Характерные особенности метода экспертных оценок
Лекция № 6 Тема: «Экспертные оценки в психологическом исследовании» ПЛАН: Сущность и предназначение метода экспертных оценок. Литература: 1. Бешелев С. Д., Гуревич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1974. - 159 с. 2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Пер. с англ. под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1982. - 463 с. 3. Метод экспертной оценки. Студенческий информационный портал, http://www.student.ru. 4. Орлов А.И. Современный этап развития теории экспертных оценок, http://www.newtech.ru/~orlov/index.htm. 6. Орлов А.И. Проверка согласованности мнений экспертов в модели независимых парных сравнений. В сб.: Экспертные оценки в системном анализе. Вып.4. М.: ВНИИСИ, 1979. С.37-46. 7. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 8.Экспертная оценка профессиональной пригодности. http://www.OXPAHA.ru/view.asp75789. СУЩНОСТЬ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 1.1. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Экспертное оценивание — процедура получения оценки изучаемого явления на основе группового мнения специалистов в данной предметной области (экспертов). При этом исходят из предположения, что совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Процедура экспертного оценивания предполагает согласованность с другими этапами исследования. Данный метод должен органично сочетаться с другими исследовательскими приемами и соответствовать целям и задачам проекта. Этапы экспертного оценивания Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами экспертизы. Процедуру ЭОТ.В. Корнилова разбивает на следующие этапы: 1. Определение цели и разработка процедуры исследования. 2. Подготовка информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры. 3. Подбор экспертов, специалистов по статистическому анализу и аналитиков. 4. Проведение экспертизы. 5. Статистический анализ результатов. 6. Подготовка отчета с результатами экспертного оценивания. Этапы экспертизы по Крулехту Начальный этап (организация экспертизы) включает:
Основной этап - сбор данных, проведение исследования экспертная оценка, анализ материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения. Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные решения. Завершающий этап – опрос экспертов: (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление отчета, принятие экспертного заключения.
О.С. Анисов и Г.А. Мкртычянпредлагают следующие этапы:
Рисунок 1. Схема этапов экспертной деятельностипо О.С. Анисову
Характерные особенности метода экспертных оценок • научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, Особой разновидностью метода экспертной оценки является экспертный опрос (разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности). Эксперт- это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования. Применение метода ЭО В психологии метод экспертных оценок применяется для анализа профессиональной деятельности, для оценки специалистов, для формирования рабочей модели исследуемого явления и т.п. 1.4.1. В практике психологических исследований метод ЭО используется для: Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта. Метод ЭО подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы. 1.4.2. Метод экспертов применить не удастся, когда:
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3113)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |