Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях



2015-11-20 2093 Обсуждений (0)
Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях 4.67 из 5.00 3 оценки




Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей

Одной из основополагающих идей отечественной психологии развития является тезис Л. С. Выготского об изначальной социаль­ности ребенка. Все его развитие опосредовано общением со взрос­лым, в первую очередь с родителем. Родители удовлетворяют органические, а позже и социальные потребности ребенка, являются проводниками в мир человеческой культуры, создают условия без­опасного вхождения в широкое социальное окружение, осуществ­ляя одну из важнейший функций семьи — эмоциональную, удовлетворяют потребности ребенка в симпатии, уважении, призна­нии, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Именно значимостью роли взрослого в процессе детского раз­вития объясняется интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительского взаимодействия. В настоящий момент принято выделение когнитивного и эмоционального компонентов этого взаимодействия. Мы рассмотрим эмоциональный компонент. Несмотря на широкую представленность в психологической лите­ратуре целого ряда категорий, характеризующих отдельные осо­бенности эмоциональной стороны взаимодействия, содержание этого часто используемого понятия до сих пор остается опреде­ленным в большей степени интуитивно. В настоящий момент, с одной стороны, существует обширный перечень характеристик особенностей эмоционального взаимодействия родителей с ребен­ком, а с другой — окончательно не сложилось представление о том, как они соотносятся между собой, насколько полно отража­ют психологическую реальность. В такой ситуации возникают все новые и новые понятия, часто чрезвычайно близкие по содержа­нию, иногда дублирующие друг друга.

Попробуем разобраться в многообразии используемых понятий, собрать из мозаично представленных характеристик некоторую це­лостность, которой и является эмоциональный компонент взаи­модействия родителей с ребенком.

Основные характеристики особенностей эмоциональной стороны взаимодействия

Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях

Ярче всего особенности эмоционального взаимодействия пред­ставлены в описаниях специфики детско-родительских отноше­ний. Задачу типологизации детско-родительских отношений ста­вили перед собой многие исследователи [14; 27; 152]. Авторы ис­пользуют такие понятия, как семейный климат, родительские ус­тановки, родительская позиция, эмоционально-ценностное отно­шение родителей, стиль родительского воспитания. Характеристи­ки эмоциональной стороны взаимодействия привлекаются ими в качестве одного из оснований типологии для наиболее полного и целостного ее представления.

Так, описывая родительскую позицию как реальную направ­ленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, ее адекватность, гибкость, прогностичность, А. С. Спиваковская привлекает такую ее особен­ность, как способность родителя видеть, понимать индивидуаль­ность своего ребенка, замечать происходящие в его душе измене­ния. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмо­циональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и Родителями в любом возрасте» [152, с. 33]. Отмечаются существен­ные различия в способности матерей опознавать эмоциональное состояние ребенка, эмпатическом понимании матерью особенно­стей, потребностей, возможностей ребенка [119]. Подобная чув­ствительность к ребенку определяется общим эмоционально-цен­ностным к нему отношением, которое является основой взаимодей­ствия родителя с ребенком, и неслучайно используется для харак­теристики родительских установок, стилей воспитания, типов се­мейного воспитания [12; 94; 182]. Адекватным родительским отно­шением считается эмоциональное принятие и безусловная, безого­ворочная любовь [165]. Под принятием понимается признание прав ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на дру­гих, в том числе на родителей. «Принимать ребенка — значит ут­верждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами» [152, с. 33]. Настоящая лю­бовь безоговорочна. Любить ребенка безусловно — значит любить его независимо от внешности, способностей, достоинств и недо­статков, красоты и уродства, независимо от того, что мы ждем от него в будущем, и от того, как он ведет себя сейчас [82].

В исследовании Е. Попцовой [119] обсуждаются причины более или менее эмоционально-теплого отношения матери к ребенку. По мнению автора, оно связано с социально-экономическим стату­сом, культурным уровнем, возрастом матери, опытом ее собствен­ного воспитания в родительской семье.

А. Я. Варга [27] определяет родительское отношение как целос­тную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, по­веденческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение является многомерным обра­зованием, включающим в себя интегральное принятие или отвер­жение ребенка, межличностную дистанцию, т. е. степень близости родителя к ребенку, форму и направленность контроля за его по­ведением. Обсуждая аспекты родительского отношения (эмоцио­нальный, когнитивный, поведенческий), автор считает, что эмо­циональная образующая занимает ведущее положение. Здесь мы вновь встречаемся с такой характеристикой, как эмоциональное принятие. Кроме того, обсуждается способность родителя к уста­новлению близкого эмоционального контакта. По мнению Р.Кэмпбелла, у каждого ребенка есть потребность в эмоциональном кон­такте со своими родителями, или «эмоциональный резервуар»-«Только если резервуар полон, ребенок может быть счастлив, ему удается достичь своего наивысшего потенциала в развитии» [82, с. 34]-Близкие отношения с ребенком означают открытость друг другу» взаимный интерес к увлечениям, проблемам, переживаниям. Они порождают ощущение своей ценности для другого человека. Ребенок чувствует, что не безразличен своим родителям, что он стараются понять его, разделяют его переживания. Установление контакта достигается различными способами. Первый из них контакт глаз — является основным средством передачи своих чувств. Любящий взгляд может разрушить все преграды взаимного непо­нимания, сказать о близости, единстве. Негативные чувства, отра­жающиеся в родительском взгляде, отдаляют, дают ощущение оди­ночества, отверженности.

Следующим средством выражения родительской любви являет­ся физический, или телесный, контакт. Теплое отношение к ребен­ку может быть выражено не только поцелуями и объятиями, но и нежными прикосновениями к руке, плечу, поглаживаниями по голове. Исследования свидетельствуют о том, что родители не в полной мере используют эти возможности выражения своих чувств, что, безусловно, сказывается на качестве эмоционального кон­такта.

Еще одной возможностью проявления теплого эмоционально­го отношения, по мнению Р. Кемпбелла, является пристальное вни­мание, сосредоточенность на ребенке, дающая ему подтверждение полной безоговорочной любви к нему, собственной значимости для родителей.

Самое близкое, теплое, ценностное родительское отношение характеризуется не только вниманием, чувствительностью к ре­бенку, но и эмпатией — способностью к сопереживанию. Настоя­щая близость с ребенком может быть достигнута только тогда, когда его чувства находят отклик в родительской душе, когда родитель может не только распознать состояние ребенка и понять его при­чину, но и в какой-то мере испытать его чувства, разделить пере­живания. Итак, мы видим, что для описания детско-родительских отношений используются такие характеристики эмоциональной стороны взаимодействия, как чувствительность, эмоциональное отношение, выражающееся в особенностях эмоционального кон­такта, эмпатия. Указания на эти и некоторые другие характеристи­ки встречаются также при обсуждении вопросов о влиянии семей­ных отношений на психическое развитие ребенка. В большинстве своем авторы обсуждают особенности его личностного развития. Здесь ярче всего проявляются последствия тех или иных особенно­стей родительского отношения.



2015-11-20 2093 Обсуждений (0)
Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2093)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)