Какими средствами достигается точность в текстах научного стиля?
Глоссарий: Конструкция – сочетание слов со стороны их грамматической связи, словесное построение. Источник – то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь; документ, на основе которого строится научное исследование. Способ – прием, действие, метод, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. Наличие – присутствие, существование. Информация – сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. Формальный – существующий только по видимости, по форме. Логический – закономерный, разумный, последовательный. Эмоциональный – вызванный, насыщенный эмоциями, выражающий их. Экспрессивный – содержащий экспрессию, выразительный. Теоретик – человек, занимающийся теоретическими вопросами в какой-нибудь области знания. Обобщенность — собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность Точность - степень соответствия какому-нибудь образцу, плану или представлению
Неделя 6 Тема:Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли; композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста. Тема текста. Структура и смысл текста. Обозначение темы в тексте существительным, встречающимся в различных падежах. Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. Справка В каждой учебной научной дисциплине учебный материал представлен в виде совокупности текстов, раскрывающих содержание тем и подтем. Текст представляет собой стройную систему с особыми законами строения и развития мысли. Правильно построенный текст обладает композиционной четкостью, логикой изложения, информативностью. Эти качества в высшей степени присущи научному тексту. Научный текст представляет собой единство тематической, логико-композиционной и смысловой организации. Тематическую структуру научного текста образует предмет научного исследования и аспекты его рассмотрения. К наиболее характерным типам текстов, выделяемых по их тематике, относятся тексты о понятиях и категориях науки, о свойствах, строении, функционировании объектов, о событиях, явлениях, процессах. Логико-композиционная структура научного текста во многом определяется его принадлежностью к жанру (статья, монография, диссертация и т.д.), а также логикой изложения. Учебный научный текст – единица, содержащая сообщение, в котором доказательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в определенном направлении, отражающем аспект рассмотрения данного объекта в конкретной научной дисциплине. Структурно-смысловое членение текста предполагает проникновение в логику структурно-семантических отношений научного текста. Эта стадия уяснения научной речи связана с выявлением и интерпретацией ориентиров-понятий, репрезентирующих структурно-смысловое членение текста: темы, коммуникативной задачи текста, микротемы, данной и новой информации текста, текстообразующих функций предложений, способов развития информации в тексте. Данные понятия необходимы для понимания логики строения готового научного текста и продуцирования собственного текста. Текст 1 В автобиографической заметк… «Коротко о себе» А.Ахматов… писала: «Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одесс… (Большой Фонтан). Мой отец в то время – отставной инженер-механик флот.... Годовалымребенк… я была привезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания – царско-сельские». Стоит напомнить еще одну биографическую деталь, которая хотя и не сыграла такой определенной роли, как Царское Село, но значило для Ахматовой очень много. Это Черное мор…, юг, различные город… Крыма, Севастополь…, Киев. В Киев… Ахматова вышла замуж, и этот город навсегда связался в ее памят… с первыми, самыми счастливыми дням… жизни. Выйдя замуж, Ахматова вернулась в Царское Село… Стихи Ахматова начала писать с 11 лет. Первое стихотворение… было напечатано в Париж… в 1907 году. В 1912 год… вышла первая книга – «Вечер». К тому времени она уже подписывалась псевдоним… Ахматова – по фамилии бабушк…-татарк... (А. Павловский) Схемы, задачи, ситуации 1.Выразительно прочитайте текст, правильно вставляя окончания существительных. 2.Что о своем детстве пишет А.Ахматова? 3.Подчеркните грамматическую основу предложений. 4.Определите падеж и склонение выделенных слов текста. 5.Составьте автобиографию. Тема текста В зависимости от отнесенности единиц текста к его теме, композиции или содержанию можно выделить тематическую, композиционную и содержательную структуры. Тематическую структуру текста образует предмет изложения, рассмотренный с той или иной степенью детализации. Предмет изложения, то есть то, о чем сообщается в тексте, составляет его тему. Часто слово, обозначающее тему, в тексте повторяется. Его называют слово-тема. Чаще всего тема обозначается в первом предложении, иногда она может быть обозначена во втором предложении. Очень редко встречаются случаи, когда тема обозначается в виде слова - тема в конце текста или ближе к концу данного словесного целого. Текст 2 И впрямь Авдотья Николавна была прелакомный кусок. Идет, бывало, гордо, плавно чуть тронет землю башмачок; В Тамбове не запомнят люди такой высокой, полной груди: Бела как сахар, так нежна, Что жилка каждая видна. Казалося: для нежной страсти она родилась. А глаза ... Ну, что такое бирюза? Что небо? Впрочем, я отчасти поклонник голубых очей И не гожусь в число судей. А этот носик! эти губки, Два свежих розовых листка! А перламутровые зубки, А голос сладкий, как мечта! Она картавя говорила; Нечисто «р» произносила; Но этот маленький порок Кто извинить бы в ней не мог? М.Ю.Лермонтов «Тамбовская казначейша» Текс 3 На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы; Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М.Ю.Лермонтов «Песня о купце Калашникове» Задания к тексту: 1.Определите тему и главную мысль каждого отрывка из произведений М. Ю. Лермонтова. 2. Что объединяет эти два отрывка? 3. Выпишите словосочетания: имя прилагательное + имя существительное. 4. Опишите свою подругу или друга, используя имена прилагательные.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2461)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |