Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Не бойтесь потери своей идентичности



2015-11-27 931 Обсуждений (0)
Не бойтесь потери своей идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вы когда-нибудь задавали себе вопросы: "Кто я?", "Что представляет собой мое "я"?"

Отвечая на эти вопросы, вы попытаетесь определить свою идентичность - некий конгломерат мировоззрения, взглядов и глубинных убеждений, составляющий основу, ядро вашей неповторимой личности.

Ребенок, начиная постигать внешний мир и отделять себя от него, постепенно переходит к осознанию своей идентичности и приступает к формированию своего собственного "я". Этап формирования собственного "я" нередко сопровождается бунтом против семьи, общества или условностей, в случае если ребенку хочется быть самостоятельной личностью, но его модель мира еще слабо сформирована, и он не может понять, чего же он хочет на самом деле. Часто единственным способом утвердить свою самостоятельность и идентичность для ребенка является стремление поступать не так, как ему советуют родители, друзья или взрослые. Поступая так, как советуют другие, он как бы будет "плясать под чужую дудку", в то время как, делая все по-своему, молодой бунтарь утверждает свое право на принятие решений.

По мере формирования модели мира, человек замечает, что в нем проявляются некие качества и глубинные убеждения, которые он не способен изменить, и, поскольку это присуще лишь ему, поскольку это неизменное ядро, казалось бы, не зависит от его воли, человек отождествляет его с самим собой, и, осуществив это отождествление, начинает инстинктивно защищать свою идентичность так же, как он защищал бы в случае опасности свою жизнь.

Эта защитная реакция проявляется в яркой форме, когда идентичность человека подвергается критике со стороны. На фразу "ты дурак" человек реагирует гораздо более бурно, чем на высказывание: "по-моему, то, что ты делаешь - глупо", потому, что в первом случае критикуется его "я", а во втором - лишь его действия.

Часто человек, понимая необходимость для собственного блага в чем-то измениться к лучшему, все же подсознательно не хочет этого делать, потому что изменившись, он станет "другим человеком", то есть, в его понимании на подсознательном уровне, фактически умрет, а смерть обычно представляется худшей из возможных неприятностей.

Принимая за аксиому, что себя не переделать, и что есть какие-то универсальные вещи, которые никто не в силах изменить, человек оправдывает свои даже самые нелепые поступки и цепляется за составляющие его идентичность программы, как патологический скупердяй за сундук, набитый золотом.

Но если в некоторых ситуациях цепляться за сундук, набитый золотом - действие разумное и безопасное, то, например, в случае кораблекрушения такое поведение повлечет за собой смерть, и скупец навеки успокоится на дне, обнимая свое драгоценное сокровище.

В эзотерической традиции неоднократно говорилось о том, что необходимо "умереть, чтобы воскреснуть к новой жизни". Смерть Христа на кресте и его воскрешение были символом этого. Здесь "умереть" означало не физическую смерть, а смерть человеческой идентичности, разрушение старых программ для создания программ новых, более мудрых, гармоничных и непротиворечивых.

Убежденный фанатик-террорист предпочел бы смерть, чем перспективу превратиться в добропорядочного гражданина и хорошего семьянина, потому что подобная идентичность настолько отвратительна и чужда его "я", что гибель от пули предпочтительнее для него, чем скучное мещанское прозябание без высоких идеалов и стремления к высшей цели, предначертанной Аллахом.

Но если бы добрая или злая фея, взмахнув волшебной палочкой, поменяла-таки его идентичность, то бывший террорист, а ныне добропорядочный гражданин предпочел бы смерть перспективе взрывать невинных людей и всаживать пули в головы детей, женщин и стариков.

У многих людей, особенно не привыкших к излишку положительных эмоций, в частности, у некоторых интеллектуалов, считающих страдание и душевные терзания признаком высокой духовности, изменения, происходящие в результате упражнений, направленных на увеличение общего количества положительных эмоций, и возникающие после недолгой практики медитаций "вкуса жизни", порождают ощущение, что, потеряв привычку размышлять о бедствиях человечества и страдать, люди теряют себя, свою индивидуальность и идентичность. Возникающий страх потери себя может стать помехой в занятиях и даже привести к внутренним конфликтам.

 

Помню одну свою беседу о шоу-даосских психотехниках с одним широко образованным и культурным человеком, который, сам будучи прекрасно обеспечен и благополучен в семейной жизни, непрестанно рассуждал о том, какие ужасные вещи происходят или происходили в этом мире, и что духовный человек должен отзываться на все это душевным страданием и состраданием, иначе он вовсе не человек, а примитивное бездуховное существо.

Я возразила, что, согласно даосизму, действительно необходимо иметь сострадание к людям, но это сострадание должно быть разумным, то есть оно должно проявляться не в твоих собственных страданиях, а в действиях, помогающих страдающему человеку. Если можешь и хочешь помочь кому-то - помоги, но, чувствуя себя несчастным, ты не можешь изменить прошлое или улучшить жизнь других людей, и лишь портишь свою.

Валерий счел этот взгляд на жизнь неприемлемым, и с пылом принялся мне доказывать, что духовный человек не может быть счастливым, учитывая, сколько людей в мире страдают от голода и войн, вспоминая о сталинских репрессиях, о расстреле царской семьи и о том, как безжалостно сначала римляне, а потом инквизиция уничтожали евреев.

Когда я возразила, что чем страдать о событиях тысячелетней давности, лучше быть веселым и счастливым человеком, потому что находясь в обществе веселых и счастливых людей другие тоже заражаются их радостью, и их жизнь становится немного светлее. Валерий возмутился и заявил, что ненавидит тупых и безмозглых весельчаков, которые неспособны переживать из-за несчастий человечества.

Больше я не спорила. Идентичность веселого и счастливого человека была отвратительна личности Валерия, считающей способность к страданию по поводу происшедших задолго до новой эры разборок евреев и египтян признаком высокой духовности. Что бы я ни говорила, он все равно оставался бы убежденным в том, что его взгляд на жизнь - высшее проявление лучших человеческих качеств.

 

Вопрос не в том, кто из нас был прав. Мне, как и каждому нормальному человеку, хотелось бы, чтобы мир был идеальным, чтобы в нем не было войн и все были мудрыми и счастливыми. Но, увы, это невозможно, наш мир несовершенен, но если я буду страдать от этого несовершенства, мир не станет лучше, а, возможно даже чуть-чуть хуже, поскольку, пребывая в плохом настроении, я буду, вдобавок, прямо или косвенно отравлять существование другим людям.

Согласно взглядам Спокойных, если человек научится быть счастливым сам, он сделает чуть более счастливой жизнь своего окружения, поскольку удовлетворенный и счастливый человек рад поделиться с другими своим счастьем, в то время, как человек злой или печальный, даже не желая того, обрушивает на окружающих свои отрицательные эмоции.

После того, как вы начнете регулярно заниматься, вы вскоре почувствуете, как радикально меняется ваше состояние, как ваш обычный спокойный или слегка негативный эмоциональный фон меняется на постоянно сопровождающее вас чувство радости, блаженства и вечного, непрекращающегося праздника. Не исключено, что у вас может появиться беспокойство, связанное с потерей ставшего привычным для вас состояния, отождествляемого со своей идентичностью. Часто подобные опасения связаны с заложенной в модель мира установкой, что "слишком хорошее долго не длится" и подсознательным ожиданием резкой откачки маятника в отрицательную сторону.

Не стоит напрягаться по этому поводу. Если вопрос потери идентичности будет слишком беспокоить вас, и вас начнут одолевать сомнения по поводу того, что вам "слишком хорошо", чуть-чуть ослабьте уровень положительных эмоций за счет уменьшения частоты и интенсивности упражнений, в то же время стараясь непрерывно поддерживать стабильный положительный эмоциональный фон, и, затем, когда ваши опасения улягутся, и вы начнете привыкать к состоянию постоянного спокойного удовольствия, постепенно увеличивайте интенсивность упражнений, укрепляя свою нервную систему.

Итак:

 

Не пугайтесь, если в результате упражнений ваше восприятие мира и событий значительно изменится, и вы почти непрерывно будете испытывать достаточно интенсивные положительные эмоции.

Это естественный результат упражнений, и то, что вы теперь чувствуете себя совсем по-другому не означает, что вы стали другим или потеряли свою идентичность. Вы всего лишь изменили привычные программы негативного восприятия на новые программы позитивного восприятия.

Совсем не обязательно, что все хорошее должно непременно кончаться. Это лозунг законченных пессимистов, оправдывающих таким образом свой мрачный взгляд на жизнь. Ваше настроение и ваше счастье - в ваших руках.

 

"Шашлыки по-японски" или Получение удовольствия от процесса

 

Психотехники, направленные на непрерывное ощущение радости жизни, неизменной составной частью входили в культуру восточных народов.

Восточные психотехники были необходимой гимнастикой души, закалявшей ее и делавшей ее крепкой и гармоничной так же, как тренажерные залы укрепляют и развивают тела европейцев.

В Японии использование психотехник имело особое развитие, начиная от подготовки самураев и заканчивая утренними линейками на японских предприятиях, когда рабочие вводили себя в состояние радостной готовности к работе, хором скандируя лозунги типа: "я люблю свою фирму, для меня высшее счастье - внести свой вклад в дело моей фирмы".

Если в шоу-даосской традиции психотехники в первую очередь были направлены на гармоничное развитие личности, то в жестких условиях феодальной Японии они стали орудием создания превосходных и безупречных слуг для императора и людей, облеченных высшей властью. В первую очередь этими слугами - безупречно подготовленными машинами для убийства - стали самураи, беззаветно преданные своему господину.

Чтобы выжить, японский народ должен был быть сильным и трудолюбивым. Непрерывные землетрясения, наводнения и прочие стихийные бедствия, войны и междоусобицы, жестокие поборы, наложенные на ремесленников и крестьян, вынудили японцев разработать систему психотехник, обеспечивающих выживание в суровых условиях вечных перемен, когда никто не знал, что принесет завтрашний день - мучительную смерть, продолжение борьбы за существование, или короткую передышку.

Готовые принять смерть в любую минуту, японцы, как никто, научились ценить радости жизни. Они старались превратить в приятный ритуал все, что они вынуждены были делать - свой труд, свое общение, свой досуг. Не зная, доживут ли они до того момента, когда увидят результат своего труда, японцы научились получать несказанное удовольствие от самого процесса любой деятельности. Именно этим обусловлено необычайное японское трудолюбие, чудо небывалого экономического взлета Японии и самого большого в мире числа трудоголиков. Японское правительство даже было вынуждено, заботясь о здоровье граждан, принять закон, запрещающий людям работать больше положенного им времени.

Удивительная и совершенно непонятная для русского человека способность японцев наслаждаться процессом деятельности, проявилась в истории, которую нам рассказал Сергей, ученик Александра Медведева, недавно приехавший из служебной командировки в страну восходящего солнца и переполненный впечатлениями. Это была история о шашлыках по-японски.

 

В Токио Сергей разыскал свою старую знакомую, Лесю, украинку по национальности, которая несколько лет назад вышла замуж за японского бизнесмена и переехала жить в Токио. Она в совершенстве выучила японский язык и ухитрилась неплохо вписаться в японскую жизнь.

Однажды Леся в припадке ностальгии по родине предложила своему мужу поехать на шашлыки. Ей пришлось затратить много времени, объясняя, что шашлык - это не то, что готовят в микроволновке, на гриле, в духовке или на сковородке. Так удивленный сверх меры Мацуо-сан узнал, что, оказывается, русские люди выезжают за город, там надевают заранее специальным образом подготовленные кусочки мяса на заостренные железные палочки, которые называются "шампуры", а потом жарят мясо на углях, образующихся от сжигания дров. Мацуо-сан надолго задумался, а потом сказал:

- Думаю, что я смогу купить дрова, чтобы сделать угли, и, наверное, я смогу найти место за городом, где мы сможем разжечь огонь.

Так вопрос о поездке на шашлыки был решен. Мацуо-сан снова надолго задумался и добавил:

- Пожалуй, мы пригласим с собой Минамото-сана, Фудзивара-сана, Кэнко-сана, Наринага-сана...

- Зачем? - прервала его Леся. - Мне просто хочется выбраться с тобой за город и там поесть шашлыков. Для такого пустячного дела нам не нужны посторонние.

Мацуо-сан удивился. Жена не понимала самых простых вещей.

- Минамото-сан - мой товарищ по университету, - терпеливо объяснил он. - Я просто не могу не пригласить его на такое важное мероприятие. Фудзивара-сан - мой непосредственный начальник. Было бы неуважением не пригласить его на подобное мероприятие. Кэнко-сан...

Леся сдалась.

- Приглашай кого хочешь, - сказала она.

В субботу в гостиной Мацуо-сана собралось двенадцать почетных гостей, прямо по числу христианских апостолов, которым радушный хозяин прочитал лекцию о том, что такое шашлыки, и пригласил их на это ответственное мероприятие.

Японцы отнеслись к приглашению с энтузиазмом. Единогласным голосованием они тут же постановили создать комитет по организации поездки на шашлыки. Дальше пошли процедурные вопросы. Были выбраны председатель комитета по организации поездки на шашлыки, заместитель председателя по организационным вопросам, ответственный за закупку мяса, ответственный за закупку дров, ответственный за организацию очага и ответственный за выбор места для проведения мероприятия.

Когда Леся дошла до этого места в своем рассказе, Сергей, представив себя на ее месте, почувствовал себя нехорошо.

- И как ты ко всему этому отнеслась? - сочувственно спросил он.

- Я уже давно поняла, что все японцы - психи, - философски сказала Леся. - Что бы они ни делали, я просто не обращаю на это внимания.

Заседание комитета по организации поездки на шашлыки закончилось решением собраться в том же месте в следующую субботу, чтобы заслушать доклады ответственных за закупку мяса, дров и за поиск места для проведения мероприятия.

В следующую субботу первым, согласно регламенту, выступил Наринага-сан, который с таблицами в руках поведал о проведенном им сравнительном анализе качества и стоимости мяса во всех токийских супермаркетах с целью выявления места, где можно было закупить мясо лучшего качества по более дешевой цене.

Комитет внимательно слушал. Перед ним стояла сложная задача выбрать лучшее мясо для того, чтобы устроенный им шашлык можно было счесть совершенным. Тут Сергей не выдержал.

- Так они в конце концов выехали на шашлыки? - спросил он.

- Еще нет, - спокойно ответила Леся. - Но зато они уже в течение трех месяцев каждую субботу собираются, принимая новые ответственные решения. Они обсуждают, в какой последовательности они будут организовывать очаг для жарки мяса, какими должны быть совершенные шампуры, и как они это мясо будут жарить. Затем, сглатывая слюни, они предаются размышлениям о том, как они будут наслаждаться совершенным вкусом совершенного шашлыка, а также беседой и общением друг с другом...

 

С первого взгляда эта история мне, как, наверное и любому русскому человеку, показалась совершенно безумной, но, вдумавшись и представив себя на месте японцев, я поняла, какое наслаждение извлекали они в течение этих трех месяцев из совершенно новой, непривычной для них идеи. Поездка на шашлык стала для них чем-то вроде чайной церемонии, особым ритуалом, во время которого они могли продемонстрировать свои лучшие деловые качества, и, в конце концов, приготовив-таки совершенный шашлык, Они насладились бы его вкусом так, как не насладился бы ни один русский, бодро наворачивающий под водочку благоухающее дымом мясо.

Здесь мы сталкиваемся с принципиально другой моделью мира, с другим подходом к тому же самому действию, и невозможно сказать, чей подход лучше, а чей хуже. Вероятно, тут все зависит от ситуации. С одной стороны маниакальная увлеченность японцев процессом деятельности кажется явно чрезмерной, но, с другой стороны, стремление европейцев к скорейшему достижению результата любой ценой, стремление, заставляющее их не замечать множества прекрасных и интересных вещей в своем продвижении к цели, достижение которой лишь на короткий период времени сделает их счастливыми, тоже трудно назвать оптимальной стратегией жизни. В данном случае истина лежит посередине - двигаясь к цели, нужно наслаждаться самим процессом движения, не задерживаясь без необходимости в этом приятном путешествии, а затем так же спокойно, без лишних эмоциональных всплесков и стрессов получить удовольствие от достижения цели.

О том, как продвигаться к цели, в том числе к цели овладения шоу-даосскими психотехниками, предназначенными для достижения счастья и внутренней гармонии, вам расскажет следующий раздел, в котором представлены общие принципы тренировок, которые могут быть применены не только к занятиям, но и практически к любому виду деятельности.

 



2015-11-27 931 Обсуждений (0)
Не бойтесь потери своей идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Не бойтесь потери своей идентичности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (931)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)