Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Текстообразующие функции предложений




Если рассматривать предложение не только как единицу речевого общения, но и как элемент контекста, то становится очевидной диалектическая природа предложения. Оно одновременно является и самостоятельным независимым синтаксическим элементом, и компонентом сложного речевого единства. Помимо семантического фактора в вопросе о связи между самостоятельными предложениями приобретает структурный фактор, то есть соотнесенность структур, объединяющих в микроконтекст предложения. При исследовании проблемы места и роли самостоятельного предложения в развернутой речи наряду с такими моментами изучения предложения как вопрос о его структуре, коммуникативной нагрузке его членов, законченности и не законченности прежде всего необходимо рассматривать вопрос о связях этого предложения с внешней средой, т.е. с окружающими его предложениями и о влиянии этих внешних связей на внутреннюю структуру предложения.

Так, предложение может выполнять функции проспективнойи ретроспективной связи. Под проспективной связью мы понимаем связь данного предложения с последующими предложениями текста, под ретроспективной связью - связь с предыдущими предложениями текста:

Н-р:И тут-то для всех троих начинается драма.(А.Иванов.Повесть о несбывшейся любви).

Но все это было лишь началом великой борьбы, развертыванием сил перед главными событиями девятнадцатого года

(А.Толстой.Хождение по мукам).

Текст 1

1.Оглянись вокруг себя молодой человек.



2.Свою любовь к Родине мало только декларировать ее кроме того надо претворять в живые дела.

3.Призыв об охране природы лесов должен быть обращен прежде всего именно к молодежи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле ей и украшать ее. Чем раньше молодежь примется за это дело тем больше накопится зеленого добра ко времени ее вступления в полноправное наследство. Живое дерево есть капитал который множится с каждым часом. Разведение лесов это мудрая работа впрок в будущее.

4.Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение и умножение богатств Родины.

5.Дорогие юные друзья Думы о зелени думы о будущем Новым поколениям бесконечно долго жить в нашей прекрасной стране. Все, чем радуется наш глаз есть огромная копилка предков. Преемственность одна из основ прогресса.

6.Все, что ты видишь, соткано, сложено из пламенной любви твоих предков старших сограждан к Отечеству. Любовь к Родине надо воспитывать с любви к родной природе.

7.И пусть первые два деревца на школьном дворе или вашего дома будут посажены в честь вашей любимой Родины. Берегите и хольте эти деревца чтобы в полную силу развились они под вашим окном.

(По Л. Леонову)

Задания к тексту:

1.Запишите текст, правильно расставив части, соблюдая логическую последовательность.

2.Озаглавьте текст.

3.Перепишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания.

4.Найдите причастия в тексте. Обозначьте вид, залог, время.

5.Выпишите из текста глаголы, поставьте их в повелительное, сослагательное наклонение.

6. Произведите синтаксический разбор предложений в тексте.

7.Согласны ли вы с мнением автора о том, что природа требует большого внимания к себе?

8.Существуют ли в нашей стране программы по защите природы? Какие?

9.Расскажите об одном из исчезающих видов животных, птиц или насекомых, внесенных в Красную книгу РК.

10. Напишите реферат на тему:

1.Природа нуждается в защите.

2.Современное состояние экологической обстановки в г.Актобе.

11 Напишите эссе на тему:

1.Охрана природы – долг каждого гражданина.

2.Забота о Родине – забота о мире!

12. Из текста выпишите 5 существительных во множественном числе, составьте с ними предложения.

13.Составьте вопросы со словом сколько?

14.Что вы знаете о пользе других птиц?

15.Напишите сообщение или доклад об исчезающих видах птиц и животных на планете.

16.Определите способ развития информации в нижеуказанном тексте.

17.Произведите синтаксический разбор предложений.

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек...

Контрольные вопросы:

1.Способствуют ли предложения, имеющиеся в тексте, развитию темы?

2.Какова роль предложений в тексте?

3.Какие предложения по своей структуре чаще употребляются в научных текстах?

Глоссарий:

Хозяйствовать - вести дела.

Декларировать - громко заявлять.

Думы – размышления.

Преемственность - переход из поколения к поколению.

Предки - старшее поколение.

Прогресс- движение, рост вперед, ввысь.

Соткано-собрано воедино.

Претворять- осуществлять.

Сограждане – люди, проживающие в одной стране.

Накопить- приумножить.

Литература:

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.

2.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык/ Под ред. Н.С.Валгиной. – М.: Логос, 2002.

3.Практический курс русского языка/ Под ред. М.Р.Насыровой, Алма-Ата, 1991.

4.Практический курс русского языка/ Под ред. А.Г.Хмары, - Л.: Просвещение, 1982.

5.Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка; Учебник. – Алматы; Print-S.2005.

Неделя 14

Тема: Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации. Предложения, выполняющие функции прогрессии текста. Прогрессия текста с одно-разнонаправленным данным.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Прогрессия текста – увеличение объема текста и количества информации. Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующихмикротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста. Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале текста или в начале микротемы (1-3 предложения).

Прогрессия текстас однонаправленным данным. Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит от того, как сформулирована коммуникативная задача, какое в ней данное текста: однонаправленное или разнонаправленное.

Данное текста однонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное). Информация текста в таком случае развивается в одном направлении. Коммуникативная задача текста содержит один смысловой центр – одно данное. Следовательно, данное текста однонаправленное. Значение его развивается в ряде микротем и конкретизируется с помощью новой информации.

Двунаправленное развитие информации в тексте. Функцию двунаправленного развития информации в тексте выполняет предложение, информация которого развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно обобщает содержание предыдущего текста, т.е. осуществляет ФОТ, с другой стороны, способствует прогрессии последующего текстообразования, т.е. выполняет ФПТ. Такое предложение находится в интерпозиции – между двумя смысловыми блоками. В нем может быть один или два смысловых центра. Если смысловых центра два, то один из них обобщает содержание предыдущего текста, другой – способствует его дальнейшему развитию. Если смысловой центр один, то он совмещает в себе эти две функции: обобщение и развитие.

Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров. Информация текста в таком случае развивается в нескольких направлениях. Значение предложения с разнонаправленным данном в том, что оно настраивает читателя на восприятие текста, в котором явление рассматривается с разных сторон, позволяя предположить, о каких именно сторонах пойдет речь. Коммуникативная задача текста содержит несколько смысловых центров, т.е. более, чем одно данное. Словесное выражение разнонаправленного данного текста может совпадать со словесным выражением микротем, если каждое данное представлено только одной микротемой.

Функция обобщения текста. Функцию обобщения текста (ФОТ) выполняет предложение, в котором содержится вывод из предыдущего текстообразования. Оно обычно начинается словами-сигналами обобщения: так, таким образом, в заключении отметим, из сказанного следует, из сказанного можно сделать вывод, из приведенных примеров видно, одним словом. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста, обычно расположено в конце текста, его части, законченной по смыслу, или микротемы. Смысловым центром такого предложения является слово или словосочетание, которое обобщает новую информацию предыдущего текста.

Текст 1




©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.076 сек.)