Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Эмоциональная доминанта восприятия




 

Вместе с тем современная массово-коммуникационная практика, на наш взгляд, дает основания дополнить систему показателей аудитории средств массово инфор­мации. Так, к примеру, проанализировав в общей сложности свыше 200 различных программ на отечественном телевидении, мы обнаружили что при реализации ди­алогового взаимодействия достижение понимания и взаимопонимания между жур­налистом и аудиторией нельзя рассматривать только на уровне содержания обще­ния. Эмоциональная сторона восприятия также является одной из основных целей коммуникатора (зачастую — просто определяющей) и безусловным ориентиром участников коммуникации. Жан Бодрийяр не по этому ли поводу иронизировал: «Народ оказался публикой...Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища»57.

Наиболее продуктивным, как показал проведенный нами опрос экспертов — журналистов-профессионалов, является для коммуникатора моделирование роле­вого участия в масс-медиа деятельности. Проиллюстрируем это конкретными при­мерами.

Так, например, Леонид Якубович в сознании аудитории зафиксирован прежде всего как носитель социально-психологической роли, которую мы условно обозна­чим как «артист». Подобного рода коммуникаторы имеют выразительную, прият­ную внешность. Всегда со вкусом одеты, подтянуты, элегантны. Да, они нередко «играют» роль ведущего, но делают это, не таясь, акцентируя внимание не на соб-

_____________________________________

57Цит. по: Ироничные философы. — М., 2006. — С. 45.

 

ственной персоне, а лишь талантливо оттеняя собеседников. К примеру сам Яку­бович обладает хорошей дикцией, темп речи позволяет говорить четко, доходчиво. У него очень ритмичная речь, причем темп ее может варьироваться.

Неторопливо он начинает говорить тогда, когда хочет выделить какие-то слова или фразы. Он также в своих программах «Поле чудес», часто использует паузы как необхо­димый способ передачи информации в устной речи. Во время пауз он останавливается, перестает говорить и в этот момент ведущий демонстрирует широкий спектр невербаль­ных способов передачи информации: например, закатить глаза, подмигнуть, тяжело вздох­нуть. Часто в программе паузы — это способ остановить собеседника, говорящего откро­венную глупость или читающего бездарное стихотворение. Прямо об этом сказать не­возможно, ибо он может быть обижен на глазах многомиллионной аудитории, а жесты, мимика более выразительны и, как показывает его опыт, более действенны.



Телегид Евгения Пищикова на основании ролевого участия журналистов в де­ятельности электронных СМИ даже вывела некую «формулу» телевизионной веж­ливости58: «Приветствие и прощание — это, собственно говоря, обращение. Како­вое указывает, к какому именно зрителю обращена программа. Грубо говоря, ад­ресное деление может быть таким: к среднему потребителю информации, рядовому гражданину, Гражданину, единомышленнику, патриоту, клиенту, постоянному посетителю тусняку, грамотному челу, члену узкого кружка посвященных, Жен­щине с большой буквы и так далее».

Далее журналист подмечает ряд интересных деталей. Так, к примеру, что Дмит­рий Дибров в «Антропологии» почти всегда здоровался холодно, а прощался теп­ло. Как важный гость в незнакомой компании, который приходит недовольный, не уверенный, что все сложится как должно, а уходит более или менее удовлетворен­ный приемом. Тут есть совпадение с идеей передачи: гости Диброва всякий раз были люди особенные, оригиналы — в течение передачи они как бы должны доказать свое право на особенность... И заслужить тепло ведущего.

Михаил Леонтьев со своим анекдотическим «однако» в так и называющейся моно-программе как бы отдает себя одним этим словом на потеху обывателю, но смотрит в глаза посвященному зрителю.

Примечательно, что носителями социально-психологических ролей выступа­ют как коммуникаторы, так и их аудитория. Эти роли характеризуются относи­тельно постоянной, внутренне связанной системой поступков и действий, которая является реакцией на поведение других лиц. Не учитывать тот факт, что и предста­вители аудитории в большинстве своем явно или подсознательно стремятся к «ро­левому участию» при восприятии продукции СМИ, значит намеренно сокращать число факторов эффективности массово-коммуникационного взаимодействия. Причем на оси восприятия субъектом этого рода продукции находятся не только рациональные оценки, но и эмоции, чувства, аффект (допустим от «ролевого со­участия»), вызываемые как вербальным (словесным) содержанием, так и эстети­кой конкретного произведения или передачи.

Следовательно, всякое журналистское произведение можно рассматривать как систему раздражителей (слов, приемов невербальных коммуникаций, эстетичес-

________________________________________

58 Пищикова Евгения. Здравствуй и прощай // Известия. — 2001. — 12 мая.

 

ких конструкций, способов активизации «ролевого соучастия» и т. д.), сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать определенную реакцию аудитории СМИ. Да, как и во всякой творческой деятельности здесь воз­можно подсознательное «конструирование», но оно все же является превалирую­щим при индивидуальной творческой деятельности журналиста. В данном же слу­чае можно говорить о вполне высокой степени прагматического моделирования тех­нологий массово-коммуникационной деятельности. Ведь анализируя структуру раздражителей, мы в этом случае должны воссоздать (смоделировать) структуру реакций. Причем понятие «творчество» мы в равной степени относим как к созда­телям данного вида продукции, так и к потребителям. Ибо, как мы уже отмечали, только со-творчество характерно для истинно демократического государства, для отношений, основанных на принципах гуманизма.

При описании эмоциональной стороны восприятия информации как одного из системных показателей аудитории СМИ можно назвать и другие социально-пси­хологические роли коммуникаторов. Нами было выделено 24 роли. К примеру, та­кие, как: «аналитик», «лирик», «агрессор», «свой парень» и т. д. Допустим, веду­щий телевизионных «Итогов» Евгений Киселев — был типичный «аналитик», та­ковым он в 2006 году оставался и в авторской программе радиостанции «Эхо Москвы». Ему свойственны, как показывает исследование, такие внутренние лич­ностные характеристики, как интеллект, широта кругозора, способность мыслить масштабно, сдержанность, солидность, респектабельность и т. д. Характерные про­фессиональные качества — коммуникабельность, способность заражать энергией, уверенностью, внушать свои идеи и т. д. Владимир Молчанов и в прежних и в се­годняшних телепрограммах — «лирик», ибо все его наиболее удачные, с точки зре­ния экспертов, программы выдержаны именно в этом ключе. Тимур Кизяков, при­ходящий с экрана «Пока все дома», — типичный «свой парень». Выделение носи­телей «ролей» позволяет не просто прогнозировать успешную и эффективную деятельность коммуникатора, но и просчитывать варианты взаимодействия с кон­кретными носителями «ролей» из числа аудитории СМИ.





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.045 сек.)