Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Очерк как жанр публицистического стиля. Понятие очерка и его основные виды



2015-12-08 772 Обсуждений (0)
Очерк как жанр публицистического стиля. Понятие очерка и его основные виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Очерк -1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. (Толковый словарь)

Очерк – 1) В художественной литературе одна из разновидностей рас-сказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь)

То есть, характерной особенностью очерка является достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем нет места вымышленным именам и фамилиям изображаемых лиц, присутствуют только действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия.

Очерк – наиболее характерный для публицистики жанр, построенный по законам драматургии и основанный на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает, анализирует или комментирует факт, но и воплощает его в творческое сознание автора. «Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художественным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художественные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собственного инструментария публицистической поэтики.»[1]

Л.И. Кройчик считает, что Жанровую природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал – социологического (научного), публицистического и художественного.

«Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк – аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.

Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события – исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально обобщенной, границы факта размыты: место реальных событий и людей занимает действие, созданное фантазией публициста. Надо заметить, что, некогда популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но и в документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играет домысел. Домысел – необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, он возможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле). В очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введении концептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта, использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т.д.

Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируется в системе образов – как конкретных персон, выразителей и носителей идеи, так и в системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал А. Аграновский, создавая очерки «Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева». Обнажение мысли в очерке – эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, в основе которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.

Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настольно драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней».[2]

 

Разновидности очерка

 

Что касается разновидности очерков, то их большое многообразие.

Классифицируя очерк, исследователи придерживались различных принципов, ведь видовое многообразие очерка обуславливается спецификой формы, предметной основы, содержания, а также задач, стоящих перед автором произведения. Очерк насчитывает более пятидесяти жанровых разновидностей. Многочисленные исследователи объединяли их в разнообразные классификации, но единой типологии так и не было выявлено.

 

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

· По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

· По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

· По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

 

Рассмотрим некоторые классификаций этого жанра. В первом случае (по способу исследования действительности) очерк делится на: портретный, проблемный и путевой.

 

Портретный очерк

Портретный очерк – это описание жизни какого-либо человека, известного или нет. Наверное, такое произведение схоже с написанием портрета. Но если художник будет действовать с помощью кисти и красок, то очеркист наносит словесные мазки. Он должен изобразить не только внешность, но и исследовать внутренний мир своего героя, передать черты характера и темперамента, проникнуться его надеждами и мечтами. На время писатель должен забыть о себе и стать тем, чью жизнь он исследует. Важную роль здесь играет способность к эмпатии.Автор сосредоточит свое вни­мание на внутреннем мире героя, на особенностях его лично­сти, на стиле, линии общественного поведения, старается показать, как складывал­ся характер человека.

Герой портретного очерка – конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и недостатками. В портрет­ном очерке автор дает не только портрет самого человека, но и описа­ние обстановки, в которой он живет и работает, рассказы­вает о его интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окру­жаю­щим миром. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. На­стоящий портретный очерк возникает в результате художественного ана­лиза личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон:

· нравст­венной

· ин­теллектуальной

· Творческой

· и пр.

В создании портретных очерков авторам помогают индуктивный и дедуктивный методы. Так, от одного положительного качества или человеческого порока автор движется к созданию целостного портрета:

«Я люблю энергичных людей. Не любить их нель­зя. Верьте слову. Посмотрите, посмотрите, вот идут двое. Один — рыхлый тридцатилетний мужчина с сонным лицом, в мягкой шляпе и с дурацкой кляк­сой волос под нижней губой. Посмотрите, как вяло он передвигает ноги, какая зверская скука перекоси­ла его гладкую морду. Вглядитесь — ему скучно есть, скучно спать, скучно работать, скучно жить. Но зато рядом с ним несется, подпрыгивая, лич­ность, при виде которой даже грудному ребенку ста­новится ясным, что личность эта — энергия, порыв, смерч.,. Посмотрите, как небрежно съехала кепка на затылок личности, посмотрите — ведь это падающее с носа пенсне, этот победно развевающийся галстук, эти острые колени — это сама жизнь, жизнь кипучая, полная порывов и ошибок, великих открытий и заблуждений, жизнь чертовски прекрасная во всех — многогранных проявлениях.

Я люблю энергичных людей.

Товарищ Терпейский — мой сослуживец. Мы еже­дневно сталкиваемся с ним в темном редакционном коридоре, жмем руки и расходимся по своим комна­там. В течение дня мы видимся не менее десяти раз. И каждая новая встреча все более и более убеждает меня в том, что Терпейский не что иное, как большой умело организованный, базисный склад энергии.

Терпейский — отличный журналист. Его фелье­тоны — резки, сжаты, образны и остры. Диалог - само совершенство. Быстрота работы — сногсшиба­тельна.

Если бы меня разбудили ночью после товарище­ской вечеринки и спросили бы: «Скажите, может ли Терпейский перевернуть гору?» — я бы ответил: «Кто? Терпейский? Гору? Конечно, может!»[3]

Путевые очерки

Путевой очерк фиксирует интересные события, происходившие с автором во время какой-нибудь поездки. Это может быть описание местности, рассказ о встречах с различными людьми, необычные события, которые заслуживают оказаться в центре внимания. Недавно моя тётя вернулась из Парижа и привезла несколько любопытных заметок о голубях, цветах и парижских улочках. Ранее я не замечала у неё склонности к писательству, но стоит признать, что её первые опыты оказались весьма любопытными. Даже захотелось срочно лететь в столицу Франции, чтобы увидеть всё своими глазами.

 

Проблемный очерк

Проблемный очерк интересен своим острым конфликтом, который решается посредством качественного анализа различной информации. Автор может приводить в пример статистику, делать упор на художественные средства, а в конце обязательно подводит итог всему сказанному и предлагает свой путь преодоления диссонанса.

В проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро­во­ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке — это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке. Проблемный очерк является самой распространенной разновидностью жанра в публицистике Ильфа и Петрова. Это произведения – «Разговоры за чайным столом», «Собачий холод», «Разносторонний человек», «Сказочка для очень маленьких детей», «Даровитая девушка», «Улица на просмотре» и многие другие.

 

Вторая классификация подразделяет очерк на: социологический, публицистический и художественный.

 

Социологический очерк

Социологический очерк – это, конечно, анализ крупной общественной проблемы. Например, повышение количества суицидов среди школьников. Такой очерк должен быть максимально объективен и опираться на реальные факты и цифры. Однако язык такого очерка должен быть крайне живым и интересным, ведь его проблематика должна дойти до умов окружающих людей.

 

Публицистический очерк

Публицистический очерк похож на социологический, но уже обладает ярко выраженной авторской позицией. Очеркист в данном случае не только выносит на рассмотрение проблему, но и высказывает свою точку зрения. Он может непосредственно окунуться в тот мир или в ту ситуацию, которая будет описана. Лучше всего затрагивать узкие проблемы, чтобы иметь возможность предложить реальную помощь населению. Например, помочь ему в информировании необходимых телефонов и адресов.

 

Художественный очерк

Художественный очерк говорит сам за себя. Здесь уже важны будут не столько факты, сколько их воздействие на читателей. Описывая героев, рекомендуется заострить внимание на деталях (выражение лица, жесты). Главная задача здесь – это эмоциональное воздействие.

Композиция очерка

Композиционно очерки достаточно различны, они могут состоять:

· из эпизодов, изображающих разговоры, встречи, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью;

· из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы;

· из рассуждений о них.

Чтобы придать единство столь разнородным компонентам, важна активность обобщающей мысли автора, колоритность и выразительность его речи. Даже введение рассказчика, передающее наблюдения автора, впечатления, описывающее встречи и разговоры с основными героями, может сыграть большую роль.

Из преимущественно описательного характера очерка вытекает и его композиционное построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он, во всяком случае, ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободно компоновать материал, возможность всевозможно сопоставлять и проводить различные аналогии.

В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными.

 



2015-12-08 772 Обсуждений (0)
Очерк как жанр публицистического стиля. Понятие очерка и его основные виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Очерк как жанр публицистического стиля. Понятие очерка и его основные виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (772)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)