Агапитова М.А.
2013-2014 учебный год.
Программа дисциплины «Режиссура эстрадных программ» составлена в соответствии с Государственными требованиями. Предъявленными к специальности «Социально-культурная деятельность» (специализация «Постановка театрализованных представлений») и ставит своей целью раскрытие творческого потенциала студента, будущего режиссера.
Структура данной дисциплины предусматривает три направления формирования будущего специалиста. Первое – режиссер эстрады. Второе – эстрадный артист-ведущий, конферансье, шоумен. Третье – организатор эстрадных шоу – программ. Полученные знания составят фундамент для самостоятельной профессиональной последующей творческой работы. Если этого не случиться, то у будущего работника учреждения культуры, режиссера массовых театрализованных представлений не будет достаточного теоретического, методического и практического багажа знаний для верной работы с режиссером или артистом эстрады, для самостоятельной работы над эстрадной формой как частью массового действия.
Данная дисциплина тесно связана с «Режиссурой театрализованных представлений», «Основами актерского мастерства», «Словесным действием», Сценической пластикой», «Сценарным мастерством и основами драматургии», т.к. на этих дисциплинах студенты получают практические навыки постановочной деятельности, сценического существования, умения обработки литературного материала и составления сценария.
Обучающий процесс представляет собой сочетание теоретических знаний и практических умений. Индивидуальные занятия помогают при подготовке собственного репертуара студента (как собственных номеров, так и полного конферанса в 3 семестре), а так же в практической постановочной работе над различными эстрадными формами (в 4 семестре).
Целью дисциплины «Режиссура эстрадных программ» является воспитание широкого эрудированного современного специалиста способного к постановочной деятельности в сфере современной эстрады, обладающего способностью к режиссуре эстрадного номера, представления, программы, а так же располагающего возможностью собственной исполнительской работы на эстраде в качестве конферансье или ведущего.
v Создание теоретической и практической базы, позволяющей ставить концертные программы, театрализованные мероприятия с элементами застолья, современные досуговые акции, масштабные и камерные.
v Овладение навыками ведения концертов, праздников, театрализованных выставок, вернисажей, демонстраций мод и т.д.
v Формирование комплекса режиссерских практических навыков, необходимых для постановки эстрадных программ.
Студент должен знать методику и практику формирования концертных блоков тематического концерта, владеть навыками составления монтажного листа, знать методику проведения репетиций, специфику режиссуры миниатюры, скетча, интермедии.
За время обучения у студентов должно сформироваться умение создать замысел одиночного и парного конферанса, умение создавать монологи, репризы и анонсы конферансье, умение проведения репетиции, самостоятельной постановки эстрадного номера – зримой песни, пародии или миниатюры.
Средства обучения: учебные пособия, конспекты теоретических и практических занятий, видеоматериалы, постановка при помощи педагога эстрадных номеров и программ, участие в эстрадных концертах.
Средства контроля: творческие показы, опросы, оценка участия в семинарских занятиях, участие в спектаклях и театрализованных представлениях в зависимости от раздела обучения. В финале изучения дисциплины проводится практический экзамен — показ-экзамен.
В каждом семестре студент должен представить собственные практические работы, продиктованные требованиями тематического плана.
В финале 4 семестра проводится зачет в форме практического концертного показа собственных концертных номеров. Курс заканчивается экзаменом — показом эстрадного концерта в 6 семестре.
Тема учебного занятия
| Количество
часов
| Сроки прохождения
(неделя)
| Тип урока,
форма проведения
| Организация самостоятельной деятельности
| Планирование результативности (виды контроля и обратной связи)
| Образовательный продукт
| Обеспечение учебного процесса (наглядность, дидактический раздаточный материал, учебная литература, ТСО)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 КУРС 3 СЕМЕСТР - 16 недель
|
РАЗДЕЛ 1. Эстрада – особая область искусства. Основные формы и жанры эстрадного искусства.
| | | | | | | |
1.1. Введение в режиссуру эстрады. Основные формы и жанры эстрадного искусства.
|
| 1 - 2
| Установо
чное занятие.
Лекция.
| Конснектирование.
Определение тем для самостоятельного изучения.
| Проверка конспектов
| Эстрада — как вид искусства. Сложность понятия жанр на эстраде. Специфические особенности эстрады как искуства.
| Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. СПб. АТИ, 2004.
Клитин С.Эстрада.Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987.
|
1.2 Творческий опыт советских и российских театров миниатюр.
|
| 3 - 4
| Лекция - беседа
Видео-
просмотр
| Конспектиро
вание. Доклады.
| Проверка конспектов.
Обсуждение и рецензирова -
ние докладов
| Р.Карцева, В.Ильченко. Своеобразие драматургии. Опыт В.Полякова и др. Режиссура скетча, интермедии, миниатюры.
| Уварова Е.Д. «Эстрадный театр: миниатюры,обозрения, мюзиклы». М., 1982.
Райкин А.И. «Воспоминания». М., 1998.
Видеоматериалы
|
1.3. Театры песни.
|
| 5 - 6
| Лекция.
Обсуждение.
Видео
просмотр.
| Конспектиро
вание.
Доклады-пре
зентации.
| Проверка конспектов.
Обсуждение и рецензирова -
ние докладов.
| Рождественские встречи А.Пугачевой. Теа-шоу В.Леонтьева и др. Театр песни Е.Камбуровой. Опыт спектакля «Зримая песня» Г.Товстоногова. Зримость – путь от иллюстрации к образности. Зонги в театре Б.Брехта. Спектакли песни М.Розовского.
| Петров А. «Песня. Эстрада России. ХХ век.» Лексикон.М.,
.2000
Мархасёв Л. «ХХ век в лёгком жанре» Изд. Композитор Спб, 2006
|
1.4. Театр пародии
|
| 7 - 8
| Лекция.
Обсуждение.
Видео
просмотр.
| Конспектиро
вание.
Доклады-пре
зентации.
Видеопрезентации
| Проверка конспектов.
Обсуждение и рецензирова -
ние докладов.
| Творческое наследие «Кривого зеркала». Пародия как самостоятельное творческое наследие. Политсатира И.Набатова. Пародия – гротеск в цирке. Опыт Карандаша (Н.Румянцев). Современные ансамбли пародистов. Художественные достижения петербургского театра БУФФ .
| Райкин А. «Воспомина
ния» СПб 1995.
Шароев И. «Многоликая эстрада» М., 1995.
Видео
материалы
|
1.5. Мюзик-холл и его эволюция в США, Европе, СССР, России.
|
| 9 — 10
| Лекция.
Просмотр видеоматериалов
| Конспектирование.
Творческие доклады видеопрезентации.
| Проверка конспектов. Обсуждение темы. Доклады-
выступле
ния.
| Американские традиции. Своеобразие построения программы. Хореография «герлз». Мюзик Холл в СССР. Творческтво К.Голейзовского. Петербургский Мюзик Холл и наследие И.Рахлина. Своеобразие петербургских традиций в Мюзик Холле. Программы Мюзик Холла в самодеятельности.
| Клитин С. «Эстрадные заведения» М., 2003.
|
1.6. Спектакли теа-джаза и эстрадных оркестров.
|
| 11 - 12
| Лекция.
Просмотр видеоматериалов.
Прослушивание аудиозаписей.
| Конспектирование.
Творческие доклады видеопрезентации.
| Проверка конспектов. Обсуждение темы. Доклады-
выступле
ния.
| Петербургский театр рок – оперы.Теа-джаз Л.Утесова. Особенности репертуара. Своеобразие режиссуры и актерской игры. Творческий опыт ансамблей «Самоцветы», «Цветы», «Песняры» и т.п. Рок – опера в Европе, СССР, России. Современная музыкально-театральная традиция в творчестве ансамблей «Любе», «Дюна» и др. П
| Утесов Л.О.
«С песней по жизни» М., 2003
Видео
материалы. Аудиозаписи.
|
1.7Эстрадно-цирковые и спортивные шоу.
|
| 13 - 14
| Лекция.
Обсуждение.
Видео
просмотр.
| Конспектирование.
Творческие доклады видеопрезентации.
| Проверка конспектов. Обсуждение темы. Доклады-
выступле
ния.
| Творчество М.Местечкина и А.Каштеляна. Традиции «цирков на сцене». Современные программы гимнастов и акробатов. Шоуспорстсменов – фигуристов. Включение в спортиыные программы элементов драмы, цирка, вокала.
| Розовский М. «Режиссер зрелища» М., 1973
Видео
материалы.
Гурвич З. «О жанрах советского цирка». М., 1977
|
1.8 Театры пантомимы и клоунады на эстраде.
|
| 15 - 16
| Лекция.
Обсуждение.
Видео
просмотр.
| Конспектирование.
Творческие доклады видеопрезентации.
| Проверка конспектов. Обсуждение темы. Доклады-
выступле
ния.
| Творческие направления М.Марсо и В.Полунина. Театр «Лицедеи» в Ленинграде. Опыт российских мимов С.Никитина, Агаджаняна и др. Пантомима в самодеятельности. Клоунада на эстраде. Традиционные и современные маски. Стилистика клоунесс.
| Дмитриев Ю.А. «Эстрада и цирк глазами влюбленного» М., 1967г.
Славский Р. «Искусство пантомимы» М., 1962
Макаров С. «Клоуны» . Энциклопедия. М., 1995
|
ВСЕГО ЗА СЕМЕСТР — 32 часа.
|
2 КУРС 4 СЕМЕСТР — 19 НЕДЕЛЬ
|
РАЗДЕЛ II. ЭСТРАДНЫЙ НОМЕР. ПРИЗНАКИ И ЖАНРЫ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА.
|
| |
| | | | |
2.1. Номер – основа эстрадного искусства. Основные признаки эстрадного номера.
|
|
| Лекция
| Конспектирование.
| Проверка конспектов. Опрос.
| Номер как единица эстрадного искусства. Основные признаки эстрадного номера. Отличие эстрадного номера от концертного.
| Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. СПб. АТИ, 2004.
Клитин С.Эстрада.Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987.
|
2.2. Жанры эстрадного номера. Многообразие эстрадных жанров. «Синтетический» эстрадный номер.
|
|
| Лекция.
| Конспектирование. Изучение спец. Литературы. Просмотр видеоматериалов.
| Проверка конспектов. Опрос.
| Жанровое многообразие. Определение понятия «эстрадный жанр». Эстрадный жанр — как специфика выразительных средств номера. Синтетический эстрадный номер. Синтез актёрского искусства и технологии выразительных средств эстрадного жанра.
| Богданов И. А. «Постановка эстрадного номера», Спб., 2004
|
2.3. Актёрское искусство и технология выразительных средств жанра. Выявление природы комического в эстрадном номере.
|
|
| Практи
ческое занятие
| Конспектирование. Изучение спец. Литературы. Замыел собственного эстрадного номера.
| Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по созданию замысла сабственного эстр. номера
| Специфика актёрского существования в эстрадном номере. Влияние выразительных средств на актёрское существование. Основные творческие методы для создания комического эффекта в номере.Комические маски и комические противопоставления. Комический трюк. Темпо-ритмическое построение номера.
| Богданов И. А. «Постановка эстрадного номера», Спб., 2004
|
2.4. Речевые жанры на эстраде. Реприза – неотъемлемое свойство разговорных жанров эстрады.
|
|
| Практи
ческое занятие
| Конспектирование. Изучение спец. литературы. Замыел собственного эстрадного номера в речевом жанре.
| Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по созданию замысла сабственного эстр. номера.
| Речевые жанры — определение понятия. Поиск образа и маски. Реприза — как вербальный компонент комического в эстрадном номере. Основные приёмы построения репизы.
| Богданов И. А. «Постановка эстрадного номера», Спб., 2004;
Ардов В. «Разговорные жанры на эстраде», М., 1968
|
2.5. Режиссёр – как создатель драматургии эстрадного номера.
|
|
| Практи
ческое занятие
| Конспектирование. Изучение спец. Литературы. Режиссёрская разработка собственного эстрадного номера
| Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по созданию замысла сабственного эстр. номера
| Специфика драматургии эстрадного номера. Индивидуальность артиста. Адаптированное использование литературного материала.Драматургическое обоснование трюка.Определение места для актёрской импровизации.
| Богданов И. А. «Постановка эстрадного номера», Спб., 2004;
Райкин А.
Васпомина
ния. СПб., 1995
|
РАЗДЕЛ III. ПОСТАНОВКА ЭСТРАДНОГО НОМЕРА
|
| |
| | | | |
3.1. Конферанс. Основные задачи, эволюция образа конферансье, требования к репертуару.
|
|
| Практи
ческое занятие
| Конспектирование. Изучение литературы. Просмотр видео. Создание репертуара.
| Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по репертуару конферансье
| Конферанс — как искусство импровизированного общения. Конферансье – импровизаторы начала 20 века. Традиции Н.Балиева, П.Алексеева, П.Муравского и других мастеров. Одиночный конферансье. Своеобразие работы конферансье в СССР в 30-70-х годах. Анализ работы современных конферансье России. Импровизация на эстраде – Я.Арлазорова, К.Новикова и др. Опыт петербургского конферансье Н.Поздеева. Требования к репертуару.
| Ардов В.Е. «Разговорные жанры эстрады и цирка» М., 1967
Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004
|
3.2. Парный конферанс. Образы конферансье. Маски. Имидж. Введение зрителей в действие и выведение из него.
|
|
| Практическое занятие
| Конспектирование. Изучение литературы. Просмотр видео. Создание репертуара.
| Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по репертуару конферансье
| Образы конферансье. Контрастность. Творческий опыт Л.Мирова и М.Рудакова и В.Нечаева. использование масок в конферансье. Имидж конферансье. Включение зрителей в действие и выключение из него.
| Ардов В.Е. «Разговорные жанры эстрады и цирка» М., 1967
Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004
|
3.3. Особенности постановки эстрадного фельетона, монолога, скетча, эстрадных куплетов.
|
|
| Практическое занятие
| Подбор литературного материала для создания эстрадного номера. Драматургический и режиссёрский разбор. Работа над образом.
| Рекомендации по созданию эстрадного номера в речевом жанре.
| Речевые жанры на эстраде. Отличительные признаки фельетона, монолога, скетча, эстрадных куплетов. Мера перевоплощения в эстрадном монологе. Эстрадный образ.
| Ардов В.Е. «Разговорные жанры эстрады и цирка» М., 1967
Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004
|
3.4. Режиссёрская разработка эстрадной песни.
|
|
| Практическое занятие
| Изучение литературы. Просмотр видеомаиериалов. Прослушивание аудиозаписей. Создание номера в вокальном жанре.
| Рекомендации по созданию эстрадного номера в речевом жанре.
| Эстрадное пение как комплекс выразительных средств. Эстрадный образ певца. Театрализация эстрадной песни. Способ существования эстрадного певца.
| Шульженко К., Счастье петь для России., СЭЦ, 1975;
Смирнов Н. Песня на эстраде. РСЭ, М., 1981.
|
3.5. Танец на эстраде.
|
|
| Практическое занятие
| Изучение литературы. Подготовка сообщения. Просмотр видеомаиериалов.
| Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации.
| Специфика танцевального номера. Выступление солистов, дуэтов, ансамблей.
| Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004.
Видеоматериалы
|
3.6. Пародия на эстраде.
|
|
| Практическое занятие
| Изучение литературы. Подготовка сообщения. Просмотр видеоматериалов.
| Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации.
| Виды пародий на эстраде.Театрализация, как неотъемлемая часть пародии. Отношение пародиста к объекту пародии. Узнаваемость оригинала пародии. Приём преувеличения.
| Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004
Видеоматериалы
|
3.7. Эстрадный номер на основе пантомимы.
|
|
| Практическое занятие.
| Изучение литературы. Подготовка сообщения. Просмотр видеоматериалов. Замысел эстрадного номера.
| Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации.
| Своеобразие пластики в пантомиме, образно-символический язык движений. Игра с воображаемым предметом, с воображаемым партнёром. Система построений пантомимических движений.Условность искуства пантомимы.
| Славский Р. Искусство пантомимы, М., 1962;
Рутберг И. «Пантомима. Опыты в аллегории», 1975
|
3.8.Эстрадно-цирковой номер, клоунада.
|
|
| Практическое занятие
| Изучение литературы. Подготовка сообщения. Просмотр видеоматериалов. Замысел эстрадного номера.
| Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации
| Выразительные средства. Понятие трюк. Особенности актёрского существования. Клоунская маска.Художественные приёмы клоунады.Костюм и грим.
| Макаров С. Клоунада мирового цирка, М., 2001
|
РАЗДЕЛ IV.
РАЗВИТИЕ ЭСТРАДНЫХ ТЕАТРОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗАСТОЛЬЯ.
|
|
|
|
|
|
| |
4.1. Кабаре, особенности организации кабаре во Франции, Германии, России.
Специфика эстрадных номеров кабаре.
|
|
| Лекция
| Конспектирование. Изучение материала. Подготовка сообщения и презентации
| Опрос. Оценка выступления.
Рекомендации.
| Особенности концертного действия во французских кабаре 19 века. Опыт Мулен Руж и других кабаре. Своеобразие декоративно-художественного оформления. Работы Тулуз Лотрека и Дега. Кабаре в политической борьбе. «Красные кабаре» в Германии. Творчество Б.Брехта и артистов театра «Берлинер ансамбль» в немецких кабаре в борьбе с фашизмом. Кабаре в России. Творческая связь «Летучей мыши» и МХАТа. Кабаре в Петербурге.
| Тихвинский Л.И. «Кабаре и театры миниатюр в России» 1908 – 1917гг. М., 1995.
Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон. Энциклопедический словарь под ред. Е. Уваровой. М.2000.
|
4.2. Традиции «Голубых огоньков» в СССР и России
|
|
| Лекция
| Конспектирование. Изучение материала. Подготовка сообщения и презентации
| Опрос. Оценка выступления.
Рекомендации.
| Телевизионные версии. Развитие «огоньков» в праздничных мероприятиях производственных коллективов. Специфика организации художественных выступлений. Музыкально – танцевальные антракты. Игровая программа. Опыт современных приемов и торжеств для жителей Ленинградской области, проводящихся в
| Розовский М. «Режиссер зрелища». М., 1973.
|
Всего за семестр — 30 часов
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
|
1. Подготовка репертуара для одиночного или парного конферансов
|
|
| Индивидуальные занятия
| Разработка репертуара.
Постановка.
Показ на зрителя.
| Творческие рекомендации. Помощь в подборе репертуара.
Индивидуальные репетиции.
| | |
2. Создание замысла и постановка эстрадного номера
|
|
| Индивидуальные занятия
| Разработка репертуара.
Постановка.
Показ на зрителя.
| Творческие рекомендации. Помощь в подборе репертуара.
Индивидуальные репетиции.
| | |
ВСЕГО ЗА СЕМЕСТР — 8 индивидуальных
|
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
-Семинары
- Рефераты
- Доклады и сообщения
- Видеопрезентиции
- Показы практических работ
|
СЕМЕСТР ЗАКАНЧИВАЕТСЯ - ПИСЬМЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТОЙ ПО ТЕОРИИ РЕЖИССУРЫ ЭСТРАДЫ
- ПРАКТИЧЕСКИМ ПОКАЗОМ ЭСТРАДНЫХ НОМЕРОВ
|