Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая система общества



2015-11-20 3009 Обсуждений (0)
Политическая система общества 5.00 из 5.00 3 оценки




Понятие политики.В жизни современного общества политика занимает весьма важное место. С ней связано решение ключевых вопросов, затрагивающих интересы различных классов, социальных групп, общества в целом. Политическое решение этих вопросов предполагает исполь­зование государственной власти. Поэтому политику можно определить как деятельность, направленную на получение государственной власти и её удержание, а также как дея­тельность по реальному осуществлению этой власти.

Власть — это способность человека или определённой группы людей управлять деятельностью и поведением дру­гих людей, достигая таким путём поставленных целей. Кро­ме политической можно выделить и другие виды власти: экономическую, военную, информационно-идеологическую.

Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами. Военная власть — это контроль над военно-техническими и люд­скими ресурсами, необходимыми для обеспечения вну­тренней и внешней безопасности страны. Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на формирование у людей пред­ставлений и убеждений.

Осуществление политической власти требует концентра­ции ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определённых людей или групп людей, объединённых в по­литические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть предполагает использование эконо­мических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей.


В. Лейбль. Деревенские политики (1877)

Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы и нередки острые конфликты, поли­тическая власть должна опираться на военную силу. Одной её, правда, недостаточно для проведения эффективной поли­тики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощается политикой. Очень многое в них происходит по собственным законам. Более то­го, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.

Политическая система: понятие, типы, функции.Поли­тическая жизнь общества представляет собой целостное един­ство определённых элементов, или систему. Политическая система общества — это совокупность политических ин­ститутов и организаций, соответствующих идей и взглядов, политических отношений, политических и правовых норм.


 


Политические организации и институты — это государ­ство в целом, представленное законодательной, исполнительной и судебной властью, а также политические партии, обществен­ные объединения политической направленности, средства мас­совой информации, ведущие идеологическую работу.

Люди, участвующие в политической жизни общества, руководствуются определёнными идеями, ценностными уста­новками и воззрениями. Политические взгляды и идеи от­ражают основополагающие интересы социальных общностей, связанные с получением и использованием власти.

Политические и правовые нормы регулируют политическую жизнь общества, фиксируют полномочия властных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан. Эту роль вы­полняют прежде всего конституция и законы страны.

Политические отношения складываются по поводу за­воевания, перераспределения и использования политиче­ской власти в обществе. Это отношения между политиче­скими институтами и людьми, занимающими определённое политическое положение. Политические отношения между людьми могут характеризоваться либо сотрудничеством и взаимопомощью, либо соперничеством и даже враждебно­стью (например, ожесточённая борьба политических партий и их лидеров за власть).

Политическая система играет особую роль в обществен­ной жизни в силу того, что политические решения, при­нимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система — единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право нака­зывать, принуждать к исполнению принятых решений.

В наши дни обычно подчёркивают различия между та­кими крайними типами политических систем, как тотали­тарные и демократические.

Тоталитарная (от лат. totalis — весь, полный) политиче­ская система характеризуется всевластием государства, все­объемлющим и жёстким политическим контролем за различ­ными сторонами жизни общества. Для тоталитарных систем характерно подавление всякого инакомыслия. В таких общест­вах у власти, как правило, находится одна политическая партия, а все другие общественные организации подчинены 122


ей и контролируются ею. Стабильность в обществе поддер­живается насилием, террором. Такие государства бывают крайне агрессивны (например, фашистская Германия).

Демократическая политическая система базируется на рыночной экономике, которой соответствуют политические идеи свободы частной инициативы, а также свободы в от­ношении определения людьми их общественной позиции. Государство в основном играет роль регулятора отношений между различными социальными субъектами. Оно при­звано обеспечивать права и свободы граждан, защищать их от произвола. Власть завоёвывается через участие в из­бирательных кампаниях. Главным институтом достижения политических целей является правопорядок.

И. Козлов. Реформаторы и диктаторы (XX в.)


В разных странах вырабатываются собственные пред­ставления о демократической организации общественной жизни. Попытки навязать какому-то народу, какой-то стра­не выработанные другими представления о демократии сами по себе недемократичны.


Политическая система общества выполняет ряд основ­ных функций: целеполагания, интеграции, регламентации, контроля, коммуникации.

Функция целеполагания состоит в определении основных целей общественного и политического развития. Эти цели формулируются в партийных программах, политических декларациях, государственных программах экономического и социального развития и т. д.

Функция интеграции связана с объединением обще­ства для решения важнейших задач. Разные общественные группы имеют неодинаковые интересы и цели. Эффективно действующая политическая система позволяет сопоставить их, определить баланс интересов и выработать конструктив­ную общую линию действий. Обычно это достигается путём компромисса. В недемократических политических системах интеграция достигается путём подавления всякого несогла­сия с официальной точкой зрения, которая утверждается в качестве единственно правильной и законной.

Функция регламентации выражается прежде всего в установлении законов, управляющих жизнью общества, а также в обеспечении исполнения законов и связанных с ними норм. В первом случае говорят о законодательной власти, во втором — об исполнительной. Кроме того, важна оценка выполнения различными людьми и организациями установленных норм, законов, осуществляемая судебной вла­стью. Это уже контрольная функция, которую в пределах своих полномочий выполняют не только судебные органы, но и другие политические организации и институты.

Функция коммуникации, общения обусловлена необхо­димостью осуществлять обмен информацией между различ­ными звеньями политической системы, а также между этой системой и обществом в целом. Люди должны знать, над чем работают и что решают политики, какие принимаются законы и т. д. В свою очередь, участники политической деятельности должны знать, что думают граждане страны, что их заботит, как они оценивают деятельность политиче­ской системы и ситуацию в стране и в мире.

Носители политической власти в обществе.В конститу­циях ряда стран, других политических документах утверж-


Саммит G-8 с лидерами стран Индии и Бразилии. Л'Акиле, 2009

дается, что высшим носителем власти в обществе является народ. Эта демократическая идея противоположна идее монархического правления, исходящей из единовластия верховного правителя — монарха, государя. Вместе с тем даже при демократическом общественном строе роли разных людей в осуществлении политической власти неодинаковы.

Неодинаковость роли людей в осуществлении полити­ческой власти характеризует теория политической элиты. Слово *«элита» в переводе с французского означает «луч­ший», «отборный». Политической элитой называют группу (или группы) людей, которая выделяется особой значимо­стью, наибольшим влиянием на политическую жизнь обще­ства. Представители политической элиты постоянно и непо­средственно участвуют в принятии политических решений, связанных с деятельностью государственной власти.

Макс Вебер выделил три типа лидерства: традици­онное, легальное (основанное на законе) и харизматиче­ское. В обществах, основанных на следовании традициям,

\


политическую власть получают главным образом путём наследования от отца к сыну, иногда — от старшего брата к младшему. Это характерно прежде всего для монархиче­ских государств. Легальное получение власти связано с из­бранием при соблюдении определённых законных процедур. Власть такого руководителя основана на уверенности в том, что его полномочия получены строго законным способом в условиях соревновательности и открытости. Харизмати­ческое лидерство связано с наличием у некоторых людей необычных, исключительных качеств, которые позволяют им вести за собой людей. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «благодать», «божественный дар». Ха­ризматические лидеры появляются тогда, когда общество охвачено кризисом и вера людей в прежних руководителей расшатана. В прошлом такой властью обладали религиоз­ные пророки. Харизма присуща и некоторым политическим лидерам.

Политическая идеология.Осуществление политической власти требует чёткого определения её целей и допусти­мых средств их достижения. Это означает, что политика всегда опирается на идеологию, является её практическим осуществлением. Политическая идеология представляет собой совокупность идей, убеждений и ценностей, которые обосновывают право определённой социальной общности на власть или участие в реализации власти, а также пути до­стижения намеченных целей.

Политическая идеология имеет несколько уровней. Пер­вый, теоретический, — это обобщённые формулировки основных идей, ценностей и целей определённой социаль­ной общности (класс, нация и т. д.). Второй уровень поли­тической идеологии представлен программами, лозунгами и требованиями политических лидеров, партий, общественных движений и т. д. Третий уровень политической идеологии — политические установки отдельных людей, существующие в обыденном сознании. Этот уровень не следует недооценивать, потому что в практических делах люди руководствуются утвердившимися в их сознании стереотипами, убеждениями, политическими симпатиями и антипатиями.


Политическая идеология оказывает наиболее сильное воздействие на жизнь общества в том случае, если она вы­ражает в форме идей и лозунгов то, что люди непосред­ственно знают. Идеологические пристрастия людей опреде­ляются не только их общественным положением, но и ин­дивидуальными чертами личности.

Теоретические политические идеи нужно уметь донести до сознания людей для того, чтобы эти идеи стали действен­ными, реально повлияли на ход событий. Люди должны хорошо понимать, к чему ведёт применение на практике тех или иных политических идей, программных установок.

Вопросы и задания

1. Какова структура политической системы общества? 2. Пере­числите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь. 3. В чём состоит главная особенность политической власти? 4. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества. 5. Между кем в обществе складываются политические от­ношения? 6. Проиллюстрируйте примерами основные функции по­литической системы общества. 7. Руководствуясь текстом парагра­фа, составьте структурно-логическую схему «Политическая система общества».

Государство

Основные признаки государства.Задача государства со­стоит в обеспечении политической целостности общества на определённой территории. Эта целостность обеспечивается с помощью власти, поддерживающей порядок, основанный на законе. Важнейшие признаки государства, без которых его существование невозможно, — территория, население, власть, право, суверенитет.

Территория государства складывается исторически, не­редко в результате войн. В прошлом величина государства, богатство природных ресурсов, наличие выхода к морю во многом определяли благосостояние его населения. В совре­менном мире новых технологий характеристики территории, занимаемой государством, утратили ключевое значение.


Государство обладает верховенством власти на своей территории, в пределах своих границ. В современном по­нимании территория государства — это земля, водное и воз­душное пространство. К территории государства, которая подпадает под его юрисдикцию, относят также пространство водных и воздушных судов, ходящих под государственным флагом, территории посольств государства за рубежом.

Население — естественное условие существования госу­дарства, его главный ресурс. Связь человека и государства определяется гражданством, т. е. правовой принадлежно­стью человека к данному государству, распространением на него установленных государством прав и обязанностей.

В государстве существует система специальных органов по управлению обществом, через которые и реализуется государственная власть. Отличие её от любой иной власти заключается в том, что она распространяется на всех граж­дан государства. Государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные, судебные органы, а так­же армия, полиция (милиция), тюремные и исправительно-трудовые учреждения.

Государство неразрывно связано с правом. Государствен­ное управление населением происходит путём издания зако­нов, которые регулируют практически все значимые сферы жизни общества. Только государство издает такие нормы права, которые обязательны для всего населения страны, в том числе для работников государственных органов. В госу­дарстве существует специальный аппарат по принуждению к исполнению правовых предписаний.

Суверенитет — особое свойство государственной власти, которое заключается в ее верховенстве внутри страны и не­зависимости от сил, внешних для данного государства.

Таким образом, государство может быть определено как единая политическая организация общества, которая рас­пространяет власть на всю свою территорию и население, располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Символы государства (обычно это герб, флаг, гимн) вы­ражают его самостоятельность и независимость. Как прави­ло, они связаны с историей его становления и развития. 128


Всего в современном мире существует около 200 госу­дарств.

Функции государства.Существуют различные класси­фикации функций государства. Исходным является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внешние функции государства характеризуют основные направления его деятельности на международной арене. Как правило, эти функции выражаются в установлении и поддер­жании благоприятных отношений с другими государствами, а также в обеспечении обороны страны от внешней агрессии.

В соответствии со сферами жизнедеятельности общества выделяют следующие внутренние функции государства.

Экономическая функция государства состоит в том, что оно содействует развитию экономического потенциала стра­ны. Государство также призвано создавать надлежащие условия для реализации экономических прав населения. Степень участия государства в управлении экономикой мо­жет быть разной — от жёсткого директивного руководства до установления общих рамок и правил хозяйственной деятельности.

Современное государство осуществляет антимонополь­ную политику, создаёт условия для добросовестной конку­ренции товаропроизводителей, поддерживает стратегически важное, социально значимое производство.

Социальная функция государства выражается в обеспече­нии такого жизненного уровня, который необходим для под­держания здоровья каждого человека, благосостояния каждой семьи. Современные государства помогают своим гражданам в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, на­ступления старости и в иных случаях утраты средств к суще­ствованию по не зависящим от них обстоятельствам.

С экономической и социальной функциями тесно связана экологическая функция государства. Она состоит в том, что государство принимает меры по созданию дружественной к человеку окружающей среды, устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ. Государ­ственные органы также разрабатывают санитарные правила и нормы, призванные обеспечить полноценную жизнь и здо­ровье человека. Осознавая реальность экологической угрозы,

5.3ак.1537.


все развитые демократические государства мира принимают согласованные меры по охране природной среды.

Культурная функция связана с тем, что государство за­интересовано в развитии всех форм духовной культуры — литературы, театра, кино, телевидения и других средств мас­совой информации, а также в обеспечении сохранности па­мятников истории и культуры, в развитии сети библиотек и музеев. Тем самым государство создаёт условия, необходи­мые для духовного развития граждан, воспитания подрас­тающего поколения, приобщения его к мировой культуре. Активная творческая личность способствует прогрессу го­сударства, его укреплению и развитию.

Функция охраны правопорядка состоит в обеспечении государством порядка и безопасности в обществе. Интересы общества, государства, отдельной личности охраняются от любых незаконных посягательств.

Функция финансового контроля выражается в учёте государством доходов его граждан. Часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильно­стью использования налогов.

Типы и формы государства. В современной политоло­гии форма государства характеризует способ организации и осуществления государственной власти, который реали­зуется через форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления — структура высших органов госу­дарственной власти, порядок их образования и функциони­рования. По форме правления все государства делятся на республики и монархии.

Монархия характеризуется наличием единоличного главы государства, который пользуется своей властью пожизненно и обычно передаёт её по наследству (король, император, шах). Монархии бывают абсолютные и конституционные (ограниченные). Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть правителя ничем не ограничивается. Конституционная монархия пред­полагает, что власть монарха ограничена представительным 130


органом, действующим на основе конституции. В наши дни конституционный монарх в основном выполняет церемони­альные функции (участие в национальных праздниках, меж­дународных форумах, награждение, помилование и т. п.). Приблизительно шестая часть государств современного ми­ра — монархии.

В. А. Серов. Коронация(1896)

В республике верховная государственная власть осу­ществляется выборными органами или лицами, которые избираются населением на определённый срок (парламент, президент). Одни страны мира являются президентскими республиками (Беларусь, США, Франция и др.), другие — парламентскими республиками (Болгария, Индия, Герма­ния и др.). В президентской республике глава государства одновременно возглавляет исполнительную власть. Прави­тельство назначается президентом. Оно ответственно в пер­вую очередь перед ним. Президент может наложить вето на законопроекты парламента и отправить их на доработку.

В парламентских республиках исполнительная власть в це­лом подчинена законодательной. Президент в парламентской


 


Республика Беларусь


республике является главой государства, но исполнитель­ная власть сосредоточена у создаваемого парламентом пра­вительства.

Форма государственного устройства — это администра­тивно-территориальное строение государства. По форме устройства все государства делятся на унитарные (единые) и федеративные (состоящие из нескольких частей).

Административно-территориальные единицы унитарных государств подчиняются центральным органам власти. Боль­шинство государств мира являются унитарными (Беларусь, Болгария, Франция и др.). На территории унитарного госу­дарства действует единая система законодательства, прово­дится общая денежная, налоговая, кредитная политика.

Вперёд, Франция (скульптурная группа на здании французского парламента)

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одном союз­ном государстве. Федерации состоят из ряда территориальных образований (штаты, республики и т. д.), которые обладают


большой самостоятельностью. Для федерации характерно наличие двух систем государственной власти — федераль­ной власти и власти субъектов федерации. Каждый субъект федерации имеет собственную исполнительную, законода­тельную и судебную власть. Отношения между субъектами и федерацией определяются конституцией либо договорами. К федеративным государствам относятся Российская Федера­ция, США, Германия, Швейцария и др. Всего в мире более

20 федераций.

Конфедерация — это союз нескольких независимых го­сударств, объединившихся для проведения совместной по­литики в определённых целях (например, для совместной обороны, решения экономических проблем). Для реализации согласованной политики члены конфедерации создают общие органы управления. Их решения вступают в силу лишь по­сле утверждения центральными органами власти каждого государства — члена конфедерации. В конфедерации отсут­ствует единый высший законодательный орган, единое граж­данство. Её члены осуществляют самостоятельную внешнюю


 


политику. Они вправе выходить из конфедерации. Характер конфедерации первоначально имело объединение Королевства Польши и Великого княжества Литовского.

Политический режим государства определяет методы и средства, с помощью которых осуществляется государствен­ная власть. Это могут быть демократические методы или, наоборот, методы ограничения политических прав и свобод, подавления инакомыслия, характерные для авторитарного режима. Крайней формой недемократического режима яв­ляется тоталитарная диктатура.

Вопросы и задания

1. Объясните, зачем современному обществу нужна госу­дарственная власть. 2. В чём состоит сущность государства? 3. Определите роль государства в политической системе общест­ва. 4. Перечислите признаки государства. Установите их взаимо­связь. 5. Определите основные функции государства. Сравните осу­ществление этих функций при демократическом и тоталитарном ре­жимах правления. 6. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «госу­дарство» и «общество»?


Афины — родина демократии




2015-11-20 3009 Обсуждений (0)
Политическая система общества 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Политическая система общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3009)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)