Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Творческое письмо журналиста как технология




 

Есть и другие подходы, точнее сказать технологии творческой работы журна­листа. Будучи на стажировке в США в Школе журналистики и массовой коммуни­кации университета Штата Северная Каролина, я впервые побывал на занятиях по предмету, который назывался для россиянина необычно — «Творческое письмо». Именно там я впервые услышал имя Дональда Мюррея.

Рассказывают, что однажды он начертил на доске маленькую диаграмму, кото­рая навсегда изменила технику журналистского творчества и преподавания дан­ной дисциплины. Это был скромный план процесса письма, как он представлял его, точнее — пять слов, которые описывали шаги создания практически любой ста­тьи. Это были слова: Идея. Сбор. Фокус. Черновик. Ясность. Другими словами, автор постигает идею статьи, собирает данные для аргументации, разбирается, о чем именно статья, набрасывает первый черновик, и перерабатывает текст в погоне за большей ясностью.

Модель процесса письма от Мюррея открыла новый путь. Готовый текст мо­жет казаться чудом читателю, но это продукт невидимого процесса, серии рацио­нальных шагов, набор приемов. К примеру, преподаватели многих Школ журнали­стики Северной Америки работают с моделью Мюррея более двадцати лет, пере­сматривают ее, расширяют, подгоняют под разные задачи письма и редактирования. Вот версия реализации данного подхода с комментариями Роя Питера Кларка — одного из самых известных в мире тренеров по творческому письму50:

«Принюхаться: я перенял это у Дона Фрая. Прежде чем схватить идею исто­рии, Вы чувствуете что-то в воздухе. Журналисты называют это "нюх на новости", но все хорошие писатели обладают любопытством, чутьем на то, что вокруг что-то проис­ходит, что-то носится в воздухе.

Исследуйте идеи: больше всего я восхищаюсь писателями, которые рассматрива­ют мир как склад идей для рассказов. Они — исследователи, которые вслушиваются в мир вокруг, соединяют внешне разрозненные детали в узор рассказа. Существует только два типа писателей: те, у которых есть идеи, и те, у которых есть задания.



Собирайте данные: мне нравится народная мудрость о том, что журналисты пишут не руками, а ногами. Великий Фрэнсис К. Клайнс из газеты "The New York Times" говорит, что всегда сможет найти статью, как только выберется из офиса. Писатели собирают слова, образы, детали, факты, цитаты, диалоги, документы, сцены, доводы экспертов, показания свидетелей, статистику, сорта пива, цвета и марки спортивных машин и, конечно же, клички собак.

Найдите фокус: для Чипа Сканлана, который был со мной, когда Мюррей рас­крыл свою модель, самое главное — фокус. Чтобы разобраться, о чем статья на са­мом деле, нужно тщательно собирать факты, просеивать данные, экспериментиро­вать и мыслить критически. Фокус статьи может быть выражен в лиде, в заключи­тельном абзаце, в заголовке или подзаголовке, в главной мысли, в тезисе, в вопросе, на который ответит статья, в трех маленьких словах.

______________________________________________

50 Цит. по Интернет-ресурсу Poynter Institut..

 

Выбирайте лучшее: есть очень большая разница между журналистами-нович­ками и журналистами опытными. Новички часто выплескивают содержимое своих записных книжек в статью. Боже, я записал это, значит оно пойдет. Ветераны ис­пользуют куски, иногда это половина, иногда одна десятая от того, что было собра­но. Но как выбрать, что включать, а что, и это намного сложнее, оставить за бортом. Фокус как лазерный луч. Помогает автору срезать материал, который соблазните­лен, но не дает ничего нового для главной идеи статьи.

Учитывайте порядок: Пишете Вы сонет или эпическую поэму? Как спрашива­ют стилисты Странк и Байт: Вы натягиваете палатку или возводите собор? Каков масштаб работы? Какую форму Вы создаете? Работая по плану, автор получает преимущество — он может схватить общую структуру материала. Это не подразу­мевает жесткой схемы. План помогает почувствовать начало, середину и конец.

Пишите черновик: некоторые авторы пишут легко и свободно, понимая, что первый черновик несовершенен, потом они будут множество раз его перерабаты­вать. Другие авторы — например, мой приятель Дэвид Финкель — работают до­тошно и педантично, предложение за предложением, абзац за абзацем, совмещая черновик и редактуру. Ни один из этих методов не идеален. Вот мой подход: я ког­да-то верил, что письмо начинается с черновика, с того момента, как мои ягодицы плюхнулись в кресло и пальцы коснулись клавиатуры. Теперь я осознаю, что чер­новик — это важный шаг в начале пути, этот шаг будет пройден тем быстрее, чем больше подготовительной работы я проделал.

Перечитывайте и разъясняйте: Мюррей как-то сделал мне дорогой подарок — подборку рукописей, озаглавленную «Писатели за работой». Здесь я вижу, как поэт Шелли вычеркнул название «К этому жаворонку» и переделал его так: «К жаворон­ку». Литератор Бальзак пишет тонны правки на полях готовой корректуры. Можно увидеть, как Генри Джеймс вычеркивает 20 строк из страницы в 25 строк. Для этих авторов писать значит переписывать. Компьютеры лишили нас возможности наблю­дать за такой работой писателя, но они позволяют избежать тупой работы по копиро­ванию и позволяют совершенствовать свою работу со скоростью света».

Итак, — делает вывод Рой Питер Кларк, — «Принюхивайтесь. Разведывай­те. Собирайте. Фокусируйте. Выбирайте. Ранжируйте. Редактируйте».

Не думайте об описанном плане как об инструменте. Думайте о нем как о полке с инструментами. В хорошо организованном гараже садовый инструмент в одном углу, кисти и краски — в другом, инструменты для машины — в третьем, чистящие средства — в четвертом. Подобным образом, каждое из слов, описывающих про­цесс письма, содержит тип мышления и письма с полным набором своих приемов и инструментов.

В ящике по «фокусу» у меня лежат вопросы, которые может задать читатель относительно статьи. В ящичке «порядок» я храню формы повествования — хро­нологический рассказ и золотые монеты. В ящике «редактуры» я держу приемы для вырезания бесполезных слов.

Простой план процесса письма пригодится Вам не раз. Он не только придаст Вам уверенности, развеяв мифы о процессе письма при создании журналистских текстов. Он не только обеспечит Вас ящиками, в которых хранить инструмента­рий. План поможет Вам нащупать проблемы в собственных статьях. Он поможет

 

Вам осознать свои сильные и слабые стороны. И поможет Вам обзавестись слова­рем для обсуждения журналистского мастерства: язык о языке, который поднимет Вас на новый уровень».





Читайте также:





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)