Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объем дисциплины и виды учебной работы



2015-11-06 463 Обсуждений (0)
Объем дисциплины и виды учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Вид учебной работы ОФО ЗФО
Всего часов Семестры Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего) 1-2 1-4
В том числе:        
-лекции (ЛЗ)
-семинары (СЗ)
-практические (ПЗ) 72 1-2 12 1-4
-мелкогрупповые (МГЗ)        
- индивидуальные (ИЗ)
Самостоятельная работа студента (всего) 1-2 1-4
В том числе:
Другие виды
Подготовка курсовой работы
Подготовка к зачету
Подготовка к экзамену    
Общая трудоемкость: (всего зач. ед./кол-во часов по ФГОС) 5/180 1-2 5/180 1-4
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) семестры: семестры:
зачет - -
экзамен 4

Разделы дисциплины и виды занятий

2.1. Тематический план дисциплины (ОФО)

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов
Всего часов по ФГОС в т.ч. аудиторные СРС
Всего аудиторных часов ЛЗ СЗ ПЗ
Общее кол-во ауд. часов Из них в интерактивных формах
  Раздел 1.              
1.1 Музыкальная культура как система. Музыка как вид искусства. Музыка в контексте мировой культуры. Типы музыкального творчества. Стилевые тенденции и ос­новные периоды истории зарубежной музыки.      
1.2 Западноевропейская музыка Средневековья и Возрождения. Ка­толицизм и Средневековая культура. Григорианский хорал и церков­ная полифония      
1.3 Барокко в западноевропейской музыке XVII - первой поло­вины XVIII столетий «Мозговой штурм»-2    
1.4 Музыкальный классицизм (вторая поло­вина XVIII в.)      
1.5 Хореографические жанры в музыкальном классицизме «Мозговой штурм»-2    
1.6 Эпоха романтизма. Романтические тенденции в европейской му­зыке первой половины XIX в «Мозговой штурм»-2    
1.7 Романтический балет 1 половины XIX в      
1.8 Музыкальный романтизм: музыка Германии, Австрии, Франции и Италии вто­рой половины XIX в      
1.9 Музыка в романтическом балете 2 пол XIX в Просмотр и обсуждение видеофильмов-4    
1.10 Зарубежный балет рубежа XIX-XX вв      
1.11 Русская музыкальная культура: Х – первая половина XIX в Просмотр и обсуждение видеофильмов-4    
1.12 Пути развития русской музыки во второй половине XIX в    
1.13 Симфонизация балетной музыки в творчестве Чайковского и Глазунова    
1.14 Рубеж XIX-XX столетий в русской музыкальной культуре    
1.15 Музыка в балетах Стравинского, Прокофьева    
1.16 Отечественная музыка ХХ века.    
1.17 Музыка отечественного балета ХХ века    
  Итого по разделу:    
  ВСЕГО: 14 (20%)    

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(ЗФО)

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов
Всего часов по ФГОС в т.ч. аудиторные СРС
Всего аудиторных часов ЛЗ СЗ ПЗ
Общее кол-во ауд. часов Из них в интерактивных формах
  Раздел 1.              
1.1 Музыкальная культура как система. Музыка как вид искусства. Музыка в контексте мировой культуры. Типы музыкального творчества. Стилевые тенденции и ос­новные периоды истории зарубежной музыки. 9,5 0,5       0,5
1.2 Западноевропейская музыка Средневековья и Возрождения. Ка­толицизм и Средневековая культура. Григорианский хорал и церков­ная полифония      
1.3 Барокко в западноевропейской музыке XVII - первой поло­вины XVIII столетий «Мозговой штурм»-0,5    
1.4 Музыкальный классицизм (вторая поло­вина XVIII в.)          
1.5 Хореографические жанры в музыкальном классицизме «Мозговой штурм»-0,5    
1.6 Эпоха романтизма. Романтические тенденции в европейской му­зыке первой половины XIX в «Мозговой штурм»-0,5    
1.7 Романтический балет 1 половины XIX в      
1.8 Музыкальный романтизм: музыка Германии, Австрии, Франции и Италии вто­рой половины XIX в      
1.9 Музыка в романтическом балете 2 пол XIX в      
1.10 Зарубежный балет рубежа XIX-XX вв      
1.11 Русская музыкальная культура: Х – первая половина XIX в Просмотр и обсуждение видеофильмов-1    
1.12 Пути развития русской музыки во второй половине XIX в        
1.13 Симфонизация балетной музыки в творчестве Чайковского и Глазунова    
1.14 Рубеж XIX-XX столетий в русской музыкальной культуре        
1.15 Музыка в балетах Стравинского, Прокофьева 9,5 0,5     0,5
1.16 Отечественная музыка ХХ века.        
1.17 Музыка отечественного балета ХХ века    
  Итого по разделу: 2,5 (20%)    
  ВСЕГО: 2,5 (20%)    

 

Содержание дисциплины.

Тема 1.1. Музыкальная культура как система. Музыка как вид искусства. Музыка в контексте мировой культуры. Типы музыкального творчества. Стилевые тенденции и ос­новные периоды истории зарубежной музыки.

Музыкальная культура и составляющие ее элементы. Понятия «сохраняемых» и «актуальных» цен­ностей в истории музыки. Категории лада, ритма, музыкального склада. Система музыкальных ценностей. Процессы их создания, исполне­ния, распространения ивосприятия. Музыка и культурная память человечества. Типы музыкального творчества – фольклор, менестрельство (развлекательная музыка), каноническая импровизация, академическая музыка (опус-музыка).

Стилевые тенденции и основные периоды истории зарубежной му­зыки:

- музыка Средневековья и Возрождения;

- западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII вв.: тен­денции барокко и классицизма;

- венская классическая школа и ее традиции;

- музыкальный романтизм первой половины XIX века;

- вторая половина XIX века (романтизм и реализм);

- стилевые особенности развития музыкальной культуры европейских стран на рубеже XIX-XX столетий (веризм, импрессионизм, постромантизм);

- музыкальный экспрессионизм, неоклассицизм и фольклоризм в культуре европейских стран первой половины XX века;

- творческие поиски композиторов второй половины XX века; послевоенный музыкальный «авангард», пуантилизм, сонористика, «конкретная» музыка.

Тема 1.2. Западноевропейская музыка Средневековья и Возрождения. Ка­толицизм и Средневековая культура. Григорианский хорал и церков­ная полифония.

Синтез музыки с другими видами искусства в католическом культе. Жанры средневековой музыки – духовной и светской: григорианский хорал, органум, месса, мотеты, мадригалы.

Зарождение полифонии (IX - 1-я пол. XII в.). Нидерландская композиторская школа XV-XVI столетий. Ж. Депре, О. Лассо, Ян де Окегем и др. Итальянская музыка эпохи Возрождения. Ее расцвет в XVI веке. Творчество П. Палестрины, Дж. Да Веноза, А. и Дж. Габриели.

Светская музыка средневековья и Возрождения.

Тема 1.3. Барокко в западноевропейской музыке XVII - первой поло­вины XVIII столетий.

Новое время. XVII век в истории мировой цивили­зации и европейской музыкальной культуры. Круг образов, жанры, новые средства музыкальной выразительности: формирование иного типа тонально-гармонической системы, музыкального склада, взаимодействие с полифонией.

Рождение оперы и пути развития оперного жанра в XVII-XVIII сто­летиях.

Оперное наследие К. Монтеверди и А.Скарлатти. Опера во Франции XVII-XVIII столетий.

Инструментальная музыка Италии XVII - первой половины XVIII столетия. Дж. Фрескобальди - основоположник итальянской органной школы. Кремонские скрипичные мастера Н. Амати, А. Страдивари, Д. Гвар­нери. Расцвет скрипичного искусства и камерно-инструментальной музы­ки Италии в конце XVII - первой половине XVIII столетия: А. Корелли, А. Виваль­ди, Д. Тартини, Т. Альбинони, А. Марчелло, А. Скарлатти и др.

Музыка французских клависинистов и английских верджиналистов.

Творчество И.С. Баха иГ.Ф. Генделя как выс­шее проявление тенденций барокко в музыке, наследие и место в историимузыкальной культуры. Соотношение светских и духовных жанров, традиций немецкой культуры и достижений итальянской композиторской школы в наследии Баха и Генделя.

И.С. Бах как культурно-историческое явление. Его место в истории немецкой и мировой музыки. Ведущие жанры творчества.

Тема 1.4. Музыкальный классицизм (вторая поло­вина XVIII в.)

Венский классический стиль. Традиции клас­сицизма и их претворение в музыкальной культуре века Просвещения. Венская классическая школа и ее выдающиеся представители: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен.

Судьба оперного жанра. Оперная реформа К.В. Глюка. Оперное наследие В.А. Моцарта: традиции и новаторство. Преодоление сложившихся жанровых стереотипов. Уникальность драматургии и музыкального воплощения об­разов в зрелых операх Моцарта.

Кристаллизация сонатно-симфонического цикла в творчестве Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена. Ведущие жанры музыкального классицизма – симфония, соната, инструментальный концерт и др.

Тема 1.5. Хореографические жанры в музыкальном классицизме

Самоопределение балета как самостоятельного театрального жанра. Венские постановки Хильфердинга. Музыкальное содержание балетов классицизма. Балеты Анджолини на музыку Х. Глюка. («Дон Жуан», «Семирамида»). Сюжеты Сумарокова в русском балетном театре. Сущность реформы Новерра. Действенные балеты Новерра. «Медея». Балет на музыку Моцарта «Безделушки». Балеты Доберваля «Дезертир», «Тщетная предосторожность».

Тема 1.6. Эпоха романтизма. Романтические тенденции в европейской му­зыке первой половины XIX века.

Романтизм как идейно-эстетическое и художественное направление. Его временные рамки и мировоззренческие основы. Пантеизм, поэтизация прошлого, народного быта, сказаний, легенд, Стремление к недостижимо­му идеалу романтической мечты и чуждость неприглядных жизненных реалий. Мотивы одиночества, поиск исключительного, индивидуального, область чувств и пережи­ваний.

Романтизм в музыке. Влияние литературно-философских концепций Шеллинга, Жан-Поля и др. на мироощущение первых композиторов-романтиков. Дальнейшее развитие музыкального романтизма в тесной свя­зи с литературой, живописью, театром. Жанровый диапазон музыкального романтизма, периодизация.

Ф. Шуберт - родоначальник жанра немецкой ро­мантической песни. Вокальная лирика, новаторство в решении жанра классической сонаты и симфонии. Р. Шуман: темы творчества, жанры. Фортепианная музыка Ф. Шопена. Польская ладово-интонационная основа музыкального языка и мировая значимость творческого наследия. Романтический программный симфонизм Г. Берлиоза.

Тема 1.7. Романтический балет 1 половины XIX века.

Романтизм в балетном театре. Обновление идей, тем, сюжетов. Персонажи романтических балетов. Новые выразительные средства, формы балетного спектакля. Балет в Италии. Творчество Вигана. Балет «Творение Прометея» на музыку Бетховена. Хореографические драмы «Отело», «Весталка», «Титаны». Балет Тальони «Сильфида». Симфонический танец в балетах Тальони. Балет Адана «Жизель» - вершина романтического балета. Творчество Перро. Хореографические романтические драмы Перро («Эсмеральда», «Фауст», «Корсар»).

Тема 1.8. Музыкальный романтизм: музыка Германии, Австрии, Франции и Италии вто­рой половины XIX века.

Ф. Лист в истории венгерской и западноевропейской музыки. Фортепианная школа Ф. Листа, его симфонические произведения Обобщенное и всецело подчи­нённое музыкальным закономерностям воплощение поэтических образов - основа художественного метода Ф. Листа. Оперная реформа Р. Вагнера. Две тенденции романтического искус­ства и их кульминационное выражение в наследии Р. Вагнера - экзальта­ция чувств и углубленный психологизм образов оперы «Тристан и Изольда».

Классические и романтические тенденции в немецко-австрийской музыки второй половины XIX века. Их отражение в наследии И. Брамса.

Музыкальный театр Франции XIX века: «большая опера» Мейербера, лирическая оперы Ш.Гуно. Реалистические тенденции в развитии оперного жанра. Их высочайшее выражение в опере Ж.Бизе «Кармен».

Итальянская музыка XIX века. Творчество Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти. Оперный реализм Дж. Верди.

Тема 1.9. Музыка в романтическом балете 2 половины XIX в.

Выдающиеся балеты эпохи романтизма (вторая половина XIX века), претворение в них основных веяний эпохи.

Тема 1.10. Зарубежный балет рубежа XIX-XX веков

Кризис зарубежного балетного театра. Балеты-феерии. Проблематика балетов Сен-Леона. Балет «Конек-горбунок». Последний балет Сен-Леона «Коппелия».

Разнообразие художественно-творческих направлений. Зарождение танца «модерн». Творчество Дункан, Сен-Дени, Грехем.

Тема 1. 11. Русская музыкальная культура: Х – первая половина XIX века.

Фольклор и церковное пение как основа музыкальной традиции рус­ского средневековья. Памятники певческого искусства этого времени. Знаменный роспев, строчное многоголосие. Переломный стилевой рубеж XVI-XVII столетий в истории русской музыкальной культуры. Пятилинейная нотация. Пар­тесное пение. Канты.

Национальные традиции и западноевропейские привнесения в рус­ской музыке XVIII века. Деятельность итальянских и французских музы­кантов. Итальянская оnepa-seria и оnepa-buffa на рус­ской сцене. Французская комическая опера в России.

1770-е годы. Формирование русской композиторской школы. Русский хоровой концерт, опера и «российская песня» – ведущие жанры того времени. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского.

Русский бытовой романс. Прототипы жанра. Понятие «романс» в зарубежной музыке и русской культуре последней трети XVIII века. Баллада и элегия в романсовом творчестве предшественников и современников М.И. Глинки - А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев, братья Булаховы. Романсы неизвест­ных авторов. Особенности бытования жанра и его место в ряду интонационных основ русской музыкальной классики.

М.И. Глинка. Его историческая роль в становлении русской му­зыкальной классики. Национальные истоки тематизма и отражение тенденций европейского романтизма.

Симфонические произведения. «Камаринская» и «Испанские увер­тюры» - основа программного симфонизма в истории русской музыкаль­ной классики. «Вальс-фантазия». Его место в наследии М.И. Глинки и в отечественной культуре XIX века.

Истоки русской оперной классики. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М.И. Глинки - первые образцы русской музыкальной классики в оперном жанре. Героико-патриотический ракурс решения народно-исторического сюжета в «Жизни за царя». Принципы му­зыкальной драматургии. Уникальность «Руслана и Людмилы» как основы нового жанра - жанра эпической оперы-сказки на национально-русский историко-сказочный сюжет. Русская народно-песенная ос­нова и черты ориентализма в музыке оперы.

Творчество А.С. Даргомыжского в контексте ведущих тенденций обществен­ной и литературно-художественной мысли своего времени. Проблема реализма в музыке: речевое начало как основа музыкальной интонации и воплощения в музыке жизненно правдивых характеров. Углубленный психологизм как основа реалистического метода А.С. Даргомыжского. Камерно-вокальные произведения: темы, образы, жанровые особен­ности, средства музыкальной выразительности. Опера «Русалка» - первая русская бытовая психологическая драма. Речитативная опера «Каменный гость», сочиненная на полный прозаический текст; реформаторская значимость в определении новых путей развития оперной школы, ведущих к достижениям М.П. Му­соргского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.

Тема 1.12. Пути развития русской музыки во второй половине XIX века.

Новая эпоха в истории государства, судьбе народа. Пора социальных ожи­даний. Духовно-нравственные ориентиры русского музыкального общества. Отношение к вопросам профессионализма в исполнительском искусстве и композиторском творчестве. Основание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий.

Новое поколение русских музыкантов. Идеалы народности, пони­мание национальной основы музыкального языка, стиля, творческого ме­тода в воззрениях М.А. Балакирева, В.В. Стасова, А.П. Бороди­на, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова.

Историческая роль наследия композиторов «могучей кучки» в отече­ственной и мировой музыкальной культуре. А.П. Бородин. Поиск национального идеала в «богатырском» про­шлом русского народа. Эпически-былинное прочтение истории. Вторая симфония и опера «Князь Игорь» - вершины композиторского творчества. Черты ориентализма в русском искусстве и их кульминационное воплоще­ние в музыке А.П. Бородина.

М.П. Мусоргский - художник и мыслитель. Оперы М.П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина») и истори­ческая концепция Н.И. Костомарова. Социальные противоречия современ­ной жизни и периоды смут в российской истории, запечатленной М.П. Му­соргским. Понимание истории России как истории народа. Темы народной жизни в ка­мерно-вокальных сочинениях М.П. Мусоргского и в поэзии Н.А. Некрасо­ва, в мировоззрении и творчестве Ф.М. Достоевского, в современных те­чениях русской живописи. Жанры и темы творчества Н.А. Римского-Корсакова. Народный быт, обряды, поэтический фольклор, образный мир русской сказки - ведущая линия оперного наследия композитора.

П.И. Чайковский. Его место в русской и мировой музыкальной куль­туре. Программность в симфоническом творчестве. Симфонии-драмы. Балеты П.И. Чайковского, их место в истории отечественной и ми­ровой музыкальной культуры. «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» - вер­шины русской оперной лирики.

Тема 1.13. Симфонизация балетного жанра в творчестве П Чайковского и А Глазунова.

Характеристика балетного театра в России конца XIX века. Творчество М Петипа. Сотрудничество с Чайковским. Балеты Чайковского – шедевры балетного жанра. Усложнение драматургического замысла и симфонизация жанра балета в музыкальной партитуре Чайковского. Продолжение традиций Чайковского в балетном жанре в творчестве А. Глазунова. «Барышня-крестьянка», «Времена года», «Раймонда» Глазунова.

Тема 1.14. Рубеж XIX-XX столетий в русской музыкальной культуре.

Судь­бы оперного жанра. Программный симфонизм и сонатно-симфонический цикл (С. Танеев, А, Глазунов). Мировая слава русского балета. Дягилевские сезоны русской музыки в Париже. Русская симфоническая миниатюра (А. Лядов). Традиции «кучкистов» и Чайковского в музыке эпохи «серебряного века». Русская фортепианная школа.

С.В. Рахманинов: темы и жанры творчества. Фортепиан­ная миниатюра и концерты для фортепиано с оркестром. Камерно-вокальная ли­рика (романсы). А.Н. Скрябин как культурно-историческое явление, его философская система. Нова­торство музыкального языка. Симфонические и фортепианный произведения.

И.Ф. Стравинский в истории русской и мировой музыки XX ве­ка.«Русский период» творчества (1908-нач.20-х гг.). Балеты «Жар-птица». «Петрушка», «Весна священная», хореографическая сцена «Свадебка». Древнейшие пласты фольклора как основа музыкального языка. Ритуально-обрядовые образы и традиции «театра-представления» в истоках музы­кальной эстетики И.Ф. Стравинского. Его влияние на ми­ровую культуру.

Тема 1.15.Музыка в балетах И. Стравинского, С. Прокофьева.

Дягилевские парижские сезоны. Влияние эстетики «мирискусников» на музыкально-театральные жанры в России. Реформа М. Фокина. Балеты Стравинского и молодого Прокофьева как отражение ведущих художественных тенденций рубежа XIX-XX столетий. Тема скифсива в «Весне священной», тема маленького человека и ярмарочной народной культуры в «Петрушке», русский фольклор в «Жар-птице» Стравинского.

Тема 1.16. Отечественная музыка ХХ века.

Русская музыка советского периода. Основные этапы развития и выдающиеся имена: Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, А.Г. Шнитке, С.М. Слонимский и др. Наследие С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича: темы творчества, ведущие жанры.

Вторая половина ХХ века – традиционные методы творчества и радикальные поиски жанрового обновления.

Тема 1.17. Музыка отечественного балета ХХ века.

Эксперименты 1920-30-х годов в балетной музыке. Балеты Шостаковича как отражение экспериментов в советском хореографическом театре («Светлый ручей» и др.). Балеты Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Каменный цветок») – вершины большого сюжетного балета-драмы. Роль музыкальной драматургии в воплощении классических литературных сюжетов. Сотворчество Лопухова, Захарова, Григоровича, Лавровского с советскими композиторами при создании балетных спектаклей. Фольклорный «пласт» балетного музыкального творчества («Ярославна» Слонимского) Балеты Р. Щедрина. Значение отечественного балета в мировой художественной культуре.



2015-11-06 463 Обсуждений (0)
Объем дисциплины и виды учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объем дисциплины и виды учебной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)