Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Стили речи и стилистика. 4.1. Внимательно прочитайте группу слов




 

4.1. Внимательно прочитайте группу слов. Определите, к какому пласту современной лексики они относятся. Добавьте свои 5-6 примеров. Составьте 3-4 предложения с этими словосочетаниями.

Входящие/исходящие документы, надлежит исполнить, довожу до вашего сведения, план мероприятий, в соответствии с протоколом (расписанием), нижеподписавшиеся, вышеупомянутый, настоящий, надлежащий, должный, вышеуказанный, единовременное пособие, вышестоящие органы, установленный порядок, предварительное рассмотрение, оказать помощь, провести расследование, произвести ремонт, согласно приказу (распоряжению, расписанию).

A) Экзотизмы

Б) Профессионализмы

B) Клише, штампы, канцеляризмы Г) Архаизмы

 

4.2. Внимательно прочитайте отрывок. Спишите и надпишите над вашей строкой наденные вами слова: современные и устаревшие, риторические обороты, художественные тропы (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты и др.), стилистические фигуры речи. Определите главную тему отрывка и его принадлежность к одному из стилей русского языка.

Русь! Русь! Открыто-пустынно и ровно всѐ в тебе; - ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечѐт к тебе? Почему слышится и раздаѐтся немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и широте твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовѐт, и рыдает, и хватает за сердце? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? (Н.В. Гоголь).



A) Разговорный

Б) Художественный

B) Книжный Г) Научный

Д) Публицистический

 


 

 

4.3. Внимательно прочитайте текст. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Слово «зо…чий» сейчас извес…но далеко не…каждому для кого рус…кий язык родной. Произошло это название от старо(рус…кого) слова «здо» обозначавш…го особую глину из которой делали кирпич…. Зо…чими когда(то) называли на Руси камен…ых дел мастеров то есть строителей(камен…щиков). Слово «здо» давно вышло из употребления а слово «зо…чий» хотя и считает…ся устаревшим осталось в употреблении: зо…чими мы называем арх…текторов прошлых в…ков.

Определите, к какому стилю (подстилю) относится данный текст.

A) Научный

Б) Публицистический

B) Официально-деловой Г) Дипломатический

Д) Юридический

Е) Научно-популярный

 

4.4. Внимательно прочитайте определения. Подберите к ним соответствующие лингвистические термины.

1. изучает единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Также свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания

2. наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением

3. изучает систему знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи

4. изучает нормы и правила построения предложений и текстов, функциональные стили


речи


 

A) орфография Б) пунктуация

B) орфоэпия Г) стилистика


 

4.5. Прочитайте внимательно отрывок: «Устная речь создаѐтся в момент говорения, поэтому основным еѐ принципом является неподготовленность, импровизация. Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, поэтому у автора есть возможность обдумать, подготовить своѐ высказывание, сообщение, доклад, монографию». Определите и ответьте письменно: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли образные выражения; в) к какому стилю (подстилю) относится данный отрывок.

A) Учебно-научному Б) Публицистическому

B) Официально-деловому Г) Дипломатическому

Д) Юридическому

 

4.6. Прочитайте выражение «Счастливые часов не наблюдают». Определите, что это:

A) цитата Б) фраза

B) отрывок

Г) крылатое выражение

Д) фраза, ставшая крылатым выражением

Вспомните, кому принадлежат эти слова, в связи с чем были сказаны


 

 

4.7. Внимательно прочитайте приведѐнные слова: на основании вышеизложенного, прошу предоставить мне, по существу разбирательства, имею высшее образование, прошу рассмотреть моѐ заявление в первоочередном порядке, справка дана для предъявления, в соответствии с протоколом заседания. Определите, к какому стилю (подстилю) они относятся:

A) Официально-деловому Б) Дипломатическому

B) Художественному Г) Научному

Д) Административно-канцелярскому

 

4.8. Прочитайте внимательно отрывок: «Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает:

1) получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 2) получение информации на русском языке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях всех форм собственности; 3) получение информации на русском языке через общероссийские, региональные и муниципальные средства массовой информации. Данное положение не распространяется на средства массовой информации, учрежденные специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках». Определите: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли образные выражения; в) как называется документ, в котором записаны эти слова; г) к какому стилю относится данный отрывок.

A) Научному

Б) Публицистическому

B) Официально-деловому Г) Дипломатическому

Д) Юридическому

 

4.9. Образуйте словосочетания со связью управления. Заключѐнные в скобки зависимые слова поставьте в нужной падежной форме, где нужно, добавьте подходящий предлог. Обратите внимание на различное управление в приводимых попарно сочетаниях. Образец: Удивляться (талант юного музыканта) - удивляться таланту юного музыканта. Удивлѐн (гибкость акробата) - удивлѐн гибкостью акробата.

1. Различать (светлые и тѐмные тона) - отличать (светлая и тѐмная окраска).

2. Рассердиться (неуместная шутка) - рассержен (глупая выходка).

3. Уплатить (проезд в автобусе) – оплатить (стоимость проезда в автобусе).


 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (844)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7