Объем дисциплины и виды учебной работы
Разделы дисциплины и виды занятий 2.1. Тематический план дисциплины (ОФО)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (ЗФО)
Содержание дисциплины. Тема 1.1. Музыкальная культура как система. Музыка как вид искусства. Музыка в контексте мировой культуры. Типы музыкального творчества. Стилевые тенденции и основные периоды истории зарубежной музыки. Музыкальная культура и составляющие ее элементы. Понятия «сохраняемых» и «актуальных» ценностей в истории музыки. Категории лада, ритма, музыкального склада. Система музыкальных ценностей. Процессы их создания, исполнения, распространения ивосприятия. Музыка и культурная память человечества. Типы музыкального творчества – фольклор, менестрельство (развлекательная музыка), каноническая импровизация, академическая музыка (опус-музыка). Стилевые тенденции и основные периоды истории зарубежной музыки: - музыка Средневековья и Возрождения; - западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII вв.: тенденции барокко и классицизма; - венская классическая школа и ее традиции; - музыкальный романтизм первой половины XIX века; - вторая половина XIX века (романтизм и реализм); - стилевые особенности развития музыкальной культуры европейских стран на рубеже XIX-XX столетий (веризм, импрессионизм, постромантизм); - музыкальный экспрессионизм, неоклассицизм и фольклоризм в культуре европейских стран первой половины XX века; - творческие поиски композиторов второй половины XX века; послевоенный музыкальный «авангард», пуантилизм, сонористика, «конкретная» музыка. Тема 1.2. Западноевропейская музыка Средневековья и Возрождения. Католицизм и Средневековая культура. Григорианский хорал и церковная полифония. Синтез музыки с другими видами искусства в католическом культе. Жанры средневековой музыки – духовной и светской: григорианский хорал, органум, месса, мотеты, мадригалы. Зарождение полифонии (IX - 1-я пол. XII в.). Нидерландская композиторская школа XV-XVI столетий. Ж. Депре, О. Лассо, Ян де Окегем и др. Итальянская музыка эпохи Возрождения. Ее расцвет в XVI веке. Творчество П. Палестрины, Дж. Да Веноза, А. и Дж. Габриели. Светская музыка средневековья и Возрождения. Тема 1.3. Барокко в западноевропейской музыке XVII - первой половины XVIII столетий. Новое время. XVII век в истории мировой цивилизации и европейской музыкальной культуры. Круг образов, жанры, новые средства музыкальной выразительности: формирование иного типа тонально-гармонической системы, музыкального склада, взаимодействие с полифонией. Рождение оперы и пути развития оперного жанра в XVII-XVIII столетиях. Оперное наследие К. Монтеверди и А.Скарлатти. Опера во Франции XVII-XVIII столетий. Инструментальная музыка Италии XVII - первой половины XVIII столетия. Дж. Фрескобальди - основоположник итальянской органной школы. Кремонские скрипичные мастера Н. Амати, А. Страдивари, Д. Гварнери. Расцвет скрипичного искусства и камерно-инструментальной музыки Италии в конце XVII - первой половине XVIII столетия: А. Корелли, А. Вивальди, Д. Тартини, Т. Альбинони, А. Марчелло, А. Скарлатти и др. Музыка французских клависинистов и английских верджиналистов. Творчество И.С. Баха иГ.Ф. Генделя как высшее проявление тенденций барокко в музыке, наследие и место в историимузыкальной культуры. Соотношение светских и духовных жанров, традиций немецкой культуры и достижений итальянской композиторской школы в наследии Баха и Генделя. И.С. Бах как культурно-историческое явление. Его место в истории немецкой и мировой музыки. Ведущие жанры творчества. Тема 1.4. Музыкальный классицизм (вторая половина XVIII в.) Венский классический стиль. Традиции классицизма и их претворение в музыкальной культуре века Просвещения. Венская классическая школа и ее выдающиеся представители: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен. Судьба оперного жанра. Оперная реформа К.В. Глюка. Оперное наследие В.А. Моцарта: традиции и новаторство. Преодоление сложившихся жанровых стереотипов. Уникальность драматургии и музыкального воплощения образов в зрелых операх Моцарта. Кристаллизация сонатно-симфонического цикла в творчестве Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена. Ведущие жанры музыкального классицизма – симфония, соната, инструментальный концерт и др. Тема 1.5. Хореографические жанры в музыкальном классицизме Самоопределение балета как самостоятельного театрального жанра. Венские постановки Хильфердинга. Музыкальное содержание балетов классицизма. Балеты Анджолини на музыку Х. Глюка. («Дон Жуан», «Семирамида»). Сюжеты Сумарокова в русском балетном театре. Сущность реформы Новерра. Действенные балеты Новерра. «Медея». Балет на музыку Моцарта «Безделушки». Балеты Доберваля «Дезертир», «Тщетная предосторожность». Тема 1.6. Эпоха романтизма. Романтические тенденции в европейской музыке первой половины XIX века. Романтизм как идейно-эстетическое и художественное направление. Его временные рамки и мировоззренческие основы. Пантеизм, поэтизация прошлого, народного быта, сказаний, легенд, Стремление к недостижимому идеалу романтической мечты и чуждость неприглядных жизненных реалий. Мотивы одиночества, поиск исключительного, индивидуального, область чувств и переживаний. Романтизм в музыке. Влияние литературно-философских концепций Шеллинга, Жан-Поля и др. на мироощущение первых композиторов-романтиков. Дальнейшее развитие музыкального романтизма в тесной связи с литературой, живописью, театром. Жанровый диапазон музыкального романтизма, периодизация. Ф. Шуберт - родоначальник жанра немецкой романтической песни. Вокальная лирика, новаторство в решении жанра классической сонаты и симфонии. Р. Шуман: темы творчества, жанры. Фортепианная музыка Ф. Шопена. Польская ладово-интонационная основа музыкального языка и мировая значимость творческого наследия. Романтический программный симфонизм Г. Берлиоза. Тема 1.7. Романтический балет 1 половины XIX века. Романтизм в балетном театре. Обновление идей, тем, сюжетов. Персонажи романтических балетов. Новые выразительные средства, формы балетного спектакля. Балет в Италии. Творчество Вигана. Балет «Творение Прометея» на музыку Бетховена. Хореографические драмы «Отело», «Весталка», «Титаны». Балет Тальони «Сильфида». Симфонический танец в балетах Тальони. Балет Адана «Жизель» - вершина романтического балета. Творчество Перро. Хореографические романтические драмы Перро («Эсмеральда», «Фауст», «Корсар»). Тема 1.8. Музыкальный романтизм: музыка Германии, Австрии, Франции и Италии второй половины XIX века. Ф. Лист в истории венгерской и западноевропейской музыки. Фортепианная школа Ф. Листа, его симфонические произведения Обобщенное и всецело подчинённое музыкальным закономерностям воплощение поэтических образов - основа художественного метода Ф. Листа. Оперная реформа Р. Вагнера. Две тенденции романтического искусства и их кульминационное выражение в наследии Р. Вагнера - экзальтация чувств и углубленный психологизм образов оперы «Тристан и Изольда». Классические и романтические тенденции в немецко-австрийской музыки второй половины XIX века. Их отражение в наследии И. Брамса. Музыкальный театр Франции XIX века: «большая опера» Мейербера, лирическая оперы Ш.Гуно. Реалистические тенденции в развитии оперного жанра. Их высочайшее выражение в опере Ж.Бизе «Кармен». Итальянская музыка XIX века. Творчество Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти. Оперный реализм Дж. Верди. Тема 1.9. Музыка в романтическом балете 2 половины XIX в. Выдающиеся балеты эпохи романтизма (вторая половина XIX века), претворение в них основных веяний эпохи. Тема 1.10. Зарубежный балет рубежа XIX-XX веков Кризис зарубежного балетного театра. Балеты-феерии. Проблематика балетов Сен-Леона. Балет «Конек-горбунок». Последний балет Сен-Леона «Коппелия». Разнообразие художественно-творческих направлений. Зарождение танца «модерн». Творчество Дункан, Сен-Дени, Грехем. Тема 1. 11. Русская музыкальная культура: Х – первая половина XIX века. Фольклор и церковное пение как основа музыкальной традиции русского средневековья. Памятники певческого искусства этого времени. Знаменный роспев, строчное многоголосие. Переломный стилевой рубеж XVI-XVII столетий в истории русской музыкальной культуры. Пятилинейная нотация. Партесное пение. Канты. Национальные традиции и западноевропейские привнесения в русской музыке XVIII века. Деятельность итальянских и французских музыкантов. Итальянская оnepa-seria и оnepa-buffa на русской сцене. Французская комическая опера в России. 1770-е годы. Формирование русской композиторской школы. Русский хоровой концерт, опера и «российская песня» – ведущие жанры того времени. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского. Русский бытовой романс. Прототипы жанра. Понятие «романс» в зарубежной музыке и русской культуре последней трети XVIII века. Баллада и элегия в романсовом творчестве предшественников и современников М.И. Глинки - А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев, братья Булаховы. Романсы неизвестных авторов. Особенности бытования жанра и его место в ряду интонационных основ русской музыкальной классики. М.И. Глинка. Его историческая роль в становлении русской музыкальной классики. Национальные истоки тематизма и отражение тенденций европейского романтизма.
Истоки русской оперной классики. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М.И. Глинки - первые образцы русской музыкальной классики в оперном жанре. Героико-патриотический ракурс решения народно-исторического сюжета в «Жизни за царя». Принципы музыкальной драматургии. Уникальность «Руслана и Людмилы» как основы нового жанра - жанра эпической оперы-сказки на национально-русский историко-сказочный сюжет. Русская народно-песенная основа и черты ориентализма в музыке оперы. Творчество А.С. Даргомыжского в контексте ведущих тенденций общественной и литературно-художественной мысли своего времени. Проблема реализма в музыке: речевое начало как основа музыкальной интонации и воплощения в музыке жизненно правдивых характеров. Углубленный психологизм как основа реалистического метода А.С. Даргомыжского. Камерно-вокальные произведения: темы, образы, жанровые особенности, средства музыкальной выразительности. Опера «Русалка» - первая русская бытовая психологическая драма. Речитативная опера «Каменный гость», сочиненная на полный прозаический текст; реформаторская значимость в определении новых путей развития оперной школы, ведущих к достижениям М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича. Тема 1.12. Пути развития русской музыки во второй половине XIX века. Новая эпоха в истории государства, судьбе народа. Пора социальных ожиданий. Духовно-нравственные ориентиры русского музыкального общества. Отношение к вопросам профессионализма в исполнительском искусстве и композиторском творчестве. Основание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Новое поколение русских музыкантов. Идеалы народности, понимание национальной основы музыкального языка, стиля, творческого метода в воззрениях М.А. Балакирева, В.В. Стасова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Историческая роль наследия композиторов «могучей кучки» в отечественной и мировой музыкальной культуре. А.П. Бородин. Поиск национального идеала в «богатырском» прошлом русского народа. Эпически-былинное прочтение истории. Вторая симфония и опера «Князь Игорь» - вершины композиторского творчества. Черты ориентализма в русском искусстве и их кульминационное воплощение в музыке А.П. Бородина. М.П. Мусоргский - художник и мыслитель. Оперы М.П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина») и историческая концепция Н.И. Костомарова. Социальные противоречия современной жизни и периоды смут в российской истории, запечатленной М.П. Мусоргским. Понимание истории России как истории народа. Темы народной жизни в камерно-вокальных сочинениях М.П. Мусоргского и в поэзии Н.А. Некрасова, в мировоззрении и творчестве Ф.М. Достоевского, в современных течениях русской живописи. Жанры и темы творчества Н.А. Римского-Корсакова. Народный быт, обряды, поэтический фольклор, образный мир русской сказки - ведущая линия оперного наследия композитора. П.И. Чайковский. Его место в русской и мировой музыкальной культуре. Программность в симфоническом творчестве. Симфонии-драмы. Балеты П.И. Чайковского, их место в истории отечественной и мировой музыкальной культуры. «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» - вершины русской оперной лирики. Тема 1.13. Симфонизация балетного жанра в творчестве П Чайковского и А Глазунова. Характеристика балетного театра в России конца XIX века. Творчество М Петипа. Сотрудничество с Чайковским. Балеты Чайковского – шедевры балетного жанра. Усложнение драматургического замысла и симфонизация жанра балета в музыкальной партитуре Чайковского. Продолжение традиций Чайковского в балетном жанре в творчестве А. Глазунова. «Барышня-крестьянка», «Времена года», «Раймонда» Глазунова. Тема 1.14. Рубеж XIX-XX столетий в русской музыкальной культуре. Судьбы оперного жанра. Программный симфонизм и сонатно-симфонический цикл (С. Танеев, А, Глазунов). Мировая слава русского балета. Дягилевские сезоны русской музыки в Париже. Русская симфоническая миниатюра (А. Лядов). Традиции «кучкистов» и Чайковского в музыке эпохи «серебряного века». Русская фортепианная школа. С.В. Рахманинов: темы и жанры творчества. Фортепианная миниатюра и концерты для фортепиано с оркестром. Камерно-вокальная лирика (романсы). А.Н. Скрябин как культурно-историческое явление, его философская система. Новаторство музыкального языка. Симфонические и фортепианный произведения. И.Ф. Стравинский в истории русской и мировой музыки XX века.«Русский период» творчества (1908-нач.20-х гг.). Балеты «Жар-птица». «Петрушка», «Весна священная», хореографическая сцена «Свадебка». Древнейшие пласты фольклора как основа музыкального языка. Ритуально-обрядовые образы и традиции «театра-представления» в истоках музыкальной эстетики И.Ф. Стравинского. Его влияние на мировую культуру. Тема 1.15.Музыка в балетах И. Стравинского, С. Прокофьева. Дягилевские парижские сезоны. Влияние эстетики «мирискусников» на музыкально-театральные жанры в России. Реформа М. Фокина. Балеты Стравинского и молодого Прокофьева как отражение ведущих художественных тенденций рубежа XIX-XX столетий. Тема скифсива в «Весне священной», тема маленького человека и ярмарочной народной культуры в «Петрушке», русский фольклор в «Жар-птице» Стравинского. Тема 1.16. Отечественная музыка ХХ века. Русская музыка советского периода. Основные этапы развития и выдающиеся имена: Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, А.Г. Шнитке, С.М. Слонимский и др. Наследие С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича: темы творчества, ведущие жанры. Вторая половина ХХ века – традиционные методы творчества и радикальные поиски жанрового обновления. Тема 1.17. Музыка отечественного балета ХХ века. Эксперименты 1920-30-х годов в балетной музыке. Балеты Шостаковича как отражение экспериментов в советском хореографическом театре («Светлый ручей» и др.). Балеты Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Каменный цветок») – вершины большого сюжетного балета-драмы. Роль музыкальной драматургии в воплощении классических литературных сюжетов. Сотворчество Лопухова, Захарова, Григоровича, Лавровского с советскими композиторами при создании балетных спектаклей. Фольклорный «пласт» балетного музыкального творчества («Ярославна» Слонимского) Балеты Р. Щедрина. Значение отечественного балета в мировой художественной культуре. Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |