаще всего интуитивно» или что «все они органично взаимосвязаны». Практически все ответившие также указали на то, что данные этапы формирования замысла журналистского произведения «за­частую меняются местами», «нередко исходишь не от темы, а от имеющегося мате­риала, уже он определяет жанр или тональность» и т. д.

Валерий Аграновский в своей книге конца 70-х годов утверждал: «Собствен­ный опыт журналиста (подчеркиваю: собственный!), его знания, эрудиция, инфор­мированность и, кроме того, найденные им факты — это и есть источники возник­новения замысла. Других не знаю»42.

Но в изменившихся условиях функционирования СМИ сегодня уже никого не шокируют высказывания редактора одной из самых популярных (и тиражных!) в России газет, замечающего, что он не потерпит в редакции журналиста, «ставяще­го личные амбиции выше редакционных планов и обязательств. Творческая неудов­летворенность пусть реализуется в литературе, нам важнее исходить от потребно­стей читателя, знающего по фамилиям пяток наших журналистов, зато уверенно­го, что остальные сто «чернорабочих» делают не газету амбициозных авторов, а самую оперативную, информационно насыщенную, «зубастую» газету»43.

Однако если оставить в стороне приметы «новой журналистики», содержатель­ное наполнение понятия «замысел», можно, опираясь на опыт лучших журналистов, а также на результаты, полученные в ходе нашего опроса, выделить и описать про­дуктивные в плане установления диалога с аудиторией СМИ творческие техноло­гии, характерные для сегодняшней массово-коммуникационной практики.





Читайте также:





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)