Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовная жизнь общества



2015-11-20 2180 Обсуждений (0)
Духовная жизнь общества 4.75 из 5.00 4 оценки




Образование

Сущность образования.Мы не случайно начинаем рас­смотрение вопросов, относящихся к духовной сфере обще­ственной жизни, с образования. Образование является спо­собом передачи новым поколениям людей накопленных знаний и опыта, всего того, что составляет духовную куль­туру общества. Благодаря образованию человек становится личностью, которая осознанно прокладывает свой путь в жизни, действует со знанием дела, способна творить новое и несёт ответственность за всё сделанное. Образование как процесс приобщения к культуре, усвоения её правил и норм, постижения знаний соединяет воспитание и обуче­ние. Воспитание нацелено на выработку убеждений и навы­ков разумного и ответственного поведения, согласующегося с принятыми в обществе правилами и нормами. Обучение связано прежде всего с приобретением достоверных и точ­ных знаний, а также с развитием умения применять эти знания на практике.

Образование как социальный институт.Современное общество имеет очень сложное строение. Люди, которые его составляют, выполняют многообразные функции. Одни из этих функций осваиваются человеком сравнительно быстро, другие требуют длительной, специально организованной подготовки. Образование является социальным институтом, который обеспечивает подготовку учащейся молодёжи к самостоятельной жизни и вместе с тем подготовку работ­ников с нужной для общества профессией, специальностью, квалификацией.

Последние три понятия довольно близки по значению, но есть между ними и отличия. Специальность — это об­ласть науки, техники, производства, в которой трудятся


должным образом подготовленные, т. е. образованные лю­ди. Профессию человек осваивает в процессе получения теоретических знаний и практических навыков, нужных для работы по определённой специальности. Например, программирование — это специальность, а программист — профессия. Квалификация же характеризует уровень подго­товленности к выполнению определённой профессиональной деятельности. Квалифицированные рабочие имеют более высокий разряд; специалисты могут иметь среднее либо высшее специальное образование. От квалификации зави­сит степень сложности работы, которая может быть пору­чена человеку, а также его заработная плата.

В. М. Васнецов. Книжная лавка (1876)

Деятельность по образованию в той или иной форме осуществлялась всегда, начиная с самых ранних этапов развития человеческого общества. Даже в первобытном об­ществе детей надо было обучать и воспитывать, передавая



им нужные для жизни знания и сопровождая их соответ­ствующими наставлениями, поучениями. Своеобразная до­машняя школа действовала позднее и в семье крестьянина, ремесленника, где детям во взрослой жизни обычно пред­стояло заниматься тем же, чем занимались их родители. Обучение в школах разных уровней долгое время было привилегией детей из семей, принадлежавших к высшим социальным слоям. Однако усложнение организации обще­ственной жизни и возрастание её динамизма привели к тому, что школьное образование, осуществляемое по опре­делённому плану, постепенно получало всё более широкое распространение.

Читальный зал Национальной библиотеки Республики Беларусь

В наши дни начальное образование является обязатель­ным и общедоступным практически во всех странах. Чело­век, который не умеет читать, писать и считать, в совре­менном обществе оказывается совершенно беспомощным.


Ему трудно защитить свои интересы, решить простейшие жизненные проблемы, требующие умения составить заявле­ние или просьбу, прочитать инструкцию и т. д. Тем не ме­нее даже в высокоразвитых странах какая-то часть людей относится к числу по сути дела безграмотных. В странах же с низким уровнем экономического развития таких людей немало, и их социальное положение весьма плачевно.

Авторитет образования в современном обществе весьма высок. Люди хорошо понимают, что рост образовательного уровня является важным условием укрепления социального статуса, перехода на более высокие ступени в социальной иерархии. Требование расширить людям доступ к полу­чению образования неизменно присутствует в программах демократических преобразований общественной жизни. Это требование обычно подкрепляется экономическими сообра­жениями. Дело в том, что в наши дни знания и творческие способности работников, их положительная мотивация к деятельности, умение работать в коллективе, следовать общепринятым правилам поведения и другие качества, приобретение которых связано с образованием, — всё это в целом более важно для успешного развития экономики, чем, например, богатство природных ресурсов в той или иной стране. Общей перспективой человечества, как счита­ют многие исследователи, является «общество знания», и в нём система образования будет играть решающую роль.

Тем не менее реальная ситуация в сфере образования в современном мире продолжает оставаться сложной. Ка­чественное образование требует больших затрат. Многим семьям с низким достатком такие расходы не по карману. Поэтому представители разных социальных слоев неодина­ково относятся к перспективам получения их детьми об­разования высокого уровня. Состоятельные люди являются его сторонниками, хорошо понимая, какие возможности оно открывает. Небогатые люди, наоборот, чаще заинтере­сованы в том, чтобы их дети поскорее и с минимальными затратами получили профессиональную подготовку и обе­спечили себе финансовую самостоятельность.

Высокий уровень образования в стране, экономика ко­торой испытывает серьёзные затруднения, обычно ведёт


к тому, что лучшие выпускники учебных заведений ищут применение своим способностям в других, более преуспе­вающих странах. Утечка мозгов, как называют это явле­ние, означает также, что небогатая страна, расходуя свои ограниченные ресурсы на поддержание высокого качествен­ного уровня образования, по существу избавляет богатые страны от части соответствующих затрат.

Приведённые и многие другие примеры показывают, насколько тесной и вместе с тем неоднозначной, порой противоречивой является связь образования как одной из областей духовной сферы общественной жизни с её соци­альной и экономической сферами. Образование связано и с политической сферой жизни общества. Необразованный, не­грамотный человек по существу находится вне современной политической жизни, ибо ему трудно бывает понять, что в ней происходит.

Белорусская система образования: традиции и совре­менность.В Беларуси всегда было принято гуманно, терпе­ливо, внимательно относиться к детям. Об этом свидетель­ствуют традиции народной педагогики. Её нравственные основы выражают исторический опыт белорусского народа, прошедшего через сложнейшие испытания и сохранившего оптимизм, мужество и вместе с тем удивительную чело­вечность.

Народная педагогика наших соотечественников не требо­вала каких-либо специальных учебных занятий и воспита­тельных мероприятий. Ребёнка воспитывала повседневная жизнь, наполненная не только заботами о хлебе насущном, но и огромным вниманием и интересом к окружающему миру, к добрым человеческим взаимоотношениям. Сказки, пословицы и поговорки, песни, танцы, легенды и предания передавали от старших к младшим правила, нормы, образ­цы организации жизнедеятельности, достойного поведения, воспитывали любовь к Родине.

Многие праздники, прочно вошедшие в нашу жизнь, связаны со школой. Это и День знаний, и День учителя, праздник, посвященный последнему школьному звонку, торжественное вручение аттестатов и выпускные вечера. Че­ствование лучших выпускников, награждение победителей 170


предметных олимпиад, встречи Президента Республики Бе­ларусь с лучшими учащимися и студентами тоже стали тра­диционными в нашей стране.

Выявить и развить способности каждого ребёнка, со­действовать его гражданскому становлению, помочь в вы­боре профессии — вот основные приоритеты белорусской системы образования. Одной из важнейших её задач яв­ляется обеспечение преемственности в содержании, мето­дах и формах обучения в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Белорусский государственный университет

Наше государство и общество нацеливают систему обра­зования на формирование социально активной, профессио­нально компетентной и мобильной личности, способной к ус­пешной трудовой деятельности в избранной сфере. Система образования Республики Беларусь включает в себя образова­тельные учреждения разных типов, направлений и уровней. Центральным её звеном является общеобразовательная шко­ла, обучению в которой предшествует дошкольное образо­вание. Обучение в средней школе продолжается 11 лет.


Слесарь на линии сборки

Учреждения профессионально-технического образования осуществляют подготовку рабочих и служащих. Система об­разования страны также включает в себя учреждения, обе­спечивающие получение среднего специального и высшего образования. Различаются они по уровню теоретической и практической подготовки специалистов, а значит, по степе­ни сложности задач, которые их выпускники могут решать. Среднее специальное образование получают в техникумах и колледжах, высшее образование — в институтах, универси­тетах, академиях. Послевузовское профессиональное обра­зование осуществляется в аспирантуре и докторантуре.

Система профессионального и специального образования (среднего и высшего) строится с учётом потребности различ­ных отраслей народного хозяйства в квалифицированных работниках. Каждый год в учебных заведениях открывает­ся подготовка по новым, наиболее перспективным специ­альностям, востребованным обществом и государством, а по некоторым специальностям набор, наоборот, сокращается или даже прекращается. 172


Учащиеся школ, думая о своей будущей профессии, должны внимательно изучить ситуацию на рынке труда, чтобы знать, какие специальности будут востребованы, а какие — нет. Если выпускник школы поступает учиться в колледж или вуз, руководствуясь случайными соображени­ями (например, звучностью названия той или иной специ­альности), из него вряд ли получится хороший специалист и будущая работа может оказаться в тягость. В нашей стра­не проводится целенаправленная работа по профессиональ­ной ориентации школьников, которая помогает им сделать правильный выбор, определяя направление дальнейшей деятельности. Важную роль здесь играют различные пред­метные олимпиады и конкурсы, позволяющие учащимся проявить и развить свои способности, определить, к какому занятию они более склонны.

В Беларуси созданы художественные, спортивные, му­зыкальные школы, обучение в которых приобрело специ­ализированную направленность. Для наиболее способных учащихся открыты гимназии и лицеи. Система образования включает в себя и ряд других учебных заведений, реализую­щих некоторые специальные типы образования. Прежде всего это учреждения дополнительного образования детей (центры воспитательной работы, школы олимпийского ре­зерва, дома творчества, дворцы молодёжи, клубы и т. п.). Важную роль играют учреждения для образования взрос­лых, обеспечивающие переподготовку и повышение квали­фикации работников.

Вопросы и задания

1.В чём состоят связи образования с социальной и экономиче­ской сферами жизни общества? 2. Охарактеризуйте основные осо­бенности образования как социального института. 3. Назовите основ­ные традиции и ценности белорусской системы образования. Какие традиции сложились в вашей школе? 4. Какие учреждения включает в свой состав система образования нашей страны? 5. На конкретных примерах покажите связь образования с задачами развития нашего общества и государства.


§ 20. Наука

Особенности научного познания.Наука — это спе­циализированная познавательная деятельность, нацеленная на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Как и всё человеческое познание, наука возникла и развивалась в тесной связи с практической жизнедеятель­ностью людей. И в науке, и в обыденном, неспециализиро­ванном познании человек использует чувственный опыт и выполняет различные мыслительные операции. Основные формы чувственного познания — ощущение, восприятие и представление. Мышление же оперирует понятиями и об­разует с их помощью суждения, а также формулирует умо­заключения, или выводы, которые должны быть логически правильными. Важнейшими мыслительными операциями являются абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, аналогия и моделирование, индукция и дедукция.

Не будем подробно останавливаться на этих основопола­гающих формах познания мира. Отметим лишь, что в обы­денном познании человек использует различные формы пости­жения мира без тщательно обоснованного плана или замысла. В повседневной жизни он познаёт различные явления, не особенно задумываясь, как именно делает это. Познание здесь подчинено решению жизненно-практических задач.

Научно-познавательная деятельность, наоборот, осно­вывается на выработке и осознанном, целенаправленном применении особых средств и методов исследования раз­личных объектов. Для получения надёжных, достоверных эмпирических (от греч. empeirikos — взятый из опыта) дан­ных учёные используют детально организованные наблюде­ния, точные измерения. Особую роль в научном познании играет эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт), в ходе которого изучаемый предмет помещается в специ­ально созданные условия, позволяющие строго контроли­ровать все изменения, повторять наблюдения и измерения. Полученные результаты, данные наблюдений и измере­ний обобщаются и упорядочиваются, систематизируются 174


с помощью теорий. Их назначение состоит в том, чтобы исходя из установленных законов объяснять уже известные факты и прогнозировать новые.

Средства научного исследования — это приборы и обо­рудование, измерительная техника, а также особые, строго определяемые понятия, составляющие специальный язык науки. Если обыденное познание в принципе доступно каждо­му человеку и не требует специальной подготовки, то научно-познавательная деятельность отличается высокой сложно­стью. Для того чтобы результативно заниматься научными исследованиями, часто бывает недостаточно даже высшего образования, поэтому молодых учёных направляют в аспи­рантуру. Важную роль в подготовке учёного играет общение с более опытными коллегами, работа в научном коллективе.

Роль науки в жизни общества.Наука возникает тог­да, когда прежних, донаучных и вненаучных, способов по­знания мира становится недостаточно для решения новых задач, встающих перед людьми. Необходимость решения практических задач счёта и измерения земельных участков обусловила появление арифметики и геометрии. Наблюде­ния за положением небесных светил породили астрономию. Потребность совершать дальние путешествия, изучать при­родные условия различных стран стимулировала развитие географии. Усложнение хозяйственной жизни вызвало по­явление экономической науки.

Развитие науки приводит ктому, что изучению начи­нают подвергаться предметы, с которыми человек непо­средственно не сталкивается в повседневной жизни. Это и мнимые величины, и многомерные пространства в матема­тике, и электромагнитные волны в физике, и многое дру­гое. Исследуя такие предметы и их связи, наука открывает для людей новые возможности освоения и использования окружающей действительности, новые способы практиче­ской деятельности.

Итак, наука выполняет прежде всего познавательную функцию. Она открывает объективные факты и законы, вырабатывает убедительные объяснения явлений, наблю­даемых в природе и обществе.



Национальная академия наук Беларуси

Ещё одна функция науки — производственная, технико-технологическая, т. е. она активно влияет на развитие эко­номики. Наука обеспечивает познавательные предпосылки создания новых производств, повышения производитель­ности труда, освоения новых и экономии ранее освоенных природных ресурсов.

Наконец, наука выполняет мировоззренческую функцию, связанную с разработкой и постоянным уточнением, совер­шенствованием научной картины мира. Научные знания не являются достоянием одних лишь учёных. Они имеют важное значение для самых разных областей общественной жизни, широко внедряются в образование, становятся осно­вой содержания учебных предметов. Школьное образование выстраивается таким образом, чтобы полученные знания пригодились человеку в жизни, чем бы он в дальнейшем ни занимался. В высшей же школе осуществляется под­готовка специалистов, которые должны знать, что проис­ходит на переднем крае науки. Студентам преподаются и 176


общеобразовательные дисциплины, нацеленные на расши­рение их кругозора, обеспечение глубокого понимания про­цессов, протекающих в жизни общества.

Неоспоримое мировоззренческое значение имеет ценност­ная установка науки на поиск истины и непримиримость к её умышленному искажению. Посредством своих связей с экономикой и образованием наука существенно влияет на со­циальную жизнь общества — на изменение профессионально-квалификационной структуры населения, статус различных социальных слоев и т. д. Наука оказывает также большое влияние на политику, поскольку в наши дни общепризнано, что рациональная и эффективная деятельность управления общественными процессами должна иметь научную основу.

В свою очередь, все сферы жизни общества активно воздействуют на науку. От состояния образования зависит приток в науку новых исследователей; от общего состоя­ния экономики — возможности финансирования широкого спектра научно-исследовательских работ и практического освоения их результатов. В силу своей высокой значимо­сти в жизни общества наука испытывает на себе влияние со стороны государства: оно может поддерживать одни направления в науке и сворачивать другие, сочтя их не­существенными.

Основные этапы развития науки.Первые ростки на­учной деятельности появились ещё в Древнем Египте и Вавилоне. В Древней Греции существовали и успешно дей­ствовали такие авторитетные научные и учебные заведения, как Академия Платона и Ликей Аристотеля. Затем круп­нейшим центром античной науки становится Александрия. В ней при Птолемеях (царская династия в Египте) созда­ются универсальная библиотека, а также Мусейон (в пере­воде с греческого — храм муз), который представлял собой целую систему научных и учебных заведений, имел зооло­гический и ботанический сады и др.

Античная наука достигла выдающихся результатов, но она не была ориентирована на их применение в практи­ческой деятельности, в производстве. Рабский труд был дешёвым, и потребность в постоянных технических усовер­шенствованиях на основе науки отсутствовала.

7.3ак.1537.


 

В Средние века господствовала рели­
гиозная картина мира. Наука, основан­
ная на опытах и точных измерениях, поч­
ти не развивалась. В эпоху Возрождения
такие исследования начинают осущест­
вляться в Италии, а затем в Голландии,
Англии и Франции. В XVII—XVIII вв.
возникает первая наука, основанная на
точных измерениях и применении мате­
матики, — классическая механика. Осо­
бенно важную роль в её создании сыгра- Галилео Галилей
ли Галилео Галилей и Исаак Ньютон. (1564—1642)

В Новое время достигают зрелости мно­гие естественные науки (физика, химия,

биология, геология и др.). Появляются академии наук, на­чинают издаваться научные журналы. На смену учёным-одиночкам приходят научно-исследовательские лаборатории, а в XX в. — целые научно-исследовательские институты. На­чинается широкое внедрение достижений науки в производ­ство, в общественную практику. С этим связан современный этап развития науки.

Во многих странах вопросами развития науки занимают­ся особые правительственные ведомства. Финансирование научных исследований осуществляется не только государ­ством, но и отдельными предприятиями.

Среди проблем, стоящих перед наукой сегодня, особое значение имеют проблемы:

• новых источников энергии;

• эффективного хранения и переработки информации;

• сохранения окружающей среды;

• человеческого здоровья;

• образования населения, повышения его общекультур­ного уровня и обеспечения непрерывности образования.

Некоторые из перечисленных проблем не могут быть решены только силами учёных, они являются нашей общей заботой.

Взаимосвязь социально-гуманитарных, естественных и технических наук.Современная наука состоит из большого 178


числа относительно самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных научных дисциплин (отраслей наук). Есте­ственные, социально-гуманитарные и технические науки раз­личаются прежде всего по характеру решаемых ими задач. Задача естественных наук — изучение природы. Социально-гуманитарные науки — это науки о человеке и обществе. Тех­ническими называют науки, разрабатывающие пути эффектив­ного применения достижений первых двух групп наук в сфере производства. Этим и обусловлена связь между социально-гуманитарными, естественными и техническими науками.

Проводимые в науке исследования делят обычно на фун­даментальные и прикладные. Первые нацелены на решение основополагающих познавательных проблем. Применение та­ких решений может быть очень разным, и наперёд не извест­но, где оно окажется наиболее полезным, результативным. Вторые, прикладные, исследования решают всякий раз кон­кретную практическую задачу. Различия между естествен­ными, техническими и социально-гуманитарными науками, а также между фундаментальными и прикладными науками не следует преувеличивать. Так, медицина — наука о челове­ке — опирается не только на другие гуманитарные науки, но и на химию, биологию и др. Современные научные знания об обществе тоже требуют обращения к выводам экологии и других наук, изучающих природу в её связи с человеком.

Фундаментальные исследования часто приводят к ре­зультатам, которые непосредственно имеют практическое значение и дают толчок соответствующим прикладным исследованиям. В свою очередь, в ходе выполнения при­кладных исследований учёный иногда наталкивается на фундаментальные проблемы, без решения которых невоз­можно получить требуемые практические результаты. Так, прикладной характер имели исследования, направленные на создание атомной бомбы, но они поставили много новых фундаментальных проблем, в результате разработки кото­рых наука в целом шагнула далеко вперёд.

Научно-технический прогресс.Развитие науки не является для общества самоцелью. Научные знания нужны людям для решения жизненных, практических задач. Прогресс — это вос­ходящее развитие, переход от менее совершенного состояния


 


Ю. А. Гагарин Снимок,сделанный из космоса

(1934—1968)


озабоченной тем, чтобы это развитие направлялось высо­кими целями гуманизма, социальной справедливости, за­ботой не только о сиюминутных выгодах, но и о будущем человечества и всей нашей планеты.

Вопросы и задания

1. Каковы отличительные особенности научного познания? 2. Какие методы и средства используются для решения научно-познавательных задач? 3. Назовите и проанализируйте основные общественные функции науки. 4. Какие научные открытия, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на жизнь общества? 5. Какие из проблем современной науки представляются вам самыми актуаль­ными? 6. Приведите конкретные примеры взаимосвязи естествен­ных, социально-гуманитарных и технических наук.


 


чего-либо к более совершенному. В наши дни научный про­гресс неотделим от технического, технологического и, что са­мое главное, социального прогресса. Политики, общественные деятели уделяют особое внимание научно-техническому про­грессу потому, что он позволяет решать ключевые проблемы жизнеобеспечения людей. От успешного применения научных достижений в производстве, обеспечивающего совершенство­вание техники и технологий, зависит производительность труда и в конечном итоге благосостояние людей. Но и наука не может успешно развиваться без должного технического прогресса. Современная наука требует огромных материаль­ных вложений, использования сложных приборов, совершен­ных технических устройств. Для их создания нужна мощная, успешно действующая экономика.

Научно-технический прогресс — это совместное, вза­имно обусловленное восходящее развитие науки, техники, технологии, призванное обеспечивать экономический и со­циальный прогресс.

Существует, однако, опасность того, что достижения науки и техники будут использованы не во благо, а во вред человеку, обществу, окружающей природе (разработка оружия массового поражения, бесконтрольное загрязне­ние природной среды и т. д.). Поэтому развитие науки и техники вызывает пристальный интерес общественности,


Религия

Религия как форма мировоззрения.Религия (от лат. religio — святыня, набожность, благочестие) — особая фор­ма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил и в зависимость от них человечес­ких действий и самой жизни человека. Такая вера — основ­ной признак и элемент любой религии. Главным стержнем религиозного мировоззрения является представление о са­кральном (от лат. sacri — священный) мире и возможности общения с ним. С этим миром верующие соотносят свои представления о жизни, о целях человеческого бытия.

В религии вырабатывается определённая картина мира, а также нормы, ценности, идеалы. Они определяют отношение верующего человека к миру и выступают в качестве ориенти­ров и регуляторов его поведения. Усваивая религиозное миро­воззрение, люди надеются обрести глубинный смысл жизни.
Структура и функции религии.Религия включает в себя свод священных преданий, определённые нормы и правила поведения, обряды, культовые действия, а также объедине­ния верующих людей (церковь, религиозная община). Осно­вы религиозных представлений о мире бывают изложены


в священных текстах. Эти тексты, по убеждению верую­щих, либо продиктованы непосредственно Богом, либо на­писаны людьми, достигшими, с точки зрения данной рели­гии, высшего уровня духовного развития.

В первобытном обществе религиозные действия были вплетены в процесс повседневной жизни, а совершение ре­лигиозных обрядов ещё не выделялось в самостоятельный вид деятельности; не было и профессионального духовен­ства. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться люди, специально подготовленные и предназначенные для совершения культовых действий: шаманы, жрецы и др. Появились и религиозные органи­зации, в рамках которых служители культа становятся во главе верующих.

Функциями религии называют способы её влияния на жизнь людей. Важнейшая из них — мировоззренческая. С ней тесно связана регулятивная функция. С помощью определённых ценностей, идей, традиций, обычаев религия влияет на деятельность и сознание людей. Каждая религия вырабатывает свои нормы и образцы поведения, осущест­вляет контроль за их соблюдением, поощряет и наказывает за их исполнение или неисполнение.

Интегративная функция проявляется в том, что рели­гия даёт человеку возможность объединиться с людьми, придерживающимися единых обычаев, взглядов, ценностей, верований. Она укрепляет социальную связь единоверцев, поощряет послушание, поддерживает традиции. Вместе с тем каждая религия противопоставляет свои ценности, идеалы, нормы другим, сформировавшимся на базе иного вероучения, культа и церковной организации. Из истории вы знаете, что это противопоставление порой служило ис­точником конфликтов (между христианами и мусульмана­ми, между католиками и протестантами и т. д.).

Культуротворческая функция религии связана с тем, что религия представляет собой особую форму накопления и передачи культурного опыта от одного поколения к дру­гому. Некоторые религии, например христианство, способ­ствовали развитию письменности, образования, формирова­ли особые жанры искусства. Так, невозможно представить 182


западноевропейскую культуру без ценностей католицизма и протестантизма. Русская культура ассоциируется прежде всего с православием.

Виды религий.В современном мире существует мно­жество религий. Учёные подразделяют их на политеи­стические (от греч. poly — много и theos — бог), которым свойственна вера во множество богов, и монотеистические (от греч. monos — единственный и theos — бог), которые признают одного всемогущего Бога. По сфере своего распро­странения религии делятся на мировые и национальные.

Мировыми называют те религии, которые распростра­нились среди народов разных стран и континентов. К ми­ровым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Главной их особенностью является космополитизм (от греч. kosmopolites — гражданин мира), ставящий единство веры выше политического или национального единства. Они признают равенство верующих перед Богом независимо от их цвета кожи, национальности, социального положения. Именно это позволило мировым религиям перешагнуть рамки одной нации. Все мировые религии обещают верую­щему человеку справедливое к нему отношение, но только в ином, потустороннем мире и в зависимости от его благо­честия в земном мире.

Буддийский храм Статуи Будды. Тибет

Буддизм — одна из первых мировых религий — воз­ник в VI—V вв. до н. э. в Индии и первоначально был ско­рее философским, нежели религиозным, учением. Впо­следствии он распространился среди народов Центральной


и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. По легенде осно­вателем буддизма был сын индийского царя по имени Сид-дхартха из рода Гаутама, которого после смерти стали на­зывать Будда (просветлённый, достигший мудрости).

По учению буддизма после смерти человека происходит его перерождение, которое зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется ко­лесом жизни или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является уподобление Будде и погружение в нирвану, т. е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой. В буддизме есть различные течения, которые объединяет особое внимание к нравственным пробле­мам жизни человека, а также своеобразная веротерпимость.



Христианство — вторая по времени возникновения мировая религия — появилось в I в. н. э. в восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект, под­вергавшихся гонениям со стороны властей, к началу IV в. христианство превратилось в мощное течение, завоевав господствующее положение в Риме, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, а затем во всей Европе.


А. А. Иванов. Явление Христа народу (1837—1857)

В 1054 г. в христианстве произошёл раскол между Вос­точной церковью, которая стала называться Православ­ной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь христи­анства — протестантизм. Его разновидности — лютеран­ство, кальвинизм, англиканство и др.

Христианское вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании. В качестве Священно­го Писания выступает Библия. Она состоит их двух книг — Ветхого завета и Нового завета. Священное Предание — это сочинения наиболее известных богословов, которых приня­то называть отцами церкви. Их сочинения были признаны важной частью церковной традиции. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Бо­жьем), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть во искупление людей от первородного греха.

Христианство принесло с собой новые нравственные принципы — идеи всеобъемлющей любви, сострадания и др.


Костёл св. Симеона и Елены, г. Минск

Золотое правило нравственности запечатлено в Новом за­вете: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7:12). Христианство оказало влияние на развитие западно­европейской и восточнославянской культуры, на становле­ние мировоззрения, нравственных, социальных, семейных ценностей многих народов.

Ислам — самая молодая из мировых религий — возник в Западной Аравии в VII в. и распространился в странах Ближ­него и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и др. Основателем ислама является Мухаммед (570—632), начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекка и Медина. В Мекке находится древнее святилище — Кааба со священным чёрным камнем, к которому мусульма­не всего мира совершают паломничество.

Мухаммед вёл свои проповеди в устной форме, и только после его смерти, со слов людей, знавших эти проповеди наизусть, был составлен Коран — священная книга ислама. Позднее был создан сборник преданий — сунна, в котором 186


говорится о поступках и изречениях пророка. На основе Кора­на был разработан шариат — свод мусульманского права.

Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Большинство современных мусульман — сунни­ты, которые наряду с Кораном признают сунну. Шииты считают законными преемниками Мухаммеда и духовными руководителями мусульман только двоюродного брата и зятя самого Мухаммеда — Али и его потомков от дочери Мухаммеда Фатимы — Алидов. Кроме этих течений в ис­ламе образовалось множество других направлений.

Чёрный камень Каабы Мечеть Эль-Мурси

Национальные религии — это религии, распространён­ные в пределах одного государства или имеющие последова­телей преимущественно среди представителей одной нации. К современным национальным религиям относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и некоторые другие.

Важным явлением в современной религиозной жизни человечества стало распространение нетрадиционных рели­гий. Иное их название — неокульты. Это общее обозначе­ние новых религиозных объединений, которые противопо­ставляют себя господствующим религиям, традиционным для той или иной страны. Их отличительной чертой яв­ляется попытка синтеза идей, культа, обрядов, заимство­ванных из разных религий. Возникновение нетрадицион­ных религиозных культов стало ответом на изменившиеся условия жизни современного общества. Ускорение темпов


социально-экономического развития, разрушение привычно­го уклада жизни, расширение культурных контактов обусло­вили поиск новых форм духовной общности людей, видоиз­менение религиозных учений и культовой практики.

Особую группу среди нетрадиционных религиозных куль­тов составляют деструктивные культы. Такие о



2015-11-20 2180 Обсуждений (0)
Духовная жизнь общества 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Духовная жизнь общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)