Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАДАНИЕ 1. ПОСТРОЕНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ»



2015-11-20 6255 Обсуждений (0)
ЗАДАНИЕ 1. ПОСТРОЕНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ» 5.00 из 5.00 6 оценок




ББК. 81.2 Русск-9

Контрольные задания по русскому языку и культуре речи для студентов-заочников/НГТУ; Сост. А.О. Велижанина. Н.Новгород, 2004. 33 с.

Методические рекомендации включают в себя контрольные задания, соответствующие целям и содержанию курса «Русский язык и культура речи», и рекомендации к их выполнению.

Предназначены студентам-заочникам и преподавателям русского языка и культуры речи.

Редактор Э.А. Жирнова

Подп. в печ. 23.06.04.Формат 60 х 84 '/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 500 экз. Зак. 464.

Нижегородский государственный технический университет. Типография НГТУ. 603600, Нижний Новгород, ул. Минина, 24.


ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Русский язык и культура речи» является формирование у студентов духовно-нравственной позиции на речь как на механизм жизнедеятельности человека, обеспечивающий познание окружающего мира и установление отношений с его системами, и на язык как среду становления человека; развитие личной ответственности за свою речевую деятельность; формирование речевой культуры.

В связи с этим структура курса представляет собой систему трёх взаимосвязанных основных блоков: ценностного (мировоззренческого), нормативно-стилистического, коммуникативного (ситуативно-текстового).

При сравнительно небольшом объёме аудиторных часов курса на заочном отделении предполагается, прежде всего, самостоятельное освоение теоретико-практического содержания дисциплины. Учебным планом предусмотрено выполнение студентами-заочниками контрольной письменной работы по русскому языку и культуре речи.

В освоении и осознании сущности, средств, характерных особенностей каждой части курса призваны помочь студентам-заочникам контрольные задания по «Русскому языку и культуре речи». Задания составлены в соответствии с заявленной основной целью курса, при этом они являются средством как освоения содержания дисциплины, так и самостоятельного развития речевой культуры личности и результатом, в большей степени определяющим успешность итоговой аттестации студента по предмету «Русский язык и культура речи».

Каждый студент выполняет свой вариант работы, включающей три задания (построение «древа понятия», освоение речевых норм и устранение речевых ошибок, написание сочинения-рассуждения). Это, с нашей точки зрения, позволит студенту проявить самостоятельность и неформальное отношение к теоретической компоненте курса, творчество и независимость суждений, при этом аргументированность и последовательность в изложении мыслей; умение работать с нормативной литературой по русскому языку и культуре речи, преобразуя новые знания в речевой навык. Качество выполненной студентом работы даст возможность преподавателю сделать вывод о глубине и основательности проработки и освоения им содержания курса.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради с полями, на титульном листе которой необходимо указать вуз, факультет, курс, группу, фамилию, имя, отчество студента, номер варианта; должность, фамилию, имя, отчество преподавателя; дату сдачи контрольной работы. Каждое задание следует начинать с новой страницы.


ЗАДАНИЕ 1. ПОСТРОЕНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ»

Для построения средства самостоятельного поиска знаний, названного его автором, проф. К.Я. Вазиной, «древом понятия», необходимо определить слово для исследования. Отнестись к выбору слова нужно неформально: Вы должны осознать потребность в постижении общекультурного значения слова, в расширении его смыслового пространства. Слово может быть любым (семья, любовь, истина, наука и т.д.), лишь бы оно было выбрано не на авось. Далее следует вооружиться словарями: «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля (обязательно!), любым толковым словарём, например «Толковым словарём русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, словарём иностранных слов (если слово иноязычного происхождения), этимологическим, энциклопедическим и другими словарями.

Работа с понятием проходит следующим образом. К исследуемому слову из всех словарей выписываются все значения, и таким образом заполняется первый ряд «древа». Из первого ряда нужно выделить заинтересовавшие Вас значения слова, смыслы которых необходимо вновь выписать из словарей, - так выстраивается второй ряд «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию.

Графически «древо понятия» можно представить следующим образом (рис. 1).


Выводное знание: ■ Рис.1.Структура «древа понятия»

Понятие


Выводное знание должно включать в себя ответы на следующие вопросы:

1. Почему для исследования Вами выбрано именно это слово (определение цели исследования)?

2. Какие новые смыслы исследуемого слова получены в процессе построения «древа понятия», как они углубили, уточнили, изменили Ваше понимание слова?

3. Есть ли в «древе понятия» противоположные, на первый взгляд, взаимоисключающие определения? О чём может свидетельствовать их наличие? Каким образом их можно «соединить»?

4. Включает ли в себя «древо понятия» ценностную, мировоззренческую компоненту? способы деятельностного постижения, освоения смысла данного понятия?

5. Каково Ваше «новое» понимание значения исследуемого слова?

ЗАДАНИЕ 2. ОСВОЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НОРМ I вариант

1. Расставьте ударения в словах:

Агент, агрономия, жалюзи, жизнеобеспечение, мальчиковый, манишь, раджа, разогнутый, осведомить, острога, проясниться (очиститься от туч).

2. Образуйте форму (заполните таблицу):

Родительного падежа множественного числа существительных Комментарии Ботинки Плечи Шашни  
Родительного, творительного, предложного падежей числительных Сто пятьдесят три студента  
Настоящего времени третьего лица единственного числа глаголов Мурлыкать Махать Капать  
Множественного числа именительного падежа существительных Инспектор Фельдшер  



2015-11-20 6255 Обсуждений (0)
ЗАДАНИЕ 1. ПОСТРОЕНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ» 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: ЗАДАНИЕ 1. ПОСТРОЕНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)