Устное изложение. Беседа
ЛЕКЦИЯ 5 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Классификация методов обучения Под методами учебно-воспитательной работы в школе следует понимать пути и способы, посредством которых учитель передает учащимся научные знания, познавательные и трудовые умения и навыки, организует самостоятельную работу учащихся, включает их в общественно-практическую деятельность, осуществляет их развитие и воспитание, а ученики овладевают знаниями, умениями и навыками развивают познавательные, мыслительные и творческие способности, приобретают морально-нравственные и другие положительные качества личности. Реализуются методы обучения в процессе профессиональной деятельности учителя и познавательно-учебной деятельности учащегося. Методы обучения направлены на достижение поставленных целей обучения.
Для выбора надлежащего метода обучения необходимо рассмотреть различные классификации методов обучения.
Наиболее широкое распространение получило деление методов обучения: 1) по источникам познания: словесные, наглядные, практические методы;
2) по решению основных дидактических задач: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление и проверка знаний, умений, навыков;
3) по характеру познавательной деятельности при усвоении содержания образования: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический методы;
4) по сочетанию методов преподавания и учения: информационно-сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый методы.
Некоторые методисты выделяют также методы программированного, проблемного, исследовательского и алгоритмизированного обучения.
Рассмотрим вначале более подробно классификацию методов обучения по источникам познания (словесные, наглядные, практические). Группа словесных методов
Группа наглядных методов
Группа практических методов
Словесные методы изложения
Устное изложение. Беседа Впроцессе преподавания химии применяется монологическое и диалогическое устное изложение. К монологическим видам относятся кратковременное (до 20 мин.) и длительное изложение (до 45 мин.). Кратковременное изложение называют рассказом и объяснением, длительное - лекцией. К диалогическим (разговорным) видам изложения относятся эвристическая, обобщающая и контрольно-учетная беседы. Для всех видов бесед общим является то, что учитель ставит вопросы, а учащиеся на них дают ответы. В задачу эвристической беседы входит приобретение учащимися новых знаний при исследовательском подходе и максимальной активности учащихся; в задачу обобщающей беседы - систематизация и закрепление приобретенных знаний; в задачу контрольно-учетной беседы - контроль полноты, систематичности, правильности, осознанности, конкретности, действенности и прочности знаний, исправление обнаруженных недостатков, оценка и закрепление знаний. В VIII—IХ классах применяется главным образом комбинированное изложение, т. е. рассказ и объяснение учителя в сочетании с различными видами беседы.
Являясь самостоятельным методом сообщения и закрепления знаний, устное изложение вместе с тем сопутствует, объединяет и направляет все другие методы, применяемые в обучении. Правильно применяемое изложение обеспечивает такое усвоение учебного материала, при котором с каждым термином в сознании учащихся возникают конкретные образы и понятия, а с каждой формулировкой - суждения, отражающие реальные свойства, отношения и связи веществ и химических явлений
Чтобы достигнуть формирования представлений и понятий, не допуская вербализма, необходимо устное изложение строить на основе представлений, приобретенных путем чувственного созерцания веществ и химических реакций, т. е. представлений памяти. Представления памяти имеют решающее значение для образования путем устного изложения представлений воображения, поэтому необходимо: 1) всемерно расширять запас представлений памяти, применяя эксперимент и наблюдение в преподавании химии; 2) перед устным изложением выяснять, на какие представления памяти можно опереться при формировании представлений воображения, и если таких представлений памяти нет, то принимать меры к их созданию; 3) сознательно опираться на представления памяти при формировании представлений воображения, стимулируя учащихся воспроизводить образы веществ и явлений, воспринятых когда-либо чувственно, сравнивать их между собой, чтобы таким образом облегчить образование новых представлений из материалов, предшествовавших чувственных созерцаний.
Для того чтобы у учащихся возникли соответствующие представления памяти, учитель применяет следующие приемы: вспоминает ранее проделанный опыт, ставит вопросы, использует аналогии, рисунки, показывает ранее применявшиеся приборы и др.
Чтобы изложение было доходчивым, в его структуре должны быть следующие части: вступление, изложение, заключение. В задачу вступления входят постановка проблемы и цели предстоящего изложения, общественно-практическое и логическое обоснование необходимости изучения проблемы, возбуждение к ней интереса и внимания учащихся, сообщение им плана изучения проблемы. Проблема расчленяется на составляющие ее частные проблемы, которые выстраиваются в строго логическом порядке. Изложение материала по плану должно проводиться последовательно от одного пункта к другому, на которые делится общая проблема. Вначале каждый вопрос ставится учителем, чтобы привлечь к нему внимание; затем логично излагается материал по этому вопросу, и, наконец, производится проверка восприятия и осмысливания изложенного и закрепление его в памяти. В задачу заключения входит обобщение и систематизация изложенного материала, в том числе и практического. Начинать изложение с проблемы и заканчивать сообщением о способах ее решения - это правило следует соблюдать всегда, когда это возможно, чтобы связать преподавание с жизнью. Активность учащихся повышается, если изложение проводится проблемно, т. е. учитель ставит вопрос за вопросом и ищет ответы на них, привлекая материал из истории науки и производства, пользуясь наблюдениями учащихся, их прошлым опытом. Благодаря мимике, жестам, интонациям и другим средствам устная речь более выразительна и потому более доходчива, чем письменная. Выразительность и доходчивость устной речи изменяются в зависимости от ее техники. Речь учителя Речь должна быть немногословной, точной и содержательной. Учитель, старающийся говорить меньше, но заставляющий больше говорить учащихся, достигает при прочих равных условиях лучших результатов. Учащимся приятно слушать спокойную, плавную, немонотонную и негромкую речь. Крикливая и нервная речь возбуждает учащихся, приводит к нарушениям дисциплины. Слишком тихая речь, частично не доходящая до учащихся, вызывает ненужное напряжение слуха. В речи слова и окончания слов должны произноситься ясно, четко, а ударение в словах и логическое ударение в предложениях - правильно. Наиболее пригодным является умеренный темп речи (не слишком быстрый и не медленный). Трудные места излагаются несколько медленнее, легкие - несколько быстрее. Новые термины, определения, формулировки выделяются в речи изменением темпа, произнесением отдельных слов по слогам, интонацией, усилением ударения, более длительными паузами, повторениями. Этими же способами выделяются обобщения по каждому вопросу и переход к изложению новых вопросов плана. Необходимо научиться одновременно говорить и писать на доске заголовки, термины, формулы, уравнения реакций, обозначать стрелками нерастворимые вещества и т.д. Умеренное применение метафор, эпитетов, сравнений придает речи образность и привлекает к себе внимание учащихся Речь учителя должна быть точной и чистой, свободной от всяческих элементов «химического или уличного жаргона» и нарушений грамматики. Жесты и мимика являются важными средствами повышения выразительности речи, если они гармонируют с содержанием излагаемого материала, подчеркивают смысловое значение речи и применяются умеренно. Злоупотреблять мимикой и жестами не следует. Хождение учителя по кабинету во время изложения ослабляет впечатление, поэтому лучше всего вести изложение, стоя у доски или между столами учащихся и столом учителя так, чтобы видеть одновременно всех учеников. В то же время переход учителя с одного места на другое, совпадающий с переходом к новому вопросу, возбуждает внимание учащихся. Большое значение для усвоения знаний имеет правильная фиксация излагаемого материала учителем на доске или на экране и учащимися в тетрадях, так как фиксация материала поддерживает внимание и интерес, содействует дифференциации и уточнению восприятия, помогает осмыслению и закреплению материала в памяти учащихся. На классной доске (на экране) записывается название темы и план изложения материала урока. План записывается в виде перечня вопросов, на которые расчленяется тема изложения. Если доска большая, то после записи каждого вопроса плана оставляется столько места, чтобы впоследствии можно было вписать сюда относящиеся к данному вопросу новые термины, формулы, уравнения реакций, сделать необходимые рисунки. Если доска небольшая, то план записывается подряд в левой части доски, а затем по ходу урока постепенно записываются номера вопросов, и к ним даются все записи. В план включается не больше 4-6 вопросов, так как более дифференцированный план распыляет внимание, учащиеся затрудняются охватить план в целом. Возможен и третий вариант, когда план изложения материала записывается в виде пунктов по мере объяснения материала. При этом экономится время, но ученики в начале объяснения плохо представляют себе цели и задачи урока в полном объеме. Впрочем, если план объяснения унифицирован (объяснение идет по плану, уже известному ученикам), то третий вариант изложения материала и его фиксация на доске может считаться самым оптимальным. В процессе изложения на свободных местах, между записываемыми вопросами плана записываются цифры, химические формулы и уравнения, зарисовываются приборы. Все новые термины также обязательно записываются на доске, и при этом делается разъяснение их значения, происхождения и орфографического написания. Что касается цифр, то записываются, во-первых, те, которые надо запомнить, и, во-вторых, те, которые служат для иллюстрации изменения явления, хотя и не служат предметом запоминания. Рисунки сложных приборов, диаграммы и графики лучше всего подготавливать заранее, чтобы экономить время на уроке. Простые же приборы зарисовываются во время изложения. Следует соблюдать меру в записях на доске. Если размеры доски позволяют сделать все записи по всем вопросам плана после названия каждого вопроса, то к концу урока получается полный конспект изложения, облегчающий обобщение, систематизацию и закрепление материала в классе, последующее усвоение материала учебника дома. Буквы и химические знаки могут быть небольшой высоты (4—6 см), но широкие (0,3—0,5 см) и достаточно свободно расставленные в строках предложениях и химических уравнениях. Все, что учитель записывает и зарисовывает на доске, все остальные учащиеся должны записывать и зарисовывать в тетрадях. Записи в тетрадях периодически, проверяются и исправляются учителем. Ученик выходит отвечать к доске с тетрадью, которую вручает для просмотра учителю.
При наличии медиапроектора эффективна презентация материала, однако необходимо так составить ее, чтобы ученики могли записать в тетради и пункты плана, и соответствующие данные к каждому пункту. Однако, существенным недостатком мультимедийной презентации является то, что на экране в каждый момент отображен лишь один вопрос, в то время как на большой доске к концу урока создается запись всего изложения нового материала, по которой легко провести и обобщение, и закрепление пройденного за урок. Речь учащихся
Вцелях улучшения подготовки учащихся необходимо уделить большое внимание развитию речи учащихся. Речь учащихся должна быть адекватна мысли; лексически и синтаксически правильной, конкретной и логичной.
Важнейшими приемами развития речи учеников в процессе обучения химии являются описание изучаемых веществ и их превращений, формулирование связей и отношений между ними и законов, управляющих ими; монологическое изложение содержания понятий с приведением примеров (по определенному плану). Говоря о развитии речи учеников, нельзя забывать, что различают речь внешнюю и внутреннюю, устную и письменную, диалогическую и монологическую, продуктивную и рецептивную, подготовленную и неподготовленную. Каждый из этих видов речи имеет свои особенности. Необходимо развивать все виды речи.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |