Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Государство и экономика




Экономические функции государства.Государство во все времена оказывало значительное влияние на социально-эко­номическое развитие общества. Например, законы феодаль­ного права стояли на страже земельной собственности, опре­деляли обязанности крестьян, цехов и др.


Чем же вызвана необходимость государственного регу­лирования экономики в современных условиях? Очевидно, что от экономического развития страны зависит не только благосостояние людей, но и судьба самого государства. Уро­вень экономического развития страны определяет, будет ли она укреплять свои позиции на мировом рынке или же они будут ухудшаться.

Функционирование национальной экономики оценивают с помощью различных показателей, основными из которых являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой на­циональный продукт (ВНП).

Валовой внутренний продукт — это стоимость всех про­изведённых в течение года на территории страны товаров и услуг. ВВП включает в себя конечные товары и услуги. Их стоимость измеряется в рыночных ценах. Конечными товарами и услугами считаются те, которые приобретаются в течение года и не используются в целях промежуточного потребления, т. е. в производстве других товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в расчёте на душу населения — важнейший показатель, который используют для оценки уровня экономического развития страны.

Валовой национальный продукт — это рыночная стои­мость конечных товаров и услуг, произведённых в эконо­мике за год с помощью факторов производства, находящих­ся в собственности граждан данной страны, в том числе на территории других стран. Если граждане какой-либо страны владеют производственными мощностями, располо­женными в других странах, то произведённые там товары включаются в состав ВНП первой страны.



Перед обществом всегда стоят социальные задачи: как помочь малообеспеченным людям и инвалидам, поддержать семьи, имеющие детей, и т. д. Регулируя экономику, госу­дарство получает финансовые ресурсы, необходимые для решения этих проблем.

Роль государства в экономике проявляется в его функциях. Главная функция государства в рыночной экономике за­ключается в разработке «правил игры», нормативной пра­вовой базы, регламентирующей деятельность и отношения субъектов рынка. Кроме того, государство определяет при-


оритеты экономического развития, обеспечивает стабили­зацию экономики, производит перераспределение доходов, реализует социальную политику, заботится об охране окру­жающей среды.

Для выполнения перечисленных функций государство использует методы прямого и косвенного регулирования экономики. Прямое воздействие на экономику страны осу­ществляется государством посредством создания государ­ственных предприятий в ключевых отраслях экономики (энергетика, транспорт, добывающая промышленность и некоторые другие), а также путём финансирования на­учных исследований, поддержки прогрессивных техниче­ских и технологических нововведений. Обычно государство является самым крупным и влиятельным потребителем продукции, производимой в стране. Оно обеспечивает из­готовителей заказами, контролирует экспорт и импорт, финансирует подготовку квалифицированных работников.

Косвенное регулирование экономики государство осу­ществляет прежде всего через налоговую и кредитно-финан­совую системы.

Налоговая система.Для нормального функционирова­ния любому государству необходимы денежные средства. Оно собирает их из различных источников на основе го­сударственного законодательства. Важнейшими каналами этих поступлений являются налоги. Налоги — это обяза­тельные платежи отдельных граждан и предприятий (юри­дических лиц), взимаемые государством для выполнения своих функций.

Налоги составляют экономическую базу содержания го­сударственного аппарата, армии, финансирования отраслей нематериальной сферы (образование и наука, учреждения культуры, здравоохранения и др.). Они также являются инструментом перераспределения доходов и финансовых ре­сурсов с учётом избранных страной приоритетов социально-экономического развития.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборы, пошлины) образует налоговую систему, которая функционирует на основе соответствующих законо­дательных актов. Налоговая система также включает в себя


органы сбора налогов и надзора за их уплатой (налоговая инспекция, налоговая милиция или полиция).

Различают прямые и косвенные налоги. Основными пря­мыми налогами являются подоходный налог и налог на прибыль. Подоходный налог взимается с фактически полу­ченного дохода физического лица. Он обеспечивает значи­тельную часть налоговых поступлений государства. Налог на прибыль уплачивается с чистой прибыли предприятия. Этот налог тоже обеспечивает немалую часть налоговых поступлений.

Некоторые люди неохотно уплачивают прямые налоги, поскольку считают их вычетами из доходов. За уклонение от уплаты таких налогов предусмотрены различные нака­зания. Косвенные налоги изымаются по-другому: налогом облагаются произведённые товары. Эти налоги включают в цену товара в виде надбавок, уплачиваемых покупателем. Таковы налоги на добавленную стоимость, на многие по­требительские товары. Эти налоги как бы скрыты от глаз налогоплательщиков. Они взимаются автоматически, при совершении покупки товара.

Государственный бюджет.Государственный бюджет представляет собой сводный финансовый план государства. Он состоит из двух взаимосвязанных частей — доходной и расходной. В доходной части расписываются источники по­ступления средств в государственный бюджет, в расходной — направления, по которым эти средства будут использоваться.

В Республике Беларусь доходы государства формируют­ся в основном за счёт налога на прибыль, налога на доходы, акцизов (косвенных налогов), налога на приобретение авто­мобильных транспортных средств, сборов (платы) за проезд автомобильных транспортных средств, регистрационных и лицензионных сборов, налоговых доходов от внешнеэконо­мической деятельности, взносов на государственное соци­альное страхование.

В числе общегосударственных расходов — расходы, связанные с финансированием государственных органов управления, международной деятельностью, обслужива­нием государственного долга. Государственные расходы направляются также на фундаментальные и прикладные


научные исследования, научно-технические программы и проекты, финансовую помощь юридическим лицам и ин­дивидуальным предпринимателям, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасно­сти, регулирование экономической деятельности, развитие предпринимательской деятельности. Кроме того, средства государственного бюджета направляются на финансиро­вание сельского и лесного хозяйства, промышленности, строительства и архитектуры, транспорта и дорожного хо­зяйства, охраны окружающей среды, физической культуры, спорта, культуры, социальной политики и т. д.

Иногда расходы государства могут превышать его дохо­ды. В таком случае говорят о бюджетном дефиците. Бюджет­ный дефицит — это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают доходы.

Заимствуя денежные средства у юридических и физи­ческих лиц (в том числе иностранных) для покрытия де­фицита бюджета, государство формирует государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-финансовая система.Учреждения, созда­ющие, аккумулирующие и предоставляющие денежные средства, образуют кредитно-финансовую систему госу­дарства.

Банки (от итал. banco — скамья, лавка менялы) — это специализированные финансовые учреждения, которые на­капливают денежные средства и предоставляют их во вре­менное пользование в форме кредитов. Банки выполняют и другие финансовые функции. Они являются посредниками во взаимных платежах и расчётах между предприятиями, учреждениями и частными лицами. Банки регулируют де­нежное обращение, выпуская деньги и ценные бумаги.

Кредитно-финансовая система состоит из централь­ного банка и коммерческих банков, а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа: страховых, финансовых, инвестиционных компаний, пен­сионных фондов и др.


Слитки драгоценных металлов, выпускаемые Национальным банком Республики Беларусь

Центральный банк является головным банком страны, в функции которого входит денежная эмиссия (выпуск денег в обращение) и выработка общей кредитной политики. Напри­мер, центральный банк Республики Беларусь — Националь­ный банк. Основными целями деятельности Национального банка являются защита и обеспечение устойчивости бело­русского рубля, а также развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь. Получение прибыли не явля­ется основной целью деятельности Национального банка.

Коммерческие банки обслуживают предприятия и на­селение, предоставляют кредиты. Кредит — это договор между юридическими или физическими лицами о займе, или ссуде. Один из партнёров (кредитор) предоставляет другому (заёмщику) деньги либо имущество на определён­ный срок с условием возврата эквивалентной стоимости с оплатой этой услуги в виде процента.

Кредитами пользуются государства, предприятия, от­дельные граждане. Благодаря кредиту в экономике исполь­зуются временно свободные денежные средства, включая ресурсы банков и сбережения населения.

Кредитование, т. е. предоставление кредита, осущест­вляется при условии, что его возврат гарантирован. Форма 108


гарантии — залог имущества, ценных бумаг и др. Залог — это способ обеспечения выполнения финансовых обязательств. Суть залога в том, что получатель кредита передаёт кредитору право на использование каких-либо своих ценностей в счёт долга, если кредит не будет своевременно возвращён.

Одна из основных задач государства в кредитно-финан­совой системе — обеспечение стабильности, недопущение острых кризисных явлений. Финансово-кредитный кризис проявляется в нарушении сбалансированности данной систе­мы. Это приводит к обесцениванию вкладов юридических и физических лиц и массовому их изъятию из кредитно-финансовых учреждений, что может вызвать банкротство данных учреждений и прекращение их деятельности. Если банкротства становятся массовыми, это губительно сказы­вается на функционировании экономики в целом.

Не всё здесь, однако, зависит от отдельного государства. Современный мир вступил в фазу глобализации, когда в ми­ровой экономике стали протекать сложные, плохо управляе­мые процессы. Образовался мировой валютно-финансовый рынок, однако функционирует он нестабильно. Компьюте­ризация системы электронных счетов позволяет практически мгновенно производить сложнейшие финансовые операции независимо от расстояния и государственных границ. Ши­роко распространяются валютно-финансовые спекуляции, т. е. операции, направленные на получение наживы путём купли-продажи ценных бумаг. Эти спекуляции — одна из основных причин валютно-финансовых кризисов. Существу­ет настоятельная необходимость выстраивания новой, более эффективной мировой валютно-финансовой системы.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте основные экономические функции государ­ства. 2. Каковы методы прямого и косвенного регулирования эконо­мики? 3. Что такое налог? Почему государство нуждается в сборе на­логов и пополнении казны? 4. Что такое государственный бюджет? Какова его структура? 5. Как формируется государственный бюджет? 6. Каковы экономические функции банков? 7. Какова роль кредита в функционировании экономики?


Практикум

1. Современный западный экономист Ф. А. Хайек (1899—
1992) писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо
более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не
менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека
с гораздо лучшим материальным положением в обществе
другого типа».

Как вы понимаете данное утверждение? Согласны ли вы с ним?

2. Напишите эссе на одну из предложенных тем.
«Наиболее эффективное средство для достижения и

обеспечения благосостояния — конкуренция» (Л. Эрхард (1897—1977), немецкий экономист и политик).

«Умное государство не мешает своим гражданам зараба­тывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан, современный американский экономист).

«Дурное употребление материальных благ является вер­нейшим путём к величайшим невзгодам» (Д. Дидро (1713— 1784), французский философ).

«Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что за­ставляют бедных чувствовать свою бедность. От уничтоже­ния богатых бедные не сделаются богаче, но станут чувство­вать себя менее бедными» (В. О. Ключевский (1841—1911), русский историк).

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Пи­тер (1926—1989), американский писатель).

3. Основной причиной успеха предприятий быстрого пи­
тания «МакДоналдс» многие считают такую организацию
производства, при которой бургеры, жареный картофель
и т. п. могут изготавливаться с неизменным качеством
даже малоквалифицированными работниками. Успех до­
стижим лишь при условии, что предписанная технология
соблюдается неукоснительно. Фирма «МакДоналдс» нани­
мает на работу молодых неопытных людей. Почему, на ваш
взгляд, молодые люди лучше подходят для этой цели, чем
опытные работники из других ресторанов?


4. Современный турецкий философ А. Балач утвержда­
ет, что люди могут успешно обходиться (и в действитель­
ности веками обходились) без телевизоров, холодильников,
компьютеров, искусственной пищи и одежды, удобрений,
пластика, цемента и асфальта. Эти продукты не являются
необходимыми для выживания. Их распространили запад­
ные страны, чтобы поощрить потребительские настроения
в традиционных обществах и тем самым сделать их зави­
симыми от западной экономики и технологии.

Выскажите своё отношение к изложенной позиции. Ес­ли вы разделяете её, назовите те материальные ценности, созданные человеком, без которых лично вы могли бы впол­не обойтись в повседневной жизни.

5. Опыт США, Японии, Западной Европы показывает: чем больше акций у работников, тем лучше они трудятся. Владение акциями — одна из форм безналичного матери­ального стимулирования работника. Можно ли, на ваш взгляд, считать это особой формой эксплуатации?

6. Проведите круглый стол на тему «Если бы я был бизнесменом...».

7. Расскажите об экономической истории вашего горо­да (посёлка): когда в нём возникли первые предприятия, кто был их владельцем и к какой отрасли хозяйства они относились, почему они возникли на вашей территории и каковы перспективы их развития?

8. Что вы знаете о предприятиях, на которых работают ваши родители? об их профессиях?

9. Посмотрите хозяйским глазом на вашу школу. Что, по вашему мнению, нужно сделать для её благоустрой­ства?

 

10. Составьте тезисы сообщения по вопросу «Экономи­ческая культура современного человека».

11. Выдающегося американского инженера и изобрета­теля Фредерика Тейлора (1856—1915) считают создателем научного менеджмента. Им составлен список качеств, необ­ходимых идеальному работнику. Это ум, образование, спе­циальные или технические познания, физическая ловкость и сила, такт, энергия, решительность, честность, рассуди­тельность и здравый смысл, крепкое здоровье.


 

По мнению Ф. Тейлора, люди, обладающие тремя из перечисленных качеств, могут быть во всякое время наня­ты в качестве чернорабочих. Соедините четыре качества, и вы получите работника, оплачиваемого лучше. Человека, объединяющего в себе пять качеств, уже трудно найти, а людей, обладающих шестью, семью качествами, почти не­возможно отыскать.

Как вы считаете, все ли качества идеального работника упомянуты в списке Ф. Тейлора?

12. Наш мир ограничен ресурсами. Люди, семьи, пред­приятия постоянно сталкиваются с тем, что необходимо рас­пределить средства, не всегда достаточные для реализации всех запросов. Однако когда возможности ограничены, то и выбор ограничен. Это значит, что решение иметь какую-либо вещь одновременно является решением отказаться от чего-либо другого. Предположим, правительство решило за­платить за строительство нового металлургического завода деньгами, сэкономленными за счёт сокращения строитель­ства больниц для детей.

Цена замены — понятие, которое используется для на­хождения наилучшего (оптимального) решения, связанного с производством, потреблением или вложением капитала. Понятия денежной стоимости и цены замены тесно связаны между собой. Товар, имеющий высокую цену замены, об­ладает, как правило, и высокой денежной стоимостью.

Например, многие выпускники школ хотят поступить в университет. Стоимость высшего образования складыва­ется из стоимости обучения, а также из стоимости книг, тетрадей, проживания в общежитии и т. д. Кроме того, в стоимость высшего образования входит так называемый не полученный студентом заработок. Это деньги, которые мог бы заработать студент, если бы не поступил в вуз. Цена замены этого образования складывается из цены товаров и услуг, которые можно было бы приобрести за деньги, по­траченные на получение высшего образования.

На ваш взгляд, в каких жизненных ситуациях исполь­зование понятия «цена замены» имеет особое значение? Приведите примеры.


Документы и материалы

1. Книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» была опубликована в Англии в 1776 г. Она при­несла автору Адаму Смиту титул «отца экономики».

С точки зрения А. Смита, богатство нации создаётся в процессе производ­ства, и не только сельскохозяйственного. Количество производимых благ опреде­ляется количеством соединения чело­веческого труда с другими факторами производства. Чем эффективнее такое соединение, тем больше объём создавае­мой продукции и богатство нации.

Главная идея учения А. Смита за­
ключается в том, что экономика бу­
дет функционировать лучше, если ис­
ключить вмешательство государства в Адам Смит
неё. В таких условиях экономический (1723—1790)
эгоизм будет заставлять предприятия

выпускать продукты, нужные покупателям, и делать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не о благоденствии общества, а пытаясь превзойти конкурентов и получить максимум прибыли. Но этот эгоизм принесёт пользу всему обществу тем, что обеспечит товарами и услу­гами лучшего качества по более низким ценам.

Для объяснения, почему всё общество выиграет, если экономика будет свободна от государственного регулирова­ния, А. Смит использовал метафору «невидимая рука». Он писал: «Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет в виду содействовать обще­ственной пользе, а преследует лишь собственный интерес. Однако при этом, как и во многих других случаях, он неви­димой рукой направляется к цели, которая совсем не входи­ла в его намерения. Преследуя свои собственные интересы,


он неизбежно предпочитает такие действия, которые наи­лучшим образом служат интересам общества».

Под «невидимой рукой» А. Смит понимал те экономиче­ские силы, которые мы сегодня называем спросом и пред­ложением. Он утверждал, что отдельные предприниматели должны действовать в экономике без вмешательства госу­дарства. В этом случае «невидимая рука» будет свободна и сможет направлять экономику и развивать производство.

В чём вы видите значение вышерассмотренной работы А. Смита для понимания современной экономики? Как вам кажется, что из изложенных положений устарело, а что со­хранило актуальность и сегодня?

Давид Рикардо (1772—1823)

2. Д. Рикардо — видный англий­ский экономист. В 1817 г. был издан его трактат «Начала политической эконо­мии и налогового обложения». Д. Ри­кардо опроверг утверждение А. Сми­та о том, что стоимость определяется трудом только в обществе, находящем­ся в первобытном состоянии. Согласно Д. Рикардо труд и на последующих эта­пах общественного развития является единственным источником стоимости товара, которая, в свою очередь, лежит в основе всех форм распределения до­ходов в обществе — заработной платы, прибыли, ренты и др.

Как вы думаете, прав или не прав был Д. Рикардо? От­вет аргументируйте.

3. Появление новых отраслей и сфер производства, бо­лее сложный характер труда заставляют исследователей искать и изучать связи экономики с социальным окру­жением. В результате в экономической мысли возникает целое направление, в котором рассматривается влияние социальных институтов (семья, партия, профсоюз и т. д.) на экономическую жизнь общества. Многие представители этого направления считают основой экономических про-


цессов внеэкономические факторы, например такие, как психология, демография и т. д.

Американский экономист и социолог Торстейн Веблен (1857—1929) в знаменитой работе «Теория праздного клас­са» показал, что жажда прибыли толкает предпринимате­лей на беспринципные поступки. К ним относятся попыт­ки устранить конкурентов, ограничить выпуск товаров, создать ещё более крупные объединения из существующих фирм, стремление к социальному расслоению общества. Это приводит к бесполезной трате ресурсов и неспособности эко­номики полностью реализовать свой потенциал. Т. Веблен делает вывод, что классический капитализм, основанный на свободе предпринимательства и невмешательстве госу­дарства в экономику, бесперспективен и обречён на замену более чуткой к нуждам людей системой.

Наибольшую известность получил вызов, брошенный Т. Вебленом основам механизма спроса и предложения, в частности суверенитету потребителя. Т. Веблен поставил под сомнение утверждение о том, что потребитель является ко­ролём, требующим и получающим лучшие товары и услуги по самым низким ценам. Т. Веблен доказал, что потребители подвергаются общественному и психологическому давлению, вынуждающему их иногда принимать неразумные решения. Для иллюстрации этого явления он ввёл термин «показ­ное потребление», характеризующий тенденцию праздного класса покупать товары и пользоваться услугами только для того, чтобы произ­вести впечатление на других.

Какие отрицательные стороны ры­ночной экономики выделяет Т. Ве­блен?

4. Научные дискуссии по поводу
участия государства в экономике не
утихают до сих пор. Изложим взгляды
двух наиболее знаменитых американ­
ских экономистов середины нынешнего
столетия. Это Пол Самуэльсон и Мил- пол Самуэльсон
тон Фридмен — лауреаты Нобелевской (р. 1915)


премии по экономике (Самуэльсон получил её в 1970 г., а Фридмен — в 1976 г.).

П. Самуэльсон считает, что государство должно опекать здравоохранение, образование, охрану окружающей среды, социальное обеспе­чение, культуру. Государство должно финансировать программы жилищно­го строительства и оказывать помощь малоимущим.

Милтон Фридмен (1912—2006)

Иначе смотрит на эти проблемы М. Фридмен. Он считает спрос и пред­ложение наиболее мощными рычагами в экономике, которые сами всё рас­ставят на свои места. Наилучшее, что может сделать государство для эконо­мики, — это «не трогать бизнес и дать рынку сделать своё дело».

Какая из этих позиций кажется вам более убедительной? 5. Ирвин Фишер (1867—1947), видный американский экономист, профессор экономики Йельского университета, использовал математические уравнения для формулировки теоретических экономических положений. Одно из самых известных, получивших название «уравнение обмена», по­казывает соотношение между количеством денег в обраще­нии и уровнем цен. Уравнение обмена гласит, что совокуп­ные расходы, производимые населением, равны стоимости всех товаров и услуг, создаваемых в экономике.

И. Фишер — один из создателей широко применяемой во многих странах теории монетаризма. Суть этой теории в том, что денежная масса, находящаяся в обращении, яв­ляется определяющим фактором в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры. Изменение объёма денежной массы выступает в качестве необходимого предваритель­ного условия смены экономического спада экономическим подъёмом.

На основе сообщений в СМИ постарайтесь обосновать вывод о том, подтверждается ли теория монетаризма прак-116


тикой. Каковы основные аргументы противников монета­ризма? Каковы, на ваш взгляд, положительные и отрица­тельные стороны полной свободы предпринимательства и невмешательства государства в экономические процессы?

6. Работа «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946) оказала значитель­ное влияние на экономическое мышление в XX в.

Дж. Кейнс родился в семье известного английского эко­номиста. Большую часть жизни он состоял на службе у английского правительства, являясь чиновником государ­ственного казначейства и советником по финансовым вопро­сам. Он сыграл ключевую роль в международных перегово­рах по поводу окончания Первой и Второй мировых войн.

Дж. Кейнс установил, что теоретически возможна си­туация, когда суммарный спрос и суммарное предложение находятся в состоянии равновесия, но полной занятости при этом не достигается. Безработица может сохраняться неограниченно долгое время, если только кем-то не будут предприняты меры по увеличению совокупного спроса.

Под этим кем-то Дж. Кейнс имел в виду государство. Он доказывал, что, если, например, государство финанси­рует проведение каких-либо работ, то нанятые рабочие по­лучат некоторый доход. Это ведёт к увеличению совокуп­ного спроса, оживлению деловой активности и увеличению занятости.

В настоящее время идеи Дж. Кейнса стали классикой. Они во многом расходятся со взглядами монетаристов. Как вы считаете, взгляды Дж. Кейнса отражают современную ситуацию в экономике?

7. Йозеф Шумпетер (1883—1950) ввёл в экономическую науку разграничение экономического роста и экономиче­ского развития. Разницу между этими понятиями легче всего объяснить словами самого Й. Шумпетера: «Поставь­те в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете, — железной дороги у вас при этом не получится». Экономи­ческий рост — это увеличение производства и потребле­ния одних и тех же товаров и услуг (например, почтовых карет). Экономическое развитие — это появление чего-то


нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или осуществление инноваций.

Вот как определил инновацию сам Й. Шумпетер:

В первую очередь инновация — это:

• создание нового товара, с которым потребители ещё не­знакомы, или нового качества товара;

• создание нового метода производства, ещё не испы­танного в определённой отрасли промышленности, кото­рый совершенно необязательно основан на новом научном открытии; это может быть и новая форма коммерческого обращения товара;

• открытие нового рынка, т. е. рынка, на котором опре­делённая отрасль промышленности в определённой стране ещё не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.

Например, изобретение автомобиля привело не только к созданию автомобильной промышленности, но и к очень зна­чительным изменениям в производстве стали, резины, стек­ла. В то же время создание автомобиля обусловило упадок конных заводов и шорных фабрик: разведение лошадей и изготовление упряжи для них утратило прежнее значение.

Однако экономическое развитие не может происходить непрерывно просто потому, что новые идеи появляются не каждый день. Инновация, а с ней и экономическое разви­тие носят прерывистый характер.

Давайте подытожим сказанное.

Чем экономический рост отличается от экономического развития? Что такое инновация? Приведите примеры ин­новаций.

Урок обобщения

1. Какую роль играет экономика в жизни общества? Ка­кова её связь с другими сферами общественной жизни?

2. Назовите основные признаки рыночной экономики. В чём состоят её сильные и слабые стороны? Чем современ­ная рыночная экономика отличается от свободного рынка? 118


 

3. Почему спрос и предложение называют регулирующи­ми механизмами рынка?

4. Объясните, почему многие экономисты считают опти­мальной смешанную экономику, а не командную и не сво­бодный рынок.

5. Какие формы собственности вы знаете?

6. Перечислите функции денег в экономике.

7. Что такое инфляция? Почему она возникает? Каковы экономические и социальные последствия инфляции и ме­ры борьбы с ней?

8. На ваш взгляд, какая форма заработной платы в на­ши дни является более важной? Почему?

9. Что такое бюджет прожиточного минимума? Зачем его рассчитывают?

 

10. Каковы основные экономические функции и задачи современного государства?

11. Как человек может реализовать свои способности, за­нимаясь различными видами хозяйственной деятельности?

12. В сфере экономики человек выступает в роли соб­ственника, труженика, потребителя. Какие знания, умения, черты характера необходимы для успешного выполнения этих ролей?

13. В чём, на ваш взгляд, состоит суть и значение эко­номически грамотного и нравственно ценного поведения человека при решении экономических вопросов?

14. Каковы, на ваш взгляд, экономические условия обе­спечения важнейших прав человека?

15. На примере своей семьи определите долю различных источников дохода в удовлетворении жизненных потреб­ностей.


Тема 3





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.009 сек.)