Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Патопсихология медиатворчества




 

Несколько слов о патопсихологии51 медиатворчества (в контексте поиска при­чин нарушения диалогичности взаимоотношений журналиста со своей аудиторией).

Известный русский психолог А.Ф. Лазурский писал еще в начале XX века: «Па­тология дает возможность рассматривать душевные свойства человека как бы сквозь увеличительное стекло, делающее для нас ясным такие подробности, о существо­вании которых у нормальных субъектов можно только догадываться»52.

Так с помощью экспериментов, в которых участвовали представители различ­ных социально-демографических групп аудитории СМИ, мы выделили и описали несколько форм изменения сознания при посредстве медиапродукции. Не оста­навливаясь специально на методике, лишь отметим, что чаще всего у участников экспериметальных исследований в определенной мере нарушалась ориентировка в окружающей индивида среде:

Оглушенное состояние сознания — резкое повышение порога для всех вне­шних раздражителей, затрудненное образование ассоциаций (влияние раз­норечивой информации, давление рекламы, визуализация информации).

Ассоциативное состояние сознания — то страх, то любопытство вызывают ассоциативные «картины» и «иллюзии», представленные в продукции СМИ. Иногда они очень правдоподобны (сравнение с собой, близкими). Резкие переходы у участников эксперимента от одного эмоционального состояния к другому.

Сновидное состояние сознания описывалось со слов респондентов. Похоже на ассоциативное, но всплывает при этом весь прежний опыт общения со СМИ, литературой, реальный жизненный опыт. Можно предположить, что следствием может быть — не только дезориентация личности, но и фантас­тическая интерпретация жизни.

Сумеречное состояние сознания описывается в специальной литературе по психологии как:

— внезапное наступление и прекращение состояния; - автоматизм действий (не помнит человек нередко, что так поступал — по сути зомбирование).

Б.В. Зейгарник в контексте патопсихологии восприятия различных источни­ков информации кумулятивного характера, к которым, безусловно, относятся и масс-медиа, описывала личность как некую интегративную схему, «которая обес-



________________________________

51См. об этой проблематике подробнее: Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: МГУ. — 1976.

52Влияние естествознания на развитие психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспе­риментальной психологии. - 1900. - № 8-9. - С. 664.

 

печивает целостность и постоянство поведения индивида, и которая постоянно под­вергается опасности разрушения — либо со стороны запретных инстинктивных вле­чений, либо со стороны налагаемых внешним миром требований»53. Отсюда уровень тревожности при конфликте личности с внешним миром. Отсюда потребность в пси­хологической защите личности для достижения комфортных состояний.

Нарушение динамики мыслительной деятельности при непосредственном вли­янии СМИ происходит у человека в течение длительного времени и внешне неза­метно порой даже для самого реципиента. Какие формы ее проявления можно об­наружить? К примеру, в непоследовательности суждений человека по поводу того, о чем он читал в газетах, что видел по телевизору. Знаменитая женская логика или монологи Михаила Задорнова с повествованиями о ментальности россиян — это тоже примеры проявления нарушений динамики мыслительной деятельности че­ловека. Ведь чаще всего речь идет здесь о примерах многолетнего медиа-воспита­ния людей, представляющих различные социумы (те же «совки»).

Лабильность мышления — чередование адекватности и неадекватности, маниа­кально-депрессивный психоз. В быту его элементы проявляются, к примеру, в не­померном и часто беспричинном возбуждении человека по поводу прочитанного в газете или когда перескакивают с одного на другое в разговоре при пересказе теле­сюжета. Другой пример — излишняя «откликаемость» представителя аудитории СМИ, когда все, что сказано даже не в его адрес, человек относит к себе, соотносит со своей жизнью.

Нарушение мотивационного компонента мышления находит у человека выра­жение в неадекватном эмоциональном переживании по поводу каких-то медийно отраженных ситуаций, или когда сильные аффекты меняют представление о пред­метах и их свойствах, конкретных людях, фактах истории и т.д. Сюда же специали­сты относят разноплановость мышления или символизацию человеком медиасобытий. Иная по форме выражения, но одноплановая в системных оценках состав­ляющая такого рода людей — резонёрство, бесплодное мудрствование.

Нарушение критичности мышления: по отношению к себе или к другим на ос­новании выводов влиятельных для личности медиасубъектов также составляет одну из частых форм нарушения мыслительной деятельности.

Тесная связь мотивов и потребностей личности, обусловленная в том числе и влиянием СМИ, тоже может быть подтверждена многочисленными примерами из жизни людей. Лишь перечислим некоторые из них.

• Нарушение иерархии мотивов: патологии разной степени влияния на те или иные социумы и отдельных индивидов — эгоизм, циничность, пивной ал­коголизм у молодежи, нарциссизм, эгоцентризм, мания величия и т.д.

• Нарушение смыслообразования:

- учеба ради учебы, чтение ради чтения;

- потеря смысла жизни — суицидальность под воздействием рассказов о

подобных поступках знаменитостей; — отказ от брачных отношений, мол, так теперь принято;

____________________________________________

53 Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1976. - С. 81.

 

- новые модные течения, к примеру, СМИ не раз рассказывали о новом движении в Москве — несколько тысяч молодых людей и девушек в принципе отказываются от секса.

Нарушение подконтрольности (критичности) поведения под воздействием примеров из масс-медиа:

— «мне дозволено всё, потому что...»;

- «своя» логика работы, отдыха, творчества.

ТЕМА 5





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)