Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация начисления и сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги



2015-11-11 4179 Обсуждений (0)
Организация начисления и сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги 4.75 из 5.00 4 оценки




4.1. Одной из задач финансового оздоровления предприятий ЖКХ является снижение задолженности потребителей по оплате за жилье и коммунальные услуги. При этом среди причин, вызывающих рост задолженности, чаще всего называется рост тарифов при низкой платежеспособности населения. Однако, как показывает опыт, на собираемость платежей в большей мере влияет организация их начисления и сбора.

4.2. Наиболее эффективно проблема начисления и сбора платежей решается путем передачи этих функций городским расчетно-кассовым центрам (РКЦ) . Оперативность и точность расчетов, доведение до населения информации об уровне платежей с использованием для этого наглядных счетов-квитанций, повышение культуры обслуживания, создание максимальных удобств при расчетах за услуги, своевременное напоминание неплательщикам позволяют примерно на 20 % повысить уровень собираемости платежей, доведя его до 95 - 97 %%. Это подтверждает практика действующих РКЦ.

4.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» рекомендовано сбор платежей за жилье и коммунальные услуги осуществлять через расчетно-кассовые центры.

РКЦ могут создаваться как самостоятельные хозяйствующие субъекты либо как подразделения служб, выполняющих функции заказчика (муниципального заказчика).

4.4. Для своевременного информирования потребителей об их обязательствах по оплате жилищно-коммунальных услуг, предотвращения накапливания задолженности по платежам, а также обеспечения своевременного перечисления собранных платежей организациям-поставщикам услуг РКЦ должно выполнять следующие функции:

- осуществление расчетов с потребителями услуг, проживающими в жилищном фонде всех форм собственности (циркулярное письмо Госстроя России от 14.09.99 г. № ЛЧ-3128/13);

- начисление платежей за жилье и коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий;

- формирование и рассылка населению извещений (счетов-квитанций) с информацией об объеме потребления услуг и размере оплаты;

- сбор платежей через сбербанки, почтовые отделения либо через собственные отделения;

- учет поступивших платежей на основании платежного документа (счета-квитанции), выявление неплательщиков, работа с ними;

- расчет субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

- распределение («расщепление») собранных денежных средств между организациями-поставщиками услуг;

- перечисление денежных средств организациям-поставщикам услуг.

Важным элементом технологии начисления платежей является корректировка оплаты в зависимости от качества услуг, которая, как правило, должна производиться без вмешательства потребителя по информации предприятий, диспетчерских служб, обобщаемых в службе заказчика, управляющей организации.

4.5. Информационное обеспечение системы расчетов с населением охватывает характеристики жилищного фонда, проживающего в нем (постоянно или временно) населения, льгот, тарифов на услуги, нормативов их потребления (минимальных социальных стандартов и среднестатистических нормативов) и др.

Кроме того, организация расчетов с населением через РКЦ требует учета при начислении платежей информации от организаций-поставщиков услуг и потребителей об отклонениях от установленных договорами показателей качества, надежности и устойчивости, а также о перерывах в предоставлении услуг .

4.6. Для обеспечения работы РКЦ можно рекомендовать создание единого функционального комплекса, обеспечивающего «сквозные» расчеты от формирования лицевых счетов с учетом льгот и субсидий, рассчитываемых в этом комплексе, до подготовки сводно-аналитической документации и распределения денежных средств между организациями-поставщиками услуг (см. рис. 4.1.).

Такой функциональный блок обеспечивает пропорциональное распределение («расщепление») собранных денежных средств между организациями - поставщиками услуг, контроль за их движением, а также формирование сводных аналитических данных о начисленных и собранных платежах по видам услуг и их поставщикам, учет задолженности по платежам, неплательщиков и их классификации по срокам задолженности, общей суммы льгот и субсидий, сокращения размера оплаты за услуги (по их видам) при снижении качества и перерывах в предоставлении.

Учет задолженности по платежам и ее классификация по срокам, позволяющая отделить текущую задолженность от просроченной или «безнадежной», имеет существенное значение при проведении ее реструктуризации. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете в настоящее время текущая и просроченная задолженность не разделяются, что делает невозможным списать «безнадежную» задолженность.

Рис. 4.1. Функциональный комплекс расчета с квартиросъемщиками и распределения платежей по поставщикам

Помимо этого рассматриваемый функциональный комплекс должен обеспечить учет сверхнормативной площади жилья, если за нее взимается повышенная оплата, а также второго (и более) жилья. Кроме того, для расчетов с потребителями, в домах либо квартирах которых установлены приборы учета, должен быть обеспечен как учет этих домов и квартир, так и показания приборов, которые должны быть учтены при начислении платежей потребителям услуг.

Такой комплекс помимо расчетов за услуги позволяет обеспечить информационную поддержку управления ЖКХ города на основе интеграции разрозненных баз данных о жилищном фонде, проживающем в нем населении, финансово-экономических показателях.

4.7. Повышение эффективности работы РКЦ с потребителями услуг, в том числе сокращение задолженности по платежам, обеспечивается полнотой, достоверностью и «прозрачностью» для населения платежных документов (счетов-квитанций и извещений). Наряду с подробными сведениями о РКЦ и плательщике в них должна содержаться информация о структуре платежей, размере тарифа за единицу услуги, снижении платежа за нарушение качества обслуживания (перерывах или отключениях), размере льгот и субсидий. Это необходимо для того, чтобы каждый гражданин имел возможность определить уровень своих платежей и, кроме того, наглядно видел, что чем ниже потребительские качества жилья, уровень его благоустройства, тем ниже уровень оплаты.

В счете-квитанции могут также указываться дополнительные платежи, которые вносятся гражданами на добровольной основе, например, плата за страхование жилья, за содержание специальных спортивных площадок и др. Таким образом, извещение и счет-квитанция должны содержать следующие данные:

- сведения о расчетно-кассовом центре (адрес, телефон, банковские реквизиты и др.);

- сведения о плательщике: адрес, вид жилья (частное, государственное, муниципальное), занимаемая площадь, количество проживающих (постоянно и временно), номер лицевого счета (для нанимателей) либо карточки (для собственника жилого помещения), фамилия, имя, отчество нанимателя или собственника (собственников при долевой собственности), наличие льгот, нуждаемость в субсидиях, их размер и др.

Льготы учитываются в соответствии с действующими законодательными актами (федеральными законами), а также в соответствии с постановлениями субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Расчет субсидий осуществляется в соответствии с «Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887, а также соответствующих постановлений органов управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При заполнении сведений о плательщике особого внимания требует графа - количество проживающих, так как при отсутствии приборов учета, когда платежи взимаются в зависимости от норматива потребления услуг и установленного тарифа, необходимо вести учет не только количества временно проживающих, но и время их проживания в течение конкретного месяца.

Эта информация должна содержаться в базе данных паспортного учета. Кроме того, в базе данных должны содержаться сведения о гражданах, имеющих льготы и получающие субсидии.

При расчетах с собственниками жилья, проживающими в индивидуальных домах, в счете-извещении и квитанции изменяется состав оплачиваемых услуг. Например, исключается содержание и ремонт жилья, но дополнительно, как правило, включается полив участка, могут быть и другие изменения.

Ниже приведены образцы счета-квитанции и извещения по оплате жилья и коммунальных услуг.

Реквизиты РКЦ ________________________

(адрес, телефон)

_________________________

(расчетный счет)

Примерный образец счета-извещения об оплате жилья и коммунальных услуг
(оплачивать до 10 ________________ 200 ___ г.)

Плательщик (Фамилия, И. О.) Васильев П. А. Льгот - нет (если есть - указать какие и сумму) Начислено субсидий _________ Лицевой счет № ___________ Карточка № __________
Адрес Ул. Юбилейная, д. 16, кв. 5  
Общая площадь 75 м2  
Отапливаемая площадь 73 м2  
Количество проживающих 3 чел.  
Социальная норма площади жилья 60 м2  
- на количество проживающих5
Дополнительно на семью оплачивается по действующим тарифам -  
Приборов учета нет  

5 Заполняется, если принято решение об оплате сверхнормативной площади по повышенному тарифу и если введена дополнительная «квота» к социальной норме, которая оплачивается по действующему тарифу.

Начислено за предыдущий месяц 493,52

Состав оплачиваемых услуг Единица измерения Тариф за единицу услуги руб. Сумма платежа за текущий месяц руб. Долг (+) или переплата (-) за предыдущий месяц руб. Уменьшение суммы платежа в связи с перерывами в предоставлении услуги руб. Общая сумма платежа руб. Начислено субсидий
1. Содержание и ремонт жилья (техобслуживание) , руб./кв. м 1,90 142,50     142,50 72,41
2 Лифт              
3. Холодная вода руб./чел 23,70 71,10     71,10 36,13
4. Канализация руб./чел 17,90 53,70     53,70 27,29
5. Отопление руб./кв. м 2,40 175,20     175,20 89,02
6. Горячая вода руб./чел 35,20 105,60   81,90 23,70 12,04
7. Газ руб./чел 3,35 10,05     10,05 5,11
8. Вывоз ТБО руб./чел 4,00 12,00     12,00 6,10
9. Найм жилья руб./кв. м 0,5 37,50 +9,00   46,50 23,63
Итого     607,65 +9,00 -81,90 534,75 271,73
Пени              
Всего начислено           534,75  
Всего к оплате           263,02  
Кроме того, оплачиваются на добровольной основе (например, страхование жилья и др.).              

Реквизиты РКЦ ________________________

(адрес, телефон)

_________________________

(расчетный счет)

Примерный образец счета-квитанции об оплате жилья и коммунальных услуг
(оплачивать до 10 ________________ 200 ___ г.)

Плательщик (Фамилия, И. О.) Васильев П. А. Льгот - нет (если есть - указать какие и сумму) Начислено субсидий _________ Лицевой счет № ___________ Карточка № __________
Адрес Ул. Юбилейная, д. 16, кв. 5  
Общая площадь 75 м2  
Отапливаемая площадь 73 м2  
Количество проживающих 3 чел.  
Социальная норма площади жилья 60 м2  
- на количество проживающих
Дополнительно на семью оплачивается по действующим тарифам -  
Приборов учета нет  

Начислено за предыдущий месяц 493,52

Состав оплачиваемых услуг Общая сумма платежа руб.
1. Содержание и ремонт жилья (техобслуживание) , 142,50
2 Лифт  
3. Холодная вода 71,10
4. Канализация 53,70
5. Отопление 175,20
6. Горячая вода 23,70
7. Газ 10,05
8. Вывоз ТБО 12,00
9. Найм жилья 46,50
Итого 534,75
Пени  
Всего начислено 534,75
Начислено субсидий 271,73
Всего к оплате 263,02
Кроме того, оплачиваются на добровольной основе (например, страхование жилья и др.).  

Благодарим за своевременную оплату.

Проверьте Ваше право на получение субсидий : если сумма платежа за социальную норму площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг превышает установленный процент совокупного дохода Вашей семьи, Вам полагается субсидия.

При переходе к оплате услуг по двухкомпонентному тарифу счет-извещение примет следующий вид:

Примерный образец счета-извещения об оплате жилья и коммунальных услуг
(оплачивать до 10 ________________ 200 ___ г.)

Плательщик (Фамилия, И. О.) Васильев П. А. Льгот - нет (если есть - указать какие и сумму) Начислено субсидий _________ Лицевой счет № ___________ Карточка № __________
Адрес Ул. Юбилейная, д. 16, кв. 5  
Общая площадь 75 м2  
Отапливаемая площадь 73 м2  
Количество проживающих 3 чел.  
Социальная норма площади жилья 60 м2  
- на количество проживающих
Дополнительно на семью оплачивается по действующим тарифам -  
Приборов учета нет  

Начислено за предыдущий месяц 493,52

Состав оплачиваемых услуг Единица измерения Тариф за единицу услуг и руб. Сумма платежа за текущий месяц руб. Долг (+) или переплата (-) за предыдущий месяц руб. Уменьшение суммы платежа в связи с перерывами в предоставлении услуги руб. Общая сумма платежа руб. Начислено субсидий
1. Содержание и ремонт жилья (техобслуживание), руб./м2            
2 Лифт              
3. Холодная вода руб.            
- абонентская плата руб./чел ´          
- плата за фактическое потребление руб./м3            
4. Канализация руб. ´          
- абонентская плата руб./чел            
- плата за фактическое потребление руб./м3            
5. Отопление руб. ´          
- абонентская плата руб./м2            
- плата за фактическое потребление руб./Гкал            
6. Горячая вода руб. ´          
- абонентская плата руб./чел            
- плата за фактическое потребление руб./м3            
7. Газ руб./чел            
8. Вывоз ТБО руб./чел            
9. Найм жилья руб./м2            
Итого              
Пени              
Всего начислено              
Всего к оплате              
Кроме того, оплачиваются на добровольной основе (например, страхование жилья и др.).              

4.8. При расчетах с потребителями услуг, в домах либо квартирах которых установлены приборы учета, размер платежей за услуги определяется по фактическому потреблению исходя из показаний приборов. Соответственно в счете-квитанции должны содержаться показания приборов и тарифы за единицу материального носителя услуги (воды, теплоэнергии и др.). Однако ежемесячно снимать показания с приборов и учитывать их в расчетах с потребителями, как показывает зарубежный опыт, а также практика расчета за потребляемую электроэнергию, не обязательно, поскольку это требует значительных затрат времени и средств.

Наиболее эффективна следующая схема расчета с потребителями услуг.

Расчет платежей ежемесячно производится исходя из среднестатистических нормативов (либо из среднесложившегося потребления услуг в конкретной квартире), количества проживающих (с учетом временно снимающих жилье) и тарифа, установленного на человека в месяц. Один раз в квартал либо в полугодие производится перерасчет по показаниям приборов учета, для чего общая сумма фактических платежей сопоставляется с необходимым размером платежей (по показаниям приборов).

Показания прибора учета

на начало периода _________________________

(квартал, полугодие и т. д.)

на конец периода _________________________

(квартал, полугодие и т. д.)

Потреблено за период (квартал, полугодие и _________________________

т. д.)

Тариф за единицу материального носителя _________________________

услуги (м3 воды, Гкал тепла)

Размер оплаты за рассматриваемый период _________________________

Фактически произведено платежей за _________________________

рассматриваемый период

Всего к оплате (или подлежит зачету на _________________________

последующие периоды)

Оценка объемов потребления услуг на основе приборного учета, считывание и обработка получаемой информации может осуществляться городской биллинговой службой. При этом ее интеграция с расчетно-кассовым центром является основой эффективной системы взаимоотношений производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Положение о биллинговой службе, а также Порядок считывания и обработки показаний приборов учета утверждаются администрацией города.

4.9. Для обеспечения доступности для населения данных, приведенных в счете-квитанции, следует постоянно доводить до каждого нанимателя и собственника жилья утвержденные тарифы на каждый вид услуг, нормативы их потребления, условия оплаты (в том числе при наличии приборов учета). Это необходимо в связи с тем, чтобы каждый гражданин имел возможность определить уровень своих платежей и, кроме того, наглядно видел, что чем ниже потребительские качества жилья, уровень его благоустройства, тем ниже уровень оплаты.

С этой целью, как уже указывалось, в счете-квитанции на оплату услуг необходимо учитывать снижение оплаты за конкретную услугу при временном прекращении ее подачи или снижении других параметров качества в соответствии с условиями, предусмотренными действующими Правилами предоставления коммунальных услуг и договорами на обслуживание.

При этом следует иметь в виду, что снижение оплаты может иметь место не только в тех случаях, когда в связи с аварией (или другой причиной) прекращается подача услуги в дом в целом, но и в тех случаях, когда подача услуги прекращается в отдельные квартиры, находящиеся, например, на одном стояке.

Снижение оплаты за перерыв в предоставлении коммунальных услуг или при нарушении параметров качества осуществляется за суммарное время, соответствующее продолжительности нарушений договорных обязательств в течение оплачиваемого периода с округлением в большую сторону до полных дней или часов.

При наличии у потребителя приборов учета на вводе в здание с регистрацией времени вынужденного перерыва (отключения) оплата коммунальных услуг при допущении исполнителем перерыва осуществляется по показаниям приборного регистратора (может снижаться составляющая платежей, эквивалентная абонентской плате).

Размер снижения оплаты в случае перерыва в предоставлении отдельного вида жилищно-коммунальных услуг определяется как произведение рассчитанного без учета нарушений размера оплаты потребителями, приведенное к одному часу или дню, и продолжительности превышения времени перерыва в предоставлении услуг над предельно допустимым сроком перерыва, установленным органом местного самоуправления.

Снижение оплаты за нарушения параметров качества жилищно-коммунальных услуг определяется следующим образом: средний дневной (часовой) размер оплаты потребителями, проживающими в конкретном жилище, умножается на продолжительность периода предоставления отдельного вида жилищно-коммунальных услуг с нарушением параметров качества. Если администрация города установила допустимую продолжительность такого периода, этот допустимый период вычитается из расчетов. Если имеет место частичное снижение оплаты при конкретном виде нарушения - рассматриваемый период умножается на величину установленного снижения оплаты.

Такой механизм наиболее эффективен, если орган местного самоуправления установил двухуровневую систему оплаты - абонентскую плату за право потребителя получать конкретную коммунальную услугу и плату за объем фактически потребленного материального носителя услуги (воды, тепловой энергии, газа). В этом случае при перерывах в предоставлении услуг абонентская плата за время перерывов не выплачивается.

4.10. В случае несвоевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг наниматели и собственники жилья должны уплачивать пеню, размер которой устанавливается за каждый день просрочки после даты оплаты, указанной в счете-квитанции.

Однако в соответствии со статьей 330 «Понятие неустойки» Гражданского кодекса Российской Федерации пени могут взиматься только при наличии соответствующего договора. Таким образом, для получения права на взимание пени собственник жилищного фонда (орган местного самоуправления или уполномоченная им служба заказчика) должен заключить договоры найма с нанимателями жилых помещений и договоры на обслуживание с собственниками жилья. В этих договорах наряду с другими обязанностями нанимателей и собственников жилых помещений должен быть определен срок оплаты услуг ЖКХ и размер пени. При отсутствии таких договоров взимание пени не допускается и может быть обжаловано в судебном порядке.

http://www.gosthelp.ru/text/MetodikaMetodikaraschetap.html



2015-11-11 4179 Обсуждений (0)
Организация начисления и сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Организация начисления и сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)