Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Журналистское произведение: от замысла — к реализации




 

Виктор Шкловский, напутствуя мастеров нетрадиционных жанров в литера­туре и журналистике, заметил как-то: «Хорошо делайте свое дело, и столбовая до­рога пройдет именно там, где вы стоите». Эти слова можно сегодня впрямую отне­сти к журналисту, день ото дня работающего в новых условиях творческой дея­тельности.

Ведь он, к примеру, на этапе подготовки свой будущей публикации пытается решить зачастую еще нечетко очерченную в сознании творческую проблему: на уровне логики, накопления или сбора данных, фактического материала и т. д. Здесь глав­ную роль играют эрудиция, знание предмета, о котором должны писать или готовить передачу. Идет сбор «информации»: этим термином мы называем в данном случае все, что относится к предмету описания, анализа в будущем произведении, в каком бы жанре и для какого средства массовой информации оно ни создавалось.

Формирование фактологического «багажа» может иногда даже предшествовать четкому формулированию темы — главной мысли или суммы мыслей, выражающих

_____________________________________________

42 Аграновский В. А. Ради единого слона. - М., 1979. - С. 24.

Из стенограммы выступления редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева перед студентами МГУ 2 февраля 1994 года.

 

отношение автора к явлению, которое он отбирает для исследования и последующе­го изображения в своем произведении. Но основной упор, конечно, делается на по­иск максимального количества разнообразных каналов, по которым поступают (или, по крайней мере, как автору кажется, должны поступать) новые факты, а также все то, что способствует формированию продуктивных творческих идей.

В сегодняшних условиях развития журналистики, когда информация приоб­ретает также экономическое, иногда откровенно коммерческое значение, сокраща­ется и число официальных каналов получения информации отдельными СМИ и индивидуальными коммуникаторами. В связи с этим возрастает роль и значение для средств массовой информации так называемых ньюсмейкеров. Ньюсмейкер, которого с некоторой натяжкой по-русски можно назвать «делателем новостей», — это структура, организация, фирма, учреждение или конкретный человек, которые определяют погоду в своей сфере и, таким образом, влияют на жизнь всех прочих структур, организаций, фирм, людей или, по крайней мере, владеют эксклюзивной информацией о деятельности первичных ее носителей.



Газета, журнал, телерадиокомпания формируют «штат» (в некоторых случаях эта деятельность даже оплачивается), исходя из своей содержательной модели, учитывая типологию СМИ, уровень учредительства и т. д. Как правило, ньюсмей­керы представляют законодательную власть, исполнительную власть, другие уп­равленческие структуры различных уровней, включая, разумеется, и силовые — Управление внутренних дел, ФСБ, а также политические организации, профсою­зы, неправительственные организации, крупнейшие предприятия, объединения, банки, фирмы, учреждения различного профиля и многое другое. Но главная цен­ность любого средства массовой информации, безусловно, ньюсмейкеры — част­ные лица. Их имена, особенно из числа тех, кто работает на СМИ практически не­легально, обычно держатся в секрете.

«Коммерсант-Ъ» в свое время опубликовал полный список ньюсмейкеров га­зеты, включая частных лиц — от «А» до «Я», демонстрируя, как нам кажется, весь­ма правильный подход: мы «играем» по всем правилам. Хотя практика свидетель­ствует, что в областных, а особенно в городских СМИ задача установления таких контактов с кем бы то ни было на официальном уровне сегодня становится все бо­лее трудноразрешимой.

Ньюсмейкер — частное лицо — это не рабкор или селькор прежних лет, не не­штатный автор из числа «пишущей» интеллигенции. Зачастую он даже не имеет навыка писать для газеты или, как говорят, «держаться» перед микрофоном. Его задача — информировать профессиональных журналистов о прошедшем или пред­стоящем событии, в случае необходимости — акцентировать внимание на внешне случайной взаимосвязи событий, помочь выделить из числа однотипных фактов действительности наиболее значимые по какой-либо причине и так далее.

Этот человек чаще всего берет на себя какие-то юридически оформленные обя­зательства перед данным СМИ, поэтому важно определить, какого рода мотива­ция для подобного сотрудничества была бы важна для потенциального ньюсмей­кера: моральное удовлетворение от личного вклада в общественное дело, матери­альные выплаты или другого рода поощрения, официальные обязанности человека по связи с прессой, что-то другое. Хотя редакция, как нам кажется, всегда должна

 

соблюдать баланс «добровольцев» и тех, кто сотрудничает «по обязанности», ибо последние всегда будут в конечном итоге престиж и интересы своей «фирмы» ста­вить выше «общественных». Ньюсмейкеры могут выступать в некоторых случаях в роли независимых экспертов, аналитиков, комментаторов. Подобный «институт посредников» между СМИ и, допустим, парламентом освободил бы журналистов от большого количества «черновой» работы и в то же время позволил бы массово­му читателю, зрителю, слушателю почувствовать себя снова субъектом политичес­кого процесса. В демократической стране средства массовой информации должны субъективировать истину, потому что другого пути к столь желанным обществу объективности и взаимопониманию, как только через субъективную диагностику, нет и не может быть.

Следующий канал формирования «информационного багажа» журналиста — соб­ственная аналитическая деятельность. Мы в данном случае не имеем в виду работу по повышению уровня профессиональных знаний, умений, навыков в какой-то одной, близкой коллеге сфере. Речь об аналитической деятельности по отслеживанию и ана­лизу «внешней» информации. В том числе и той, что поступает от ньюсмейкеров. Ведь и их, исходя из конкретных задач, СМИ делит обычно на несколько групп. К примеру: «информатор», «компетентный собеседник», «лицо для получения сугубо справочных данных», «посредник в установлении контактов», «наводчик» и т.д.

Сюда же мы относим деятельность СМИ и конкретного журналиста по поиску и разработке наиболее информационноемких мест. В нашем исследовании каждый из опрошенных журналистов составил присущий ему лично как практику рейтинг ин­формационной емкости мест, где он обычно получает максимум информации. И не обязательно только для очередной своей публикации или передачи. Методика наше­го подсчета рейтингового номера очень проста — в процентах от числа указавших, причем чем выше место в таблице, тем меньше общее количество баллов (за 1 место давался один балл, за 2 — два и т. д.):

Итак, несомненными лидерами являются редакция или телерадиокомпания и обмен информацией с коллегами. Журналисты откомментировали свой ответ та­ким образом: «бывает так лишь в том случае, если в редакционном коллективе ца­рит по-настоящему творческая атмосфера», когда «есть возможность и, главное,

 

желание для прямого общения друг с другом в неофициальной обстановке», а так­же когда «газета популярна и умные, интересные люди с удовольствием отклика­ются на приглашение не только дать, к примеру, интервью, но и просто встретить­ся с коллективом», когда «есть хоть какая-то система прямого общения с аудито­рией», когда «в редакцию приходят не только письма-жалобы, но и письма-идеи, письма-«горячие» факты и так далее.

Даже этот довольно беглый обзор «авторских технологий», как нам кажется, по­зволяет говорить о том, что пути журналистской логики и творческой мысли челове­ка, связанного с массово-коммуникационной практикой, воистину, неисповедимы. Хотя, конечно же, в больших городах ему на помощь уже приходят различного рода информационно-справочные службы, системы, информационно-инжиниринговые фирмы, библиотечные тематические комплексы и многое другое.

Однако парадигму современной журналистики можно сформулировать следую­щим образом: сегодня нет проблемы как передать информацию, вопрос в другом: что передать и нужно ли именно это сообщение вашей аудитории. Вопрос почти философский.

Необычность творческой деятельности журналиста по созданию массово-ком­муникационных текстов чаще всего в том и заключается, что для этого зачастую нужна не сама информация в научном понимании термина, а некий первотолчок к творчеству. Но ему, как правило, предшествует этап «инкубации».

Внешне это выглядит как отказ от попыток решения творческой задачи журна­листом, но на самом деле он лишь непроизвольно «перевел» ее на бессознательный уровень. Для творческой личности инкубация, «вынашивание», «взращивание» идеи, темы массово-коммуникационного произведения, структурного его видения, пред­ставлений о форме, жанре, языке и т. д. — не менее важны, чем собственно воплоще­ние в какие-то материальные их носители. Хорошо сказал об этом Андрей Белый: «Процесс записания для меня ничтожен в сравнении с процессами оформления до записания... Скрипение пером играет столь же служебную роль, как качество пера или форма губ оратора к смыслу произносимого» 44.

Да, самое совершенное создание природы и эволюции живого — мозг. А самое фундаментальное свойство мозга — память. Ее иногда сравнивает с магнитной за­писью. Однако техника только пассивно регистрирует и хранит информацию. Па­мять же человека программирует также ответное поведение, взаимодействие с внеш­ней средой, а в нашем случае еще и поиск путей решения творческой задачи. Как опытный архитектор запомнит об однажды даже виденном здании больше, чем че­ловек любой другой профессии, так талантливый журналист после встречи с кем-то или знакомства с ситуацией и с тем, что ее «обставляет», соберет более солид­ный по объему багаж знаний и впечатлений. И все это происходит прежде всего за счет деталей. Умение обнаружить необычное в обычном, умение запомнить и вос­произвести различного рода детали — это уже творчество.

След полученной информации лежит у всех, но нужно уметь и найти «ключ» к своему подсознанию. И здесь, обобщив опыт и результаты нашего исследования, мы также попытались описать некоторые продуктивные творческие технологии.

_________________________________

44Как мы пишем. - М, 1930. - С. 9.

 

Извлечение следа памяти, как отметили более половины опрошенных нами жур­налистов, как правило, обусловлено воспроизведением эмоционального состояния, сопутствовавшего периоду запоминания некоего объема информации. Журналист не должен быть равнодушным регистратором информации (к примеру в блокноте или на диктофоне), если это, конечно, не подготовка произведений в тех жанрах, где главное — точно передать четко ограниченный определенными условиями объем социальной информации. Идеальный вариант, когда можно излагать суть, загляды­вая в блокнот лишь для сверки фамилий и каких-то цифровых данных. Лишь в этом случае в творческий процесс включается в полной мере и подсознание. Опорные же сигналы для этого рода работы мозга формируются при четырех условиях:

• когда налицо новизна информации;

• когда информация подкреплена эмоциями личности;

• в том случае, если журналист каким-либо образом закрепляет в сознании данный объем информации (допустим, перелистывая время от времени блок­нот, слушая диктофонную запись, при этом «всплывают» все новые и новые детали и подробности);

• и самое главное, реакция индивида на информацию определяется ее значи­мостью, то есть лишь в этом случае «запускается» механизм подсознатель­ной работы над произведением, во всех остальных случаях происходит лишь имитация творческой деятельности или бесплодная работа.

Но творческая установка, то есть имеющаяся в сознании программа оценки дан­ной информации, сформировавшаяся на основе подсознательной памяти, — это еще не готовность к действию. Этап озарения, или по-другому — возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы творческой зада­чи с новой точки зрения, — это не что иное, как интуиция творящей личности.

Известный канадский психолог Жак Леред охарактеризовал интуицию следу­ющим образом: «она непосредственна, скоротечна, опирается на аналогии, пара­доксальна и двойственна. Отличаясь соединением противоположностей, работает одновременно в двух регистрах — сознания и бессознательного»45. Добавим, что она характеризуется возникновением неосознанного решения с дальнейшим его осознанием. Ряд проведенных нами экспериментов позволяет говорить о том, что в сфере журналистики, а возможно, и в целом при организации творческой деятель­ности интуиция играет главную роль в определении оригинального пути или алго­ритма решения задачи.

Специфика творческой интуиции состоит в том, что ее невозможно вызвать в результате какого-то «принуждения», ее можно только «культивировать». Оста­вив в стороне случаи, когда творческая личность, что называется, от рождения со­храняет способность использовать свои подсознательные функции более свобод­но, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной степе­ни одаренными, заметим, тем не менее, что и здесь можно выделить определенные «технологии», способствующие интуитивным решениям.

____________________________________________

45Цит. но: Семье Г. Стресс и дистресс. - М, 1984. - С. 15.

 

Прежде всего нужно учитывать, что в подсознании находится не только ин­формация, принятая подсознательно, но и информация, принятая сознательно, однако забытая. Творческое вдохновение, о котором обычно говорят только как о чем-то эфемерном, есть не что иное, как активизация соответствующим образом памяти и творческой активности. Специалисты-психологи называют это еще акти­визацией эмоциогенной регуляторной системы. Всякий журналист должен четко представлять, предварительно, конечно, четко зафиксировав их, ситуации, обстоя­тельства, условия, в которых его творческая деятельность была наиболее продук­тивной. Мы говорим, что нас вдохновляет, то есть что-то извне действует на нас, вызывая внутри нас к жизни творческие силы, или как их называл великий теат­ральный режиссер К. С. Станиславский, «сверхсознание».

Только внутреннее «равновесие» дает возможность истинно творческой личнос­ти находиться в гармоничном «равновесии» и с окружающей действительностью. Творческое самовыражение как доминанта человеческого бытия в данной профес­сии проявляется настолько явно, что это дает возможность проследить взаимосвязь на примере конкретных журналистских судеб.





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)