Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Важнейшие критерии, идеи и принципы отбора содержания и построения курса химии средней школы



2015-11-07 2901 Обсуждений (0)
Важнейшие критерии, идеи и принципы отбора содержания и построения курса химии средней школы 5.00 из 5.00 3 оценки




Лекция 3

СОДЕРЖАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ХИМИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

1. Место химии как учебного предмета в системе современного среднего образования. Государственный стандарт общего образования по химии

 

Государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Государственный стандарт общего образования обеспечивает:

1) равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;

2) единство образовательного пространства в Российской Федерации;

3) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

4) преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования,

5) возможность получения профессионального образования;

6) социальную защищенность обучающихся;

7) социальную и профессиональную защищенность педагогических работников;

8) права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки учебного плана, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) и выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

В примерных учебных планах выделяются 2 блока предметов федерального компонента - базовые общеобразовательные предметы и профильные общеобразовательные предметы. Кроме того, учебные планы включают предметы регионального компонента и элективные курсы по выбору школьников.

Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения – являются новым элементом учебного плана, на которые отводится от 8 до 12 недельных учебных часов на два года обучения.

В соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение химии в основной школе отводится 140 часов (8 класс - 70 ч., 9 класс – 70 ч.) В средней (полной) школе вводятся два уровня изучения химии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение химии выделяется 70 часов (по 1 ч. в неделю в 10 и 11 классах); на профильном уровне - 210 часов (по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах).

Изучение химии на базовом уровне предполагается в классах физико-математического, информационно-технологического, индустриально-технологического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.

Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, агротехнологического и других профилей.

В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебными планами предусматривается возможность включения химии (наряду с физикой и биологией) в состав курса «Естествознание», изучаемого по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах (курс пока не разработан).

Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на ее изучение путем предоставления возможности выбора элективных курсов по химии.

При большом числе учащихся, желающих изучать химию углубленно, школа имеет право добавлять на изучение химии к 3 недельным часам, предусмотренным для профильного уровня, еще 2 часа в неделю за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на элективные курсы. Содержание учебного материала, дополняющего программу по химии профильного уровня, не регламентируется. Ориентиром для учителей химии могут служить авторские программы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением химии, а также программы элективных курсов.

Федеральный компонент содержит три стандарта по химии: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Главная задача предпрофильных элективных курсов - выявление интересов учащихся, установление их возможностей учиться и наличия способностей на основе широкого набора краткосрочных курсов, которые позволят ученикам: составить представление о школьном предмете (науке) на основе личного опыта; получить понятие о характере трудовой и творческой деятельности взрослых специалистов-профессионалов; выявить или сформировать интерес к данной области знаний и деятельности людей;

- осознанно и без ошибок выбрать профиль обучения в 10-11 классах.

Элективные курсы на этой ступени обучения должны быть:

- вариативными (многовариантными);

- обладать избыточностью информации;

- краткосрочными (2 часа в неделю в течение 1-2 месяцев);

- оригинальными (не дублировать учебные предметы);

- обеспечены учебной литературой, материальной базой, реальными возможностями школы;

- методически выверенными (сочетание теории с практикой, связь с жизнью, соответствие дидактическим принципам, сочетание всех методов обучения, соответствие современным дидактическим концепциям и т.д.);

- эффективными в решении поставленных задач (см. выше);

- завершены определенными видами оценивания и отчетности.

На данной ступени обучения необходимо в рамках элективных курсов, либо отдельно, организовать проектную деятельность и создавать все условия для эффективного самоопределения учащихся и успешного перехода к старшей ступени обучения (чтобы учащиеся выбрали на старшей ступени именно этот профиль обучения).

На этапе профильного обучения происходит дифференциация содержания основных учебных предметов на базовые и профильные.

Система элективных курсов на этой ступени обучения должна (или может) обеспечить:

- поддержку изучения профильных предметов (углубление, расширение, напр., более полное изучение элементов данной группы или членов гомологического ряда);

- внутрипрофильную специализацию обучения («Химия в РСО-Алания», «Физико-химические методы исследования»);

- выход на профессию («Школа будущего учителя химии», «Агрохимия в школе», «Введение в фармацевтическую химию»);

- мировоззренческую направленность («Химия в центре естественных наук», «История химии»);

- воспитание социально адаптированной личности («Психология конфликта», «Этика и психология семейных отношений», «Я и окружающий мир»);

- подготовку школьника к ЕГЭ (для тех, кто изучает предмет на базовом уровне, но желает сдать по этому предмету единый госэкзамен;

- получение простейших специальностей («Делопроизводство», «Водитель»).

Во всех случаях на данной ступени обучения должны быть организованы учебные практики, работа над проектами, исследовательская деятельность, дополнительные занятия во второй половине дня.

Число предлагаемых школой элективных курсов должно быть больше, чем число курсов, которые должен посещать ученик обязательно.

 

Важнейшие критерии, идеи и принципы отбора содержания и построения курса химии средней школы

 

Содержание школьных учебных дисциплин определяется, в первую очередь, потребностью общества к уровню подготовки выпускников школ по данному предмету.

Любое образование всегда выполняет тот или иной социальный заказ общества. После отбора содержания методисты формируют построение курса в соответствии с общенаучными и дидактическими принципами.

Содержание каждого школьного предмета и, следовательно, химии должно включать:

1) систему научных, прежде всего химических, знаний;

2) систему умений и навыков (специальных, интеллектуальных, общеучебных);

3) описание опыта творческой и производственной деятельности, накопленной человечеством в области химии;

4) отображение положения химии в окружающей действительности;

5) возможности развития и воспитания учащихся на материале предмета.

 

Содержание и построение курса химии должно соответствовать определенным дидактическим принципам, критериям и идеям, которые взаимно дополняют друг друга.

 

Принцип научности - устанавливает отбор в учебную программу для изучения только тех теорий, законов, фактов, явлений и вопросов, которые научно доказаны и не вызывают сомнений. Кроме того, учащихся необходимо знакомить не только с готовыми выводами, но и с методами исследования.

Принцип доступности - определяет уровень и объем научной информации и перечень методов исследований данной науки так, чтобы ученики в силу возрастных особенностей и объема полученных раннее знаний, смогли бы усвоить весь материал учебника.

Принцип систематичности - предусматривает определенное построение содержания школьного курса, логику, последовательность изложения материала от известного - к неизвестному, от простого - к сложному.

Принцип системности - предполагает отражение в учебнике целостной системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д.

Принцип историзма - требует приведение в учебнике примеров развития науки и ее методологии, вклада ученых в те или иные открытия, роль этих открытий и т.д.

Принцип связи обучения с жизнью, с практикой требует включения в учебников примеров прикладного значения химии, что в значительной степени обеспечивает интерес учащихся к химии, то есть мотивацию учения.

Кроме этого и учебник, и все обучение химии должны соответствовать принципу безопасности и принципу здоровьесбережения.

В дополнение к указанным принципам сформулированы некоторые критерии отбора содержания учебного материала для школьных дисциплин (Ю. К. Бабанский).



2015-11-07 2901 Обсуждений (0)
Важнейшие критерии, идеи и принципы отбора содержания и построения курса химии средней школы 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Важнейшие критерии, идеи и принципы отбора содержания и построения курса химии средней школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2901)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)