ЗАДАНИЕ 1. ПОСТРОЕНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ»
ББК. 81.2 Русск-9 Контрольные задания по русскому языку и культуре речи для студентов-заочников/НГТУ; Сост. А.О. Велижанина. Н.Новгород, 2004. 33 с. Методические рекомендации включают в себя контрольные задания, соответствующие целям и содержанию курса «Русский язык и культура речи», и рекомендации к их выполнению. Предназначены студентам-заочникам и преподавателям русского языка и культуры речи. Редактор Э.А. Жирнова Подп. в печ. 23.06.04.Формат 60 х 84 '/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 500 экз. Зак. 464. Нижегородский государственный технический университет. Типография НГТУ. 603600, Нижний Новгород, ул. Минина, 24. ВВЕДЕНИЕ Целью курса «Русский язык и культура речи» является формирование у студентов духовно-нравственной позиции на речь как на механизм жизнедеятельности человека, обеспечивающий познание окружающего мира и установление отношений с его системами, и на язык как среду становления человека; развитие личной ответственности за свою речевую деятельность; формирование речевой культуры. В связи с этим структура курса представляет собой систему трёх взаимосвязанных основных блоков: ценностного (мировоззренческого), нормативно-стилистического, коммуникативного (ситуативно-текстового). При сравнительно небольшом объёме аудиторных часов курса на заочном отделении предполагается, прежде всего, самостоятельное освоение теоретико-практического содержания дисциплины. Учебным планом предусмотрено выполнение студентами-заочниками контрольной письменной работы по русскому языку и культуре речи. В освоении и осознании сущности, средств, характерных особенностей каждой части курса призваны помочь студентам-заочникам контрольные задания по «Русскому языку и культуре речи». Задания составлены в соответствии с заявленной основной целью курса, при этом они являются средством как освоения содержания дисциплины, так и самостоятельного развития речевой культуры личности и результатом, в большей степени определяющим успешность итоговой аттестации студента по предмету «Русский язык и культура речи». Каждый студент выполняет свой вариант работы, включающей три задания (построение «древа понятия», освоение речевых норм и устранение речевых ошибок, написание сочинения-рассуждения). Это, с нашей точки зрения, позволит студенту проявить самостоятельность и неформальное отношение к теоретической компоненте курса, творчество и независимость суждений, при этом аргументированность и последовательность в изложении мыслей; умение работать с нормативной литературой по русскому языку и культуре речи, преобразуя новые знания в речевой навык. Качество выполненной студентом работы даст возможность преподавателю сделать вывод о глубине и основательности проработки и освоения им содержания курса. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради с полями, на титульном листе которой необходимо указать вуз, факультет, курс, группу, фамилию, имя, отчество студента, номер варианта; должность, фамилию, имя, отчество преподавателя; дату сдачи контрольной работы. Каждое задание следует начинать с новой страницы. ЗАДАНИЕ 1. ПОСТРОЕНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ» Для построения средства самостоятельного поиска знаний, названного его автором, проф. К.Я. Вазиной, «древом понятия», необходимо определить слово для исследования. Отнестись к выбору слова нужно неформально: Вы должны осознать потребность в постижении общекультурного значения слова, в расширении его смыслового пространства. Слово может быть любым (семья, любовь, истина, наука и т.д.), лишь бы оно было выбрано не на авось. Далее следует вооружиться словарями: «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля (обязательно!), любым толковым словарём, например «Толковым словарём русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, словарём иностранных слов (если слово иноязычного происхождения), этимологическим, энциклопедическим и другими словарями. Работа с понятием проходит следующим образом. К исследуемому слову из всех словарей выписываются все значения, и таким образом заполняется первый ряд «древа». Из первого ряда нужно выделить заинтересовавшие Вас значения слова, смыслы которых необходимо вновь выписать из словарей, - так выстраивается второй ряд «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию. Графически «древо понятия» можно представить следующим образом (рис. 1).
Понятие Выводное знание должно включать в себя ответы на следующие вопросы: 1. Почему для исследования Вами выбрано именно это слово (определение цели исследования)? 2. Какие новые смыслы исследуемого слова получены в процессе построения «древа понятия», как они углубили, уточнили, изменили Ваше понимание слова? 3. Есть ли в «древе понятия» противоположные, на первый взгляд, взаимоисключающие определения? О чём может свидетельствовать их наличие? Каким образом их можно «соединить»? 4. Включает ли в себя «древо понятия» ценностную, мировоззренческую компоненту? способы деятельностного постижения, освоения смысла данного понятия? 5. Каково Ваше «новое» понимание значения исследуемого слова? ЗАДАНИЕ 2. ОСВОЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НОРМ I вариант 1. Расставьте ударения в словах: Агент, агрономия, жалюзи, жизнеобеспечение, мальчиковый, манишь, раджа, разогнутый, осведомить, острога, проясниться (очиститься от туч). 2. Образуйте форму (заполните таблицу):
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |