Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности обеспечения качества оборонной продукции в условиях дискретного производства



2015-11-11 2011 Обсуждений (0)
Особенности обеспечения качества оборонной продукции в условиях дискретного производства 0.00 из 5.00 0 оценок




Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.

Вольтер

Анализ современных условий ведения производственной и хозяй­ственной деятельности отечественных предприятий позволил выявить особенности современных условий организации произ­водства, предпосылки возникновения и сущность дискретного производства, которое все в большей мере претендует на само­стоятельный вид производства.

Особенности современных условий ведения производственной и хозяйственной деятельности отечественных предприятий:

—расслоение собственности и приобретение частной собствен­ностью определяющего статуса;

—приобретение российскими предприятиями самостоятель­ности и независимости в выборе основных видов производственной и хозяйственной деятельности;

—изменение юридических и экономических основ управления выбранными производственной и хозяйственной видами деятель­ности, приобретение предприятиями юридического статуса и ори­ентация на потребителя;

—расширение спектра решаемых руководителем предприятия задач, сопровождаемое объективной необходимостью внедрения международной практики управления предприятием, основанной на реализации научных принципов менеджмента.

Зарождение и развитие частной собственности потребовало коренной перестройки всего механизма управления экономикой России.

Во-первых, в существенной степени был утрачен опыт от-ечественными производителями управления предприятием на °снове частной собственности. Потребовалось формирования пРинципиально новой мотивации персонала частных предприятий,


 




поиск новых форм и способов выстраивания отношений с партне­рами, поставщиками и заказчиками, подбора и расстановки кадров освоение и развития основ предпринимательской деятельности

В основе формирования мотивации персонала был положен процесс распределения полномочий и ответственности, формиро- " вания персональной заинтересованности в результатах своего труда. Переход от коллективной к персональной ответственности каждого за результаты своей профессиональной деятельности.

Во-вторых, возникла объективная необходимость юриди­ческого подтверждения отношений с партнерами, поставщиками и заказчиками. В основе данных отношений было положено юри­дическое закрепление прав и ответственности предприятия за свои обязательства перед заказчиками, поставщиками и партне­рами.

Достаточно сложной задачей на первом этапе процедуры юри­дического закрепления была задача идентификации зародившихся частных предприятий, состоявшая в формировании их реестра и регистрации по соответствующим признакам. Было принято решение формирования государственного реестра регистрации данных предприятий по их наименованию, адресу пребывания и банковским реквизитам.

Данная процедура регистрации частных предприятий приоб­рела статус юридической регистрации, сопровождаемой формиро­ванием предприятий как юридических лиц. Принятый порядок ре­гистрации был распространен и на предприятия других форм собственности.

С момента приобретения предприятиями статуса юридических лиц отношения с заказчиками, поставщиками и партнерами стали выстраиваться как отношения между юридическими лицами на основе взаимного письменного обмена условий договоренности, прав и ответственности друг перед другом с указанием признаков юри­дического лица в виде контракта (договора). Наличие такого до­кумента позволило, при необходимости, привлекать третье лицо для разрешения разногласий.

Для реализации данной процедуры была разработана и при­нята соответствующая законодательная база. Приобретение пред-


понятиями статуса юридических лиц на законном основании по­зволило предприятиям самостоятельно и независимо выбирать виды пр0изводственной и хозяйственной деятельности.

В свою очередь, данная процедура обеспечила расширение поля предложений по одним и тем же видам деятельности различ­ных предприятий, что закономерно породило первые признаки конкурентного отбора исполнителя того или иного вида деятель­ности. Причем конкурентный отбор был положен в основу взаи­моотношений между заказчиком и исполнителем заказа.

Изменение юридического статуса предприятий потребовало серьезных нормативно-правовых изменений в организации вы­полнения ГОЗ. 21 июля 2005 г. был принят Федеральный закон jsjb 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым участником размещения ГОЗ может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места проис­хождения капитала или любое физическое лицо, в том числе ин­дивидуальный предприниматель.

В-третьих, участие в конкурентном отборе, в условиях уча­стия нескольких претендентов на выполнение одной и той же ра­боты, объективно потребовалось подтверждение способности предприятия справиться с данной работой перед заказчиком. За­родилась конкурентная среда, оказавшая существенное влияние на изменение приоритетов во взглядах на мотивацию производствен­ной и хозяйственной деятельности предприятий, на определяющую роль заказчика в этой деятельности. В соответствии с выше назван­ным законом ГОЗ организуется только на конкурсной основе.

Определяющим мотивом деятельности предприятий стало мнение заказчика. Производство стало рассматриваться как един­ственный способ удовлетворения нужды (потребности) заказчика. Основным мотивом поведения предприятия стал принцип "Ори­ентации на интересы потребителя". Потребитель стал центром внимания у предприятий в условиях развивающейся рыночной экономики, что в свою очередь, определило существенные пере­мены в самом характере процесса производства.


 




С расстановкой приоритетов в выше изложенных условиях основной особенностью производственной и хозяйственной деятель­ности предприятия стало позаказное производство, отражающее определяющий приоритет — существующие и предполагаемые потребности заказчика, максимальное удовлетворение его потреб­ностей.

Определяющей особенностью позаказного производства яв­ляется строгое нормирование ресурсов, в том числе временных и финансовых. Такая организация производства получила опреде­ление как дискретная (нормированная, ограниченная, регламенти­рованная, а, следовательно, и производство стало называться — дис­кретным.

Реализация принципа "Ориентации на потребителя' в усло­виях дискретного производства требует от производителя быть готовым оперативно перестраивать технологическое наполнение производства от заказа к заказу, чтобы привлечь внимание потре­бителя, обеспечить конкурентоспособность производственной деятельности. Такой подход обеспечивает участие в выполнении ГОЗ наиболее технологически состоятельных предприятий.

В-четвертых, стремление своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика порождают необходимость поиска новых приемов и способов организации производственно­го процесса, основанного в соответствии со сложившимися за долгие десятилетия взглядами на выполнении огромного количе­ства трудоемких процессов в соответствии с требованиями суще-ствующих на тот период времени нормативно-правовых и нормативно-технических документов. Требуются более динамич­ные приемы и способы планирования и организации производ­ственного процесса, которые позволяли бы существенно сократить временные ресурсы на конструкторскую и технологическую под­готовки производства от заказа к заказу. Объективно возникает необходимость перехода от последовательной к параллельной схеме подготовки производства.

Особенностью данного подхода является тот факт, что суше' ственно возросла роль международных стандартов ИСО в области декларирования требований к продукции и услугам, а также сгЮ'


собов подтверждения компетентности и технологической состоя­тельности предприятий в выполнении требований заказчика. На территории РФ была признана и законодательно закреплена про­цедура сертификации как единственный способ подтверждения соответствия СМК предприятий требованиям стандартов. Была введена процедура аутентичного перевода международных стандар­тов, изменен статус государственных стандартов на национальные стандарты. В период времени с начала 2000-х тысячных годов на­чалась активная процедура актуализации российский стандартов. Наличие сертифицированных СМ К на предприятиях — участниках ГОЗ после принятия Постановление Правительства РФ № 629 от 17 августа 2010 г. и № 861 от 26 октября 2010 г. стало обязательным требованием Государственного заказчика.

Однако, наряду с этими преимущественными проявлениями малых предприятий — участников ГОЗ, есть серьезный недоста­ток — отсутствие значительных ресурсов, позволяющих осущест­влять проектирование, разработку и организацию серийного про­изводства образцов ВВТ на основе традиционных способов. В подавляющем большинстве данные предприятия способны до­водить весь комплекс работ, в лучшем случае, до опытного произ­водства перспективных образцов ВВТ.

В условиях дискретного производства проектное управление производственной деятельностью предприятия требует строгого соблюдение нормированных ресурсов в рамках договорных отно­шений с заказчиком и, в первую очередь, времениых и финансовых ресурсов. Данные ресурсы в большей степени подвержены мини­мизации со стороны заказчика. Так, в процессе конструкторской подготовки производства наиболее распространенным подходом к сокращению времени ее реализации является сокращение объе­ма разрабатываемой рабочей конструкторской документации (РКД). Причем, в соответствии стребованиями последней редакции ГОСТ 2.111-68 от августа 2007 г. (ИУС № 9-2006) "Нормокон-троль", п 2.1, 16 комплектность конструкторской документации пРоверяется в соответствии с техническим заданием. Как свиде­тельствует практика, зачастую с целью сокращения времени на Разработку РКД в ТЗ либо не отражается ее состав вообще, либо


 




отражается состав РКД без учета требований ГОСТ 2.102-68 (с учетом ИУС № 8-2006). Как правило, из состава документации выпадают документы, существенно влияющие на качество выпол­нения ГОЗ, такие как: "Ведомость покупных изделий", "Ведомость разрешения применения покупных изделий" и др.

В сложившихся условиях является актуальным переход от по­следовательного проведения комплекса работ по созданию образ­цов ВВТ к параллельному способу их проведения. Такой подход позволит существенного сократить расходы как временных, так и других видов ресурсов в процессе создания новых и модернизации имеющихся на вооружении образцов ВВТ.

Кроме того, сложившиеся за последние десятилетия в России экономические отношения существенно изменили принципы и способы формирования государственного оборонного заказа (ГОЗ). На смену принципу "первоочередного и бездефицитного" обеспечения всеми средствами выполнения военного заказа принят к руководству принцип "рационального распределения" средств по источникам потребностей. Внедрение данного принципа обо­стрило противоречие между возрастающими требованиями к об­разцам вооружения, и, в первую очередь, к их качеству, и ограни­ченными средствами, выделяемыми на их разработку, производство и эксплуатацию.

Наиболее адекватным направлением разрешения данного противоречия является создание, внедрение и развитие СМК на предприятиях, участвующих в ГОЗ.

Работы по сертификации СМК являются составной частью программ вооружения стран — членов НАТО и США. Так, в США практически все работы по разработке и производству оборудова­ния и комплектующих изделий для аэрокосмической военной техники поручают только предприятиям, введенным в "Перечень аттестованных поставщиков", при этом основой для указанной аттестации является наличие на предприятии сертифицированной СМК, соответствующей требованиям военных стандартов. Анало­гичное положение действует и при заключении контрактов на разработку и производство вооружения в странах НАТО.


Сопоставительный анализ положений и требований указанных военных стандартов и стандартов И СО серии 9000 подтверждает их полную идеологическую совместимость и соответствие в основ­ных положениях. Военное ведомство США выпустило в 1994 г. спе­циальную директиву, разрешающую применять стандарты ИСО 9000 в программах поставок оборудования, в которых ранее при­менялись только военные стандарты.

Опыт, накопленный зарубежными предприятиями в области сертификации, в 90-х гг. стал широко применяться в отечественной оборонной промышленности. Однако, возникла потребность в адап­тации международного опыта подтверждения качества продукции оборонных предприятий, на которых, к этому времени, уже функ­ционировали системы обеспечения качества, основанные на тра­диционных подходах контроля качества отечественной оборонной промышленности. Необходимо было создавать органы сертифи­кации, способные подтверждать способность выполнить ГОЗ с за­данным уровнем качества не только государственных оборонных предприятий, но и предприятий других форм собственности, за­являющих о готовности участвовать в разработке, производстве и сервисном обслуживание образцов ВВТ.

Предыдущая практика и опыт работ по обеспечению качества ^/^свидетельствовали о том, что существенная часть технических, организационных и методических принципов решения этой про­блемы в целом себя оправдала и может быть успешно применена в процессе адаптации и развитии функционирующих на пред­приятиях оборонно-промышленного комплекса СМК на основе положений международных стандартов. К ним, прежде всего, от­носятся:

— наличие отработанной методологии и системы взаимосо­гласованных требований к качеству готовых образцов ВВТ, при­меняемого для них оборудования, аппаратуры и комплектующих, обеспечивающих возможность системного решения вопросов ка­чества ВВТ;

— эффективная система контроля, испытаний и анализа Дефектов продукции, базирующаяся на современных методах


 





Определяет требования

Заявляет о способности выполнить

Подтверждает способность выполнить ГОЗ

и собственном испытательном и аналитическом потенциале пред­приятий ОПК и институтов министерства обороны (МО) РФ;

— разветвленная инфраструктура военных представительств (ВП), обеспеченная квалифицированными специалистами, мощ­ной информационной базой и коммуникациями, позволяющими осуществлять эффективную координацию работ по обеспечению качества образцов В ВТ и ее составных частей;

— накопленный опыт работ по аттестации некоторых видов i производств, являющихся одним из основных составляющих СМК.

Отечественный исторический опыт разработки, изготовления и эксплуатации образцов вооружения свидетельствует о том, что в основу обеспечения качества на протяжении всех этапов станов­ления и развития отечественной оборонной промышленности особое внимание обращалось на присутствие специалистов воен­ного ведомства на всех этапах жизненного цикла образцов ВВТ, способных объективно, опираясь на систему инженерно-технических и военно-экономических знаний, оценить уровень качества образца ВВТ и документально подтвердить соответствие его технических характеристик заданным требованиям. Участие специалистов ВПв выполнении ГОЗ является существенной особен­ностью процесса обеспечения качества его выполнения на отечествен­ных оборонных предприятиях. Однако, полномочия данных спе­циалистов не распространялись на предприятия других форм собственности, которые с начала 90-х годов активно начали уча­ствовать в выполнении ГОЗ.

В процессе адаптации и распространения зарубежного опыта подтверждения качеств;! оборонной продукции на отечественных предприятиях участниками процесса формирования и выполнения ГОЗ к средине 90-х годов стали как сами предприятия различных форм собственности, специалисты ВП, как представители Заказ­чика, так и вновь создаваемые органы сертификации. Графическая иллюстрация взаимодействия участников ГОЗ представлена на рис. 14.

Для определения данных требований к системам качества предприятий, разрабатывающих или производящих военную про­дукцию, на основе МС ИСО серии 9000 в 2001 г. был разработан


"ВОЕННЫЙ РБГЯСТР"

Рис. 14. Графическая иллюстрация взаимодействия предприятия-участника ГОЗ и ВП

военный стандарт ГОСТРВ 15.002, претерпевший на сегодняшний деньдве редакции в 2003 и 2011 гг. После редакции 2011 г. и в связи с введением новой аббревиатуры военных стандартов с I января 2007 г. данный стандарт приобрел следующий индекс — ГОСТ РВ 0015.002-2012. Введение данного стандарта позволило установить единую нормативную базу для реализации требований законода­тельства РФ к обеспечению качества ВВТ и лицензированию дея­тельности предприятий, участвующих в выполнении ГОЗ.

Анализ данных нормативно-правовых и нормативно-технических документов позволил гармонично осуществить рас­слоение прав и ответственности между участника ГОЗ. Результаты Данного анализа представлены в табл. 16.

Введение в действие выше приведенных нормативно-правовых документов, а также ГОСТ РВ 0015.002 заложило единую


 




Таблица J

Права и ответственность участников ГОЗ в процессе их взаимодействия в ходе его выполнения

 

Участник ГОЗ Права Ответственность
Заказчик (ВЦ) — формирование ТЗ; — объявление конкурса; — выбор исполнителя ГОЗ; — контроль качества выполнения ГОЗ. — за обоснованность требова­ ний к участнику ГОЗ; — за обоснованность и каче­ ство ТЗ; — за достоверность оценки качества готового образца.
Предприя­тие — определение для себя области соответствия; — участие в конкурсах о ГОЗ. — за качественное (адекват­ ное) выполнение ТЗ (каче­ ство образца В ВТ); — за способность соответство­ вать заявленным требова­ ниям.
Орган сертифика­ции — подтверждение СМК предприятия заявлен­ным требованиям. — за достоверность оценки соответствия СМК пред­приятия заявленным требованиям (способность выполнить ГОЗ с заданным уровнем качества)

нормативную основу для обеспечения качества ВВТ. Данный стандарт позволяет снять многочисленные проблемы, связанные с приведени­ем в соответствие СМК предприятий различных форм собственности, участвующих в выполнении ГОЗ путем усиления роли ВП.

Порядок взаимодействие между организацией и аккредитован­ным при ней ВП устанавливают в СМК в соответствии с "Положе­нием о военных представительствах МО РФ " и дополнительными требованиями стандарта ГОСТ РВ 0015.002:

— согласованный с ВП перечень стандартов СРПП ВТ, ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД, ГСИ, применяемых в организации, а также перечень документов СМК, подлежит согласованию с ВП;


 

—руководство по качеству должно быть разработано с соблю­дением требований по защите государственной тайны и согласо­вано с ВП;

—в СМК должен быть определен порядок обращения записей, имеющих отношение к обеспечению качества выполняемых орга­низацией видов деятельности и содержащих данные о качестве выпускаемой оборонной продукции. Эти записи должны быть до­ступны для изучения ВП.

Представитель руководства должен взаимодействовать с за­казчиком (ВП) по вопросам СМК. имеющим oi ношение к выпол­нению требований ТЗ и условий контракта, и содействовать по­ниманию требований заказчика в организации.

При установлении порядка взаимодействия организации с за­казчиком необходимо обеспечить:

—участие заказчика (ВП) по его требованию в проверках функ­ционирования и оценке соответствия СМК установленным требо­ваниям;

—проведение ВП, по его усмотрению, выборочных проверок (летучего контроля) выполнения требований конструкторской до­кументации (КД), технологической документации (ТД) и другой технической документации;

—участие ВП в проводимых исследованиях дефектов, выяв­ленных входе подконтрольной, литерной и штатной эксплуатации в соответствии с ГОСТ В 15.703, а также в ходе контрольных ис­пытаний, при контроле качества оборонной продукции и техноло­гических процессов изготовления в опытном и серийном произ­водстве;

—согласование заказчиком (ВП) планов мероприятий по Устранению выявленных несоответствий оборонной продукции Установленным требованиям.

В соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015.002:

— необходимо учитывать особенности нынешнего состояния Идеологии технического регулирования в оборонной области;

— в условиях сложившихся особенностей состояния пред­приятий различных форм собственности, участвующих в ГОЗ, Необходима адаптация требований МС к исторически сложившим-


 




ся методам и способам обеспечения качества ВВТ в процессе их разработки и производства на отечественных предприятиях;

—выбор и организация ведения научных исследований в об­ласти обеспечения качества разработки и производства ВВТ отече­ственными предприятиями;

—формирование научно-обоснованной системы отбора участ­ников выполнения ГОЗ (отечественных и зарубежных предприятий).

Вопросы:

1. Каковы основные особенности технического регулирования при вы­полнении государственного оборонного заказа?

2. Каковы цели и содержание военной стандартизации?

3. Что является объектами военной стандартизации?

4. В чем состоит порядок внедрения стандартов на оборонную продукцию на предприятии?

5. В чем заключаются основные особенности выполнения государствен­ного оборонного заказа в современных рыночных условиях экономики России?

 


СИСТЕМЫ



2015-11-11 2011 Обсуждений (0)
Особенности обеспечения качества оборонной продукции в условиях дискретного производства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности обеспечения качества оборонной продукции в условиях дискретного производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2011)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)