Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Демократическое общество




Понятие демократии.Демократия — это такой тип поли­тической организации общества, при которой власть осущест­вляется через прямое народовластие (референдум) либо через представителей, избираемых народом, т. е. на основе пред­ставительной демократии (например, выборы депутатов пар­ламента). Целью демократического правления является до­стижение баланса интересов различных социальных групп.

Представительная демократия является более распро­странённой, чем референдум. Посредством демократических выборов в органы власти различные социальные группы определяют своих представителей, которые будут защищать их интересы. Из-за больших размеров многих государств, а также необходимости решения вопросов, требующих про­фессиональной подготовки, регулярное прямое голосование граждан невозможно или неэффективно. В современном ми-134


ре референдум как форма прямой демократии используется в особых случаях, как правило, при определении дальнейшего развития государства либо при решении принципиально важных для общества вопросов. В остальных случаях власть осуществляется представительными органами — парламен­тами, собраниями, советами, которые формируются населе­нием на выборах.

Основные признаки демократического устройства совре­менного общества:

• осуществление государственной власти в соответствии с волей большинства населения;

• формирование органов государственной власти, как правило, путём свободных прямых выборов;



• осуществление в государстве всеобщего равного изби­рательного права;

• равноправие граждан при осуществлении их поли­тических интересов, соблюдение свободы слова, свободы мнений, собраний и других политических свобод;


• наличие в обществе партий, политических объедине­ний, движений и т. д., которые выражают интересы раз­личных групп населения.

Парламентаризм как форма представительной демо­кратии.Парламентаризм — система организации верхов­ной государственной власти, которая характеризуется раз­делением законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властей при ведущей роли в этой системе парламента.

Парламент (от фр. parler — говорить) — это государствен­ный орган. В прошлом он ограничивал власть короля, изда­вая законы. Родиной парламента является Англия. Позднее парламенты возникли во Франции, Испании. В современном мире парламент, орган представительной власти, носит раз­личные названия — конгресс, совет, народное собрание, дума, национальное собрание и т. д. Но основная функция его оста-

Заседание английского парламента 136


ётся прежней — принятие законов. В мире широкое распро­странение получил двухпалатный парламент, в котором есть верхняя и нижняя палаты. В федеративных государствах (и в некоторых унитарных) парламент всегда двухпалатный.

В парламенте, центре государственной жизни, обычно идёт борьба за власть между партиями. Партия, которая имеет в парламенте большинство голосов, становится поли­тически господствующей. Правительство формируется пар­ламентом из числа членов партии, которая имеет большин­ство в парламенте. Парламент не только принимает законы, но и заслушивает отчёты правительства о его деятельности. Парламент имеет право отправить министров в отставку.

Правовое государство и гражданское общество.В де­мократическом обществе государство является правовым. Концепция правового государства базируется на следующих принципах и идеях.

Принцип верховенства (господства) права. Верховен­ство права означает ограничение государства правом, подчи­нение всех его органов праву. Право должно быть прогрес­сивным, гуманным, справедливым. Право обычно находит отражение в законах, которые приняты в соответствии с демократическими процедурами.

Верховенство права предполагает равенство всех граж­дан перед законом и судом, реальность их прав и свобод, а также эффективный судебный механизм защиты этих прав. Это означает независимость суда, принятие судебного реше­ния в соответствии с законом, неукоснительное исполнение этого решения.

Принцип разделения властей — это основа организации и деятельности правового государства. Он предполагает раз­граничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данное разделение обеспечи­вается специальным механизмом сдержек и противовесов. Благодаря такому механизму каждая ветвь власти воздей­ствует на другую, ограничивая её. Например, в некоторых странах парламент имеет право избирать президента, а пре­зидент соответственно обладает правом в строго оговорённых случаях распустить парламент. Тем самым обеспечивается


независимость президента от парламента, достигается ба­ланс власти.

Во многих государствах у президента есть право вето — право не подписывать закон, который принял парламент, и возвратить этот закон в парламент на повторное рассмот­рение. В таком случае для принятия закона уже недоста­точно согласия простого большинства членов парламента, а требуется квалифицированное большинство, практически полное согласие парламента. Действует механизм сдержек и противовесов и при назначении главы исполнительной власти, например премьер-министра. Так как это важная фигура на политической арене государства, она должна быть компромиссной: и парламент, и президент должны быть согласны с выдвинутой кандидатурой. Во многих го­сударствах предусмотрено назначение премьер-министра с участием и президента, и парламента.

Идея гражданского общества как социальной основы правового государства.Гражданское общество представля­ет собой добровольно сложившуюся систему экономических, политических, социальных, культурных связей между людь­ми. Группы людей, организованные ими самими, без уча­стия государства, составляют основу гражданского общест­ва. Этими группами могут быть массовые движения, партии, общественные объединения, клубы по интересам, домовые комитеты, органы местного самоуправления, религиозные общины, хозяйственные корпорации, семьи — любые ячей­ки социального организма, для существования которых не требуется непосредственного управляющего воздействия со стороны государства. Отношения между государством и данными общностями людей регламентируются чётко определёнными правовыми нормами.

В настоящее время в конституциях многих государств, в том числе Республики Беларусь, отражены идеи и прин­ципы правового государства. В соответствии с теорией правового государства права и свободы каждого человека должны реализовываться так, чтобы они не нарушали прав и свобод других людей. Так, участники дорожного движе-


ния должны соблюдать все правила, не мешать движению и не создавать помех транспортным средствам. В любых отношениях между людьми должен соблюдаться этот же принцип. Например, тому, кто принимает гостей, устраи­вает шумную вечеринку, следует помнить о праве соседей на тишину после 23.00. Подобные ограничения должны быть оформлены правовым способом, т. е. закреплены в законе. Все правовые процедуры, будь то наложение адми­нистративного взыскания или выборы депутата, детально регламентируются.

Итак, гражданское общество — это система негосудар­ственных общественных отношений и институтов, дающая человеку возможность реализовать его гражданские права, выражающая его потребности, интересы и ценности.

Несходство интересов и потребностей социальных и поли­тических субъектов довольно часто приводит к конфликтам. Снимать остроту противоречий между субъектами граждан­ского общества, создавать социальную гармонию призва­но главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет в полной мере демократическим.

Права человека.В трактовке прав человека можно вы­делить различные подходы. Теория естественного права рассматривает права человека как естественные, неотчуж­даемые, принадлежащие каждому от рождения, не зави­сящие от государства. Государство должно только обеспе­чивать эти права, помогать в их реализации. Позитивная теория права, напротив, рассматривает права человека как дарованные ему государством.

Демократическими государствами мира воспринята тео­рия естественного права. Эта модель прав человека закреп­лена и в Конституции Республики Беларусь.

Важнейшим документом в области прав человека явля­ется Всеобщая декларация прав человека, принятая Гене­ральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот день во


всём мире отмечается как День прав человека. Кроме того, широко известны два знаменитых пакта — Международный пакт о гражданских и политических правах и Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые под эгидой ООН. Стороной этих пактов является и Республика Беларусь.

В Европе действует Европейская конвенция по защи­те прав человека и основных свобод. На базе конвенции работает Европейский суд по правам человека, который обеспечивает соблюдение государствами, подписавшими конвенцию, предусмотренных в ней прав и свобод.

К основным личным, гражданским и политическим правам можно отнести: право на жизнь; право на защиту от пыток, жестокого, бесчеловечного, унижающего достоин­ство обращения и наказания; право на защиту от рабства и принудительного труда; право на свободу и личную непри­косновенность; право свободно передвигаться и выбирать место жительства; право покидать свою страну и возвра­щаться в неё; право на справедливое судебное разбиратель­ство; право на защиту от наказания, не предусмотренного законом; право на равную защиту закона без какой-либо дискриминации; право на свободу мысли, совести и рели­гии; право на свободу выражения собственного мнения и получение информации; право на мирные собрания и ас­социации; право на уважение частной и семейной жизни; право участвовать в ведении государственных дел непосред­ственно или путём участия в свободных выборах.

Основные экономические, социальные, культурные права следующие: право на защиту собственности, право на труд и справедливые и благоприятные условия труда, право на социальное обеспечение, право на образование.

Согласно статье 2 Всеобщей декларации прав человека каждый должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цве­та кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхожде­ния, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия между людьми 140


на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек при­надлежит. Ограничения прав и свобод возможны только в строго оговорённых случаях, и эти случаи должны быть перечислены в конституции государства или в законе.

Правовым является такое государство, в котором обе­спечивается верховенство закона, равная ответственность всех перед законом, чёткое разделение властей, гарантиро-ванность прав человека и достаточно высокая правовая куль­тура населения.

Вопросы и задания

1.Что такое демократия? 2. Чем характеризуется парламента­ризм? 3. Перечислите признаки правового государства. Раскройте их суть. 4. Какова главная цель гражданского общества? 5. Как осущест­вляются взаимоотношения между гражданским обществом и демокра­тическим государством? 6. Можно ли поставить знак равенства между гражданским обществом и обществом в целом? Почему? 7. Каковы основные права человека? Чем гарантируется их выполнение?





Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.004 сек.)