Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1 Социальная сфера общества



2015-11-20 1002 Обсуждений (0)
Тема 1 Социальная сфера общества 0.00 из 5.00 0 оценок




ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие для 10 класса

общеобразовательных учреждений

с русским языком обучения

Под редакцией профессора, доктора философских наук М. И. Вишневского

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

 

Минск

«Адукацыя i выхаванне»


УДК 3(075.3=161.1) ББК 60я721 0-28


Авторы: М. И. Вишневский, В. Н. Гирина, Ю. В. Аленькова, Л. О. Мурашко, Н. В. Черченко, Е. И. Шалашкевич.


Введение


 


Рецензенты: кафедра философии культуры Белорусского государственного университета (кандидат философских наук, доцент Е. В. Беляева)', учитель истории и обществоведения высшей категории СШ № 15 г. Минска А. И. Румянцев; доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государ­ственного университета С. В. Решетников; учитель истории высшей категории, директор Жодинского историко-краевед-ческого музея И. Ю. Супранович.

Обществоведение : учеб. пособие для 10-го кл. 0-28 общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / М. И. Виш­невский [и др.]; под ред. М. И. Вишневского. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2009. — 240с. : ил. ISBN 978-985-471-307-6.

УДК 3(075.3=161.1) ББК 60я721

ISBN 978-985-471-307-6© Оформление. РУП «Издательство

"Адукацыя i выхаванне"», 2009


Особенности познания общественной жизни.Для того чтобы быть сознательным гражданином своей страны, на­до знать общество, в котором ты живёшь. Напомним, что общество — это исторически сложившаяся и развивающая­ся совокупность отношений между людьми, характеризую­щих их совместную жизнедеятельность. Познание обще­ственной жизни имеет много общего с познанием природы. В процессе познания человек наблюдает происходящие яв­ления, фиксирует твёрдо установленные факты, обобщает и систематизирует их. Для объяснения уже установленных фактов, истолкования прошлых событий и предвидения будущего выдвигаются различные теории. Вместе с тем познание общественной жизни имеет существенные особен­ности, отличающие его от познания природы.

Если в ходе изучения некоторых явлений природы уста­новлены строгие и однозначные законы, под которые эти явления подпадают, то мы можем быть уверены в том, что данные законы (обычно их называют динамическими) действуют с непреложной силой. Таков, например, закон всемирного тяготения. Этот закон невозможно нарушить или проигнорировать, он действует совершенно независимо от того, нравится он кому-либо или нет.

Люди, однако, обладают сознанием. Они способны обду­мывать и оценивать происходящее в их жизни и в жиз­ни общества в целом. Поэтому в одной и той же ситуа­ции разные люди ведут себя неодинаково. Изменив оценку или получив дополнительную информацию, человек может


по-новому выстраивать свои отношения и деятельность. Жизнь людей как граждан определённого государства под­чиняется действующим в нём законам. К сожалению, не все люди являются в равной мере законопослушными и безого­ворочно следуют требованиям закона. Человек сам решает, выполнять ему установленные в обществе законы и нормы либо действовать вопреки им, рискуя при этом понести на­казание. Отсюда ясно, что законы, сознательно введённые для регулирования совместной жизни людей, по характеру своего действия отличаются от законов природы.

Независимость законов природы от человеческого со­знания и воли означает их объективность. Однако мы не можем относиться к самим себе и к другим людям как к неодушевлённым объектам. Нельзя ставить над людь­ми произвольные опыты, как при изучении физических или химических свойств предметов. Даже в отношении животных существуют нравственные ограничения, не по­зволяющие издеваться над ними. Тем более сильны эти ограничения в отношении человека, изучения его свойств, поведения, связей с другими людьми и т. д. Изучая жизнь человека и общества, мы можем выявлять закономерности, тенденции общественного развития. Но здесь неуместно безоглядное экспериментирование, ибо это противоречит нормам человечности, гуманности.

Законы общественной жизни являются законами челове­ческой деятельности. Естествознание выявляет в природе не только динамические, но и статистические законы, которым подчиняются случайные события, явления. Многие законы общественной жизни тоже имеют статистический харак­тер, т. е. выражают общее правило, которому подчиняется большое количество однотипных явлений (рождаемость, смертность, браки, разводы, перемена места жительства и т. д.). Общественную жизнь характеризуют главным об­разом тенденции, выражающие направленность происходя­щих в ней изменений.

Основные сферы жизни общества.Отдельный человек — это мыслящее и ощущающее существо. Он испытывает голод


 


или боль, может радоваться и печалиться. Он намечает пла­ны и корректирует их, выстраивая свою жизнь. Общество не испытывает никаких ощущений; нет у него и какого-то осо­бого органа мысли, сознания. В отличие от отдельного чело­века общество существует как коллективная реальность. Оно является сложно организованной системой, все элементы и процессы которой связаны между собой. Отдельные люди рождаются, взрослеют и рано или поздно уходят из жизни. Общество, в котором они живут, воспроизводится благодаря тому, что на место одних людей, выполняющих определён­ные функции, приходят другие. Конечно, общество само по себе, помимо входящих в него людей не существует. Его со­ставляет множество людей, выполняющих разные функции и взаимодействующих друг с другом, вступающих в опреде­лённые отношения. Важно, однако, что общество — это не просто сумма составляющих его людей, а именно целостная система. Целое, как известно, больше суммы частей, ибо оно имеет новые свойства, которых нет у отдельных частей. Общество — надприродная среда, которая характеризуется организацией совместной жизни людей и оказывает влияние на каждого из них.

Общественная жизнь определённым образом упорядочена. Упорядоченность явлений позволяет предвидеть их ход. Че­ловек, вступая в самостоятельную жизнь, сразу же сталки­вается с этой организованностью, упорядоченностью и вклю­чается в неё, учитывая требования общества. Нужные для жизни в обществе знания и опыт люди частично получают


от других людей, частично приобретают самостоятельно. Вместе с тем, живя в обществе, люди каким-то образом влияют на него, изменяют его. Каждое новое поколение сталкивается с несколько иной организацией общественной жизни, нежели предыдущее, и от него во многом зависит, какой будет жизнь последующих поколений.

Для того чтобы конструктивно участвовать в обществен­ной жизни, каждый из нас должен разобраться в её орга­низации. Нужно прежде всего уяснить, какие подсистемы входят в состав общества и как они связаны между собой.

Подсистемы общественной жизни обычно называют основ­ными сферами. В каждой из таких сфер люди заняты опре­делёнными видами деятельности, значимой для общества в целом. Люди играют неодинаковую роль и включаются в соответствующие их реальному положению общественные отношения. Выполняемая деятельность и занимаемое в об­ществе положение находят выражение в сознании людей — в их знаниях, ценностных установках, стереотипах и т. д. Итак, сферы жизни общества различаются тем, какую дея­тельность выполняют в них люди, в какие общественные отношения они вступают, какими знаниями и ценностными установками при этом руководствуются.

Обычно выделяют четыре основные сферы общественной жизни. Это социальная жизнь, духовная жизнь, политико-правовая жизнь и экономическая жизнь (экономика). Каж­дую из них в дальнейшем мы рассмотрим более детально. Пока же отметим, что данные сферы не имеют жёстких границ. Наоборот, они реально проникают друг в друга.

Так, каждый человек, чем бы он ни занимался, принад­лежит к определённым социальным общностям и включён в социальные отношения — классовые, национальные и т. д. Некоторые люди специально занимаются социальной рабо­той. Это работники социального обеспечения, профсоюзные активисты и др.

Каждый человек также включён в экономическую жизнь общества. Даже если он не занят в сфере материального производства, он всё же является собственником каких-либо материальных благ, имеет определённый доход, уча­ствует в потреблении продуктов и т. д.


В обществе есть люди, профессионально занимающиеся политической деятельностью или работающие в органах правосудия. Но и другие люди, так или иначе, вовлечены в политическую жизнь общества и включены в существую­щие в этом обществе правовые отношения.

Духовная жизнь общества во многом определяется дея­тельностью профессионалов — педагогов, учёных, работ­ников искусства, священнослужителей и др. Вместе с тем она охватывает обыденные процессы функционирования и развития сознания людей, накапливающийся у них ду­ховный опыт.

Один и тот же человек обычно одновременно участвует в функционировании всех четырёх основных сфер жизни общества, хотя роль его в каждой из них может быть не­одинаковой. Например, видный учёный является авторитет­ной фигурой прежде всего в своей отрасли науки, наука же относится к духовной сфере жизни общества. Вместе с тем его научные разработки могут получить практическое при­менение, и тогда он вправе рассчитывать на соответствую­щее материальное вознаграждение. В этом проявляется его вовлечённость в экономику. Учёный может также участво­вать в обсуждении политических проблем жизни страны. При избрании в парламент он будет активно влиять на законотворческую деятельность. И всё же главной для не­го останется роль учёного, творца нового знания, которое является неоспоримой духовной ценностью.

Чёткие границы между основными сферами общества можно провести лишь теоретически, путём рассуждений, используя специальные научные понятия, тогда как в повсе­дневной жизни эти границы размыты, своеобразие данных сфер и их взаимозависимость неочевидны. Для правильного понимания того, как построено современное общество, и ка­кие процессы в нём протекают, важно знать соответствующие понятия и связи между ними, уметь применять эти по­нятия при анализе реальных явлений и процессов жиз­ни общества. При этом следует учитывать, что каждая из основных сфер жизни общества изучается определён­ными науками, в которых накоплены огромные знания.


Экономической сфере жизни соответствует экономическая наука, а в ней существует множество отдельных отраслей. Социальную сферу жизни изучает социология, политико-правовую — соответственно политология и правоведение, духовную жизнь общества — искусствоведение, религиове­дение, этика, науковедение, педагогика, психология и т. д. Особую роль в целостном познании окружающей действи­тельности, формировании у людей последовательного и про­думанного, обоснованного мировоззрения играет филосо­фия. С некоторыми из перечисленных наук вы отчасти уже знакомы, другие же вам только предстоит осваивать.

Раздел курса обществоведения, изучаемый в 10 классе, состоит из четырёх тем, посвященных соответственно со­циальной, экономической, политико-правовой и духовной сферам общественной жизни. Их рассмотрение поможет вам разобраться в тех основных понятиях, с помощью которых научно раскрывается системная организация современной общественной жизни. Эти знания будут весьма полезны вам при самостоятельном определении собственной жизненной позиции.

Вопросы и задания

1. В чём состоит сходство и различие законов природы и законов общественной жизни? 2. По каким признакам различают основные сферы общественной жизни? 3. Чем, на ваш взгляд, определяется взаимосвязь основных сфер жизни общества? 4. Какая из четырёх сфер общественной жизни, по вашему мнению, является самой важ­ной? Или, может быть, каждая важна по-своему? Постарайтесь обо­сновать ответ.


Тема 1 Социальная сфера общества



2015-11-20 1002 Обсуждений (0)
Тема 1 Социальная сфера общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1 Социальная сфера общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1002)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)