Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками
1 г. 4 мес.
1 г. 9 мес.
Ходит, придерживаясь за предметы мебели
1 г. 5 мес.
1 г. 6 мес.
Встает без помощи взрослого
1 г. 5 мес.
1 г. 7 мес.
Бьет по мячу в положении стоя, не держась
1 г. 5 мес.
1 г. 10 мес.
Ходит, смотря под ноги
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Наклонившись, легко поднимает предмет с пола
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Самостоятельно стоит и ходит, падает редко
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Толкает коляску
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Быстро бежит на негнущихся ножках
1 г. 6 мес.
1 г. 9 мес.
Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой
1 г. 6 мес.
1 г. 11 мес.
Идет три шага на носочках, не держась
1 г. 7 мес.
2 г.
Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой
1 г. 8 мес.
2 г. 2 мес.
Во время игры садится на корточки
1 г. 9 мес.
1 г. 10 мес.
Пытается бегать, сгибая ноги
1 г. 9 мес.
1 г. 11 мес.
Пинает большой мяч после демонстрации
от 1 г. 9 мес.
до 2 лет.
Идет пять шагов на носочках, не держась
1 г. 9 мес.
2 г. 3 мес.
Пытается остановить катящийся к нему мяч
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Бьет ногой по мячу
1 г. 10 мес.
2 г.
Подпрыгивает один раз на месте, не падая
1 г. 10 мес.
2 г. 4 мес.
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила
1 г. 11 мес.
2 г.
Ходит, может остановиться и повернуться
1 г. 11 мес.
2 г.
Прыгает вперед, не падая
1 г. 11 мес.
2 г. 6 мес.
Мелкая моторика
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие
1 г.
1 г. 1 мес.
Трясет предмет
1 г.
1 г. 1 мес.
Исследует предметы
1 г.
1 г. 1 мес.
Хватает предмет и отпускает его
1 г.
1 г. 1 мес.
Перелистывает страницы у картонной книжки
1 г.
1 г. 2 мес.
Вкладывает палочку в отверстие
1 г.
1 г. 2 мес.
Перекладывает предмет из одной руки в другую
1 г.
1 г. 2 мес.
Держит карандаш так, что им можно чертить на бумаге
1 г.
1 г. 3 мес.
Хватает предмет большим и указательным пальцами
1 г.
1 г. 3 мес.
Берет сразу два предмета со стола
1 г.
1 г. 3 мес.
Высвобождает кубик, завернутый в бумагу
1 г.
1 г. 3 мес.
Рисует точки или короткие штришки на бумаге
1 г.
1 г. 3 мес.
Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны
1 г.
1 г. 4 мес.
Схватывает 2 кубика в одну руку
1 г. 0,5 мес.
1 г. 2 мес.
Оставляет «следы» карандашом или мелом
1 г. 1 мес.
1 г. 4 мес.
Рисует штришки во все стороны
1 г. 1 мес.
1 г. 5 мес.
Пытается переворачивать одновременно 2-3 страницы в книге
1 г. 2 мес.
1 г. 6 мес.
Начинает имитировать линию
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Помогает переворачивать страницы
от 1 г. 3 мес.
до 1 г. 6 мес.
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения
1 г. 3 мес.
1 г. 6 мес.
Рисует каракули, росчерки
1 г. 4 мес.
1 г. 6 мес.
Спонтанно скребет карандашом
от 1 г. 6 мес.
до 3 лет
Подражая, проводит линию
от 1 г. 6 мес.
до 2 лет
Распаковывает предмет
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Бросает предметы
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Указывает при помощи указательного пальца
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Стучит двумя предметами друг о друга
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Разрывает бумагу
1 г. 6 мес.
1 г. 9 мес.
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие
1 г. 6 мес.
1 г. 9 мес.
Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см
1 г. 6 мес.
1 г. 11 мес.
Переворачивает по одной странице
1 г. 8 мес.
1 г. 10 мес.
Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5-0,6 см
1 г. 8 мес.
2 г.
Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон
1 г. 9 мес.
2 г. 3 мес.
Схватывает движущийся предмет (например, мяч)
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Переливает жидкость из одной емкости в другую
1 г. 10 мес.
2 г.
Крутит ручку музыкальной шкатулки
1 г. 10 мес.
2 г. 4 мес.
Разворачивает конфету
1 г. 11 мес.
2 г.
Может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий
1 г. 11 мес.
2 г. 3 мес.
Нанизывает на шнур шарик-бусину
1 г. 11 мес.
2 г. 6 мес.
Зрительное восприятие
Рассматривает свои руки
1 г.
1 г. 1 мес.
Узнает свою бутылочку
1 г.
1 г. 2 мес.
Трогает руками собственное отражение в зеркале
1 г.
1 г. 3 мес.
Следит взглядом за упавшим предметом
1 г.
1 г. 3 мес.
Наблюдает за движущимся человеком
1 г.
1 г. 3 мес.
Находит накрытый предмет
1 г.
1 г. 4 мес.
Показывает отдельные предметы в быту
1 г.
1 г. 5 мес.
Ориентируется в двухконтрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см
1 г. 1 мес.
1 г. 3 мес.
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии
1 г. 2 мес.
1 г. 3 мес.
Обходит высокие препятствия при ходьбе
1 г. 2 мес.
1 г. 4 мес.
Подражает увиденным действиям взрослого
1 г. 2 мес.
1 г. 4 мес.
Узнает несколько простых картинок (около 5)
1 г. 3 мес.
1 г. 5 мес.
Избегает препятствий на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки)
1 г. 5 мес.
1 г. 7 мес.
Следит взглядом за катящимся мячиком
1 г. 5 мес.
1 г. 7 мес.
Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб)
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Узнает родителей, братьев и сестер, даже издалека
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Наблюдает за своим отражением в зеркале
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Охотно рассматривает яркие картинки
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см
1 г. 7 мес.
1 г. 9 мес.
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки
1 г. 8 мес.
1 г. 10 мес.
Дифференцирует количество предметов
1 г. 8 мес.
1 г. 11 мес.
Подбирает парные игрушки и картинки
1 г. 9 мес.
1 г. 11 мес.
Узнает свои вещи, одежду
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Подбирает предмет к его рисунку
1 г. 11 мес.
2 г. 1 мес.
Слуховое восприятие
Понимает смысл сказанного
1 г.
1 г. 1 мес.
Поворачивает голову в сторону, откуда доносится звук
1 г.
1 г. 1 мес.
Реагирует на строгий тон
1 г.
1 г. 1 мес.
Поворачивает голову, услышав шепот
1 г.
1 г. 1 мес.
Прислушивается к шагам
1 г.
1 г. 1 мес.
Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном
1 г.
1 г. 1 мес.
Пытается воспроизвести серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, подражает звукам
1 г.
1 г. 2 мес.
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых
1 г. 2 мес.
1 г. 4 мес.
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов)
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет слова в знакомые стихи
1 г. 5 мес.
1 г. 6 мес.
Любит играть со взрослым в «голоса животных» (например: «как коровка мычит?» - «му-у-у»)
1 г. 5 мес.
1 г. 7 мес.
Реагирует на произнесение своего имени
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Реагирует на просьбу «Иди ко мне!»
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Движение губами при слове «ам-ам»
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Смотрит в сторону называемого человека
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Понимает смысл просьбы «Открой рот!»
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук
1 г. 8 мес.
1 г. 10 мес.
Импрессивная речь
Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне»
1 г.
1 г. 2 мес.
Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл
1 г. 3 мес.
Выполняет много команд по просьбе
1 г.
1 г. 4 мес.
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (на слова «покатай машину» - берет и катает машину)
1 г.
1 г. 3 мес.
В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку
1 г.
1 г. 4 мес.
Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела
1 г. 1 мес.
1 г. 5 мес.
Понимает слово «открыть» и открывает банку
1 г. 1 мес.
1 г. 6 мес.
Из 2-3-х знакомых предметов смотрит на тот, который назвали
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Из 2-3-х знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Показывает несколько частей тела
1 г. 3 мес.
1 г. 5 мес.
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, «причесывает», «качает» или «кормит» куклу и т. д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят
1 г. 3 мес.
1 г. 5 мес.
Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы)
1 г. 3 мес.
1 г. 8 мес.
Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол»
1 г. 3 мес.
1 г. 9 мес.
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий)
1 г. 5 мес.
1 г. 7 мес.
Показывает все части тела
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Понимает простейшие вопросы и просьбы: «где твоя шапка?», «открой дверь» и т.п.
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых
1 г. 7 мес.
1 г. 9 мес.
Показывает все объекты в быту
1 г. 8 мес.
1 г. 10 мес.
Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их
1 г. 8 мес.
2 г. 3 мес.
Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух)
1 г. 9 мес.
2 г. 4 мес.
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка
1 г. 10 мес.
2 г.
Понимает 100 слов и более
1 г. 10 мес.
2 г.
Показывает или смотрит на свою руку
1 г. 10 мес.
2 г. 5 мес.
Выполняет три-четыре простых инструкции
1 г. 11 мес.
2 г.
Может выслушать короткую сказку
1 г. 11 мес.
2 г.
Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет
1 г. 11 мес.
2 г. 7 мес.
Экспрессивная речь
Первый этап развития речи – формирование предпосылок речи и начало речевого развития
1 г.
2 г.
Преобладает лепет, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы)
от 1 г.
до 1 г. 3 мес.
Говорит около 5-6 слов (мама, дада)
1 г.
1 г. 3 мес.
Выражает эмоции звуками
1 г.
1 г. 3 мес.
Пытается воспроизвести серию речевых звуков с определенной интонацией и ритмом
1 г.
1 г. 4 мес.
Выплевывает еду кончиком языка
1 г.
1 г. 4 мес.
Тщательно облизывает ложку
1 г.
1 г. 4 мес.
Словарь: 3-4 слова (кроме мама, папа)
1 г. 0,5 мес.
1 г. 1 мес.
Произнесение звуков: начинающийся жаргон
от 1 г. 0,5 мес.
до 1 г. 3 мес.
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п.
1 г. 1 мес.
1 г. 3 мес.
Напевает вместе с кем-либо детские песенки
1 г. 1 мес.
1 г. 6 мес.
Соотносит слоги с определенным предметом
1 г. 2 мес.
1 г. 3 мес.
Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: «киса»
1 г. 2 мес.
1 г. 7 мес.
Увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет
от 1 г. 3 мес.
до 1 г. 6 мес.
В словаре 5-10 слов, включая имена
от 1 г. 3 мес.
до 1 г. 6 мес.
Называет знакомый предмет в ответ на вопрос
1 г. 3 мес.
1 г. 9 мес.
Словами облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
1 г. 4 мес.
1 г. 6 мес.
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)
1 г. 4 мес.
1 г. 9 мес.
«Говорит на своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации
1 г. 5 мес.
1 г. 6 мес.
Повторяет за взрослым одно или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя» и т.п.
1 г. 5 мес.
1 г. 6 мес.
Говорит около 15 слов (в основном названия)
1 г. 5 мес.
1 г. 6 мес.
Повторяет за взрослыми свое имя
1 г. 5 мес.
1 г. 6 мес.
Повторяет знакомое слово
1 г. 5 мес.
1 г. 11 мес.
Подражает звуками 2-3 животным
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Издает звуки, выражая желания
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Прожевывает твердую пищу
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися»
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Называет себя по имени
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Использует местоимения (я, ты, мое и т.п.)
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Увеличивается количество слов, произносимых правильно: может сказать не «ав-ав», а «собачка»
от 1 г. 6 мес.
до 1 г. 9 мес.
Произнесение слов еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди
от 1 г. 6 мес.
до 1 г. 9 мес.
В словаре 30-40 слов, включая имена
от 1 г. 6 мес.
до 1 г. 9 мес.
Возникновение фразовой речи (у девочек)
1 г. 6 мес.
2 г.
Может вербально отклонить просьбы
1 г. 6 мес.
2 г. 1 мес.
Появляются двухсловные предложения – «телеграфная речь»
1 г. 7 мес.
1 г. 8 мес.
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями
1 г. 7 мес.
1 г. 9 мес.
Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: «папа машина»
1 г. 7 мес.
2 г. 2 мес.
Называет восемь из двенадцати предметов на знакомых картинках
1 г. 8 мес.
2 г. 4 мес.
Словарный запас – 50 слов
1 г. 9 мес.
1 г. 11 мес.
Спонтанно комбинирует 2-3 слова
от 1 г. 9 мес.
до 2 лет
Использует свое имя, когда говорит о себе
1 г. 10 мес.
2 г. 7 мес.
Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «мама Катя»
1 г. 11 мес.
2 г. 1 мес.
Возникновение фразовой речи (у мальчиков)
1 г. 11 мес.
2 г. 1 мес.
В словаре – 300-400 слов
1 г. 11 мес.
2 г. 3 мес.
Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: «папа машина ехать»
1 г. 11 мес.
2 г. 8 мес.
Интеллект
Узнает значение слов, коротких фраз
1 г.
1 г. 1 мес.
Выполняет простые команды (указания, просьбы, задания)
1 г.
1 г. 1 мес.
Чертит вслед за взрослым штрихи или вертит в подражание погремушкой
1 г.
1 г. 1 мес.
Различает несколько предметов по названиям
1 г.
1 г. 1 мес.
Знает, что нужно потянуть за веревочку, чтобы придвинуть кольцо, привязанное к ней
1 г.
1 г. 1 мес.
Ищет спрятанную игрушку
1 г.
1 г. 1 мес.
Задерживает по требованию выполнение действия
1 г.
1 г. 1 мес.
Рисование: подражая, энергично скребет
от 1 г. 0,5 мес.
до 1 г. 6 мес.
Повторяет номер, вызвавший смех
1 г. 1 мес.
1 г. 2 мес.
Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением
1 г. 2 мес.
1 г. 4 мес.
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах
1 г. 2 мес.
1 г. 4 мес.
Соединяет предметы (стержень-кольцо, колпачок-ручка и т.п.)
1 г. 2 мес.
1 г. 4 мес.
Находит предмет под одним из двух стаканчиков
1 г. 2 мес.
1 г. 7 мес.
Показывает 3-5 частей тела на себе
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Проявляет интерес к книге
1 г. 3 мес.
1 г. 5 мес.
Переворачивает бутылку чтобы достать предмет
1 г. 3 мес.
1 г. 8 мес.
Складывает кубики в коробочку (6-8 штук)
1 г. 4 мес.
1 г. 5 мес.
Тянет в рот только съедобное, отличает съедобное от несъедобного
1 г. 4 мес.
1 г. 5 мес.
Использует названия знакомых предметов
1 г. 4 мес.
1 г. 6 мес.
Находит или приносит знакомые предметы
1 г. 5 мес.
1 г. 6 мес.
Узнает простые картинки в книге
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Появляются вопросы: «А это?», «Какая?»
1 г. 6 мес.
1 г. 9 мес.
Может выполнить поручение из 1 действия
1 г. 7 мес.
1 г. 8 мес.
Легко повторяет увиденные жесты
1 г. 7 мес.
1 г. 8 мес.
Убирает предметы на свои места
1 г. 10 мес.
2 г.
Различает «один» и «много»
1 г. 11 мес.
2 г.
Различает «большой» и «маленький»
1 г. 11 мес.
2 г. 1 мес.
Называет правильно от двух до пяти простых предметов, выложенных перед ним
1 г. 11 мес.
2 г. 1 мес.
Правильно указывает на пять картинок из нескольких, нарисованных в книжке после показа и называния взрослым (выполняет просьбу: «покажи собачку» и т.д.)
1 г. 11 мес.
2 г. 1 мес.
Правильно называет три-четыре картинки из двадцати (отвечает на вопрос: «что это?»)
1 г. 11 мес.
2 г. 1 мес.
Память
Может запомнить и повторить примерно три действия подряд
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Может запомнить и повторить примерно четыре действия подряд
1 г. 11 мес.
2 г. 1 мес.
Конструирование
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку
1 г.
1 г. 2 мес.
Снимает кольца с пирамидки
1 г.
1 г. 2 мес.
Надевает два кольца на пирамидку
1 г. 1 мес.
1 г. 5 мес.
Ставит кубик на кубик
1 г. 2 мес.
1 г. 3 мес.
Пытается нанизывать кольца пирамидки
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Строит башню из 2 кубиков, держит два кубика в одной руке
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Строит башню из 3-4 кубиков
1 г. 5 мес.
1 г. 6 мес.
Собирает пирамидку без учета размера колец
от 1 г. 6 мес.
до 1 г. 8 мес.
Воспроизводит несложные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»
1 г. 7 мес.
1 г. 9 мес.
Правильно нанизывает два кольца на пирамидку, но затрудняется, если видит больше двух объектов
от 1 г. 8 мес.
до 2 л.
Строит простые сооружения из кубиков
1 г. 9 мес.
2 г.
Самостоятельно строит башню из 5-6 кубиков
от 1 г. 9 мес.
до 1 г. 11 мес.
Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см)
1 г. 10 мес.
2 г. 4 мес.
Самостоятельно строит башню из 8 кубиков, а после показа – строит поезд без трубы
1 г. 11 мес.
2 г. 2 мес.
Правильно размещает на доске Сегена (доска с отверстиями для геометрических фигур) все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)
1 г. 11 мес.
2 г. 1 мес.
Эмоции, коммуникация, поведение
Использует два и более жеста: «до свидания», «ладушки», «большой» и т.п.
1 г.
1 г. 2 мес.
Оставленный без присмотра, ходит по комнате
1 г.
1 г. 2 мес.
По просьбе обнимает родителей
1 г.
1 г. 2 мес.
Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию
1 г. 0,5 мес.
1 г. 4,5 мес.
Использует указательный жест
1 г. 1 мес.
1 г. 3 мес.
Помогает убирать игрушки
1 г. 1 мес.
1 г. 5 мес.
Смеется, когда взрослые начинают вести себя как маленькие или делать другие, не свойственные им поступки
1 г. 2 мес.
1 г. 3 мес.
Появляется сопереживание, утешение
1 г. 2 мес.
1 г. 3 мес.
Обращает внимание на плачущего
1 г. 2 мес.
1 г. 3 мес.
Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали
1 г. 2,5 мес.
1 г. 7 мес.
Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Показывает или предлагает игрушки
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие
1 г. 3 мес.
1 г. 5 мес.
Зовет кого-нибудь, чтобы помогли
1 г. 3 мес.
1 г. 5 мес.
Приветствует знакомых людей
1 г. 3 мес.
1 г. 5 мес.
При общении говорит «та-та» или эквивалент
1 г. 3 мес.
1 г. 5 мес.
Ведет себя скромно при посторонних
1 г. 3 мес.
1 г. 6 мес.
Выполняет простые поручения по дому
1 г. 3 мес.
1 г. 8 мес.
Указывает, называет свои желания
от 1 г. 3 мес.
до 1 г. 9 мес.
Использует «да» (слово, звук, жест)
1 г. 4 мес.
1 г. 5 мес.
Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут)
1 г. 4 мес.
1 г. 9 мес.
Выражает положительные эмоции
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Использует знак «нет» - качает головой
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Любимое слово «Нет»
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Показывает пальчиком на знакомые предметы
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Помогает в простейших работах (по инструкции)
1 г. 7 мес.
1 г. 9 мес.
Начинает плакать, чтобы добиться своего
1 г. 7 мес.
1 г. 9 мес.
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами
1 г. 8 мес.
1 г. 10 мес.
Пробует утешить, если кто-то печален
1 г. 8 мес.
2 г. 3 мес.
Повторяет 2 и больше конечных слова фразы взрослого
от 1 г. 9 мес.
до 2 лет
Тащит взрослого за собой, чтобы показать что-либо
от 1 г. 9 мес.
до 2 лет
Просит пить, есть, просится в туалет
от 1 г. 9 мес.
до 2 лет
Знает, чего нельзя делать, но пытается «спровоцировать» взрослых на запрет
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Активно пользуется жестами
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Использует более 10 жестов
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Острая реакция на отсутствие матери
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Вербально выражает чувства
1 г. 11 мес.
2 г. 7 мес.
Самообслуживание
При одевании пробует помочь собственными движениями
1 г.
1 г. 1,5 мес.
Не обливается, когда ест
1 г.
1 г. 1 мес.
Сам снимает расстегнутые туфли
1 г.
1 г. 3 мес.
Самостоятельно ест, берет пищу пальцами и помещает в рот, откусывает печенье
1 г.
1 г. 2 мес.
Сам держит стакан, чашку при питье
1 г.
1 г. 4 мес.
Контролирует физиологические отправления и сообщает беспокойством или голосом
1 г.
1 г. 8 мес.
С помощью подносит ложку ко рту
от 1 г. 1 мес.
до 1 г. 2 мес.
Самостоятельно подносит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается)
1 г. 2 мес.
1 г. 6 мес.
Жует пищу
1 г. 2 мес.
1 г. 3 мес.
Стягивает с себя носки
1 г. 2 мес.
1 г. 4 мес.
Активно участвует в мытье и вытирании рук
1 г. 2 мес.
1 г. 4 мес.
Обращает внимание на грязные руки
1 г. 2 мес.
1 г. 6 мес.
Иногда ест вилкой
1 г. 2 мес.
1 г. 7 мес.
Дает знать взрослому, что хочет в туалет доступными ему средствами (не словами)
1 г. 2 мес.
2 г.
Пьет из чашки, не проливая
1 г. 2 мес.
1 г. 8 мес.
Может вынуть таблетку из бутылочки
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Снимает ботинки
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Туалет: контролируется дефекация
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Туалет: частичная регуляция
от 1 г. 3 мес.
до 2 лет
Туалет: показывает мокрые штанишки
от 1 г. 3 мес.
до 1 г. 6 мес.
Не пользуется бутылочкой при кормлении
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Не хватает тарелку при кормлении
1 г. 3 мес.
1 г. 4 мес.
Трет руки под струей воды
1 г. 3 мес.
1 г. 9 мес.
Моет руки с небольшой помощью
1 г. 4 мес.
1 г. 5 мес.
Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может)
1 г. 4 мес.
1 г. 10 мес.
Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины
1 г. 5 мес.
1 г. 6 мес.
Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро
1 г. 5 мес.
1 г. 11 мес.
Перемешивает чайной ложкой в наполненной на ¾ чашке, не проливает при этом жидкость через край
1 г. 5 мес.
1 г. 11 мес.
Самостоятельно пьет из чашки
1 г. 5 мес.
1 г. 7 мес.
Зачерпывает пищу ложкой
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Ест самостоятельно густую пищу ложкой
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Снимает и надевает шапку
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Умеет держать ложку и чашку
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Больше не нуждается в детской коляске
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Снимает варежки, носки
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Отдает пустую тарелку после еды
1 г. 6 мес.
1 г. 7 мес.
Полностью прожевывает пищу
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Имитирует работу по дому
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Днём, часто и ночью контролирует опорожнение кишечника и мочевого пузыря
1 г. 6 мес.
1 г. 9 мес.
Позволяет, чтобы ему почистили зубы
1 г. 6 мес.
2 г.
Снимает штанишки перед тем, как сесть на горшок
1 г. 6 мес.
2 г.
Регулирует свой туалет в дневное время
от 1 г. 6 мес.
до 2 лет
Поверхностно вытирает руки полотенцем
1 г. 6 мес.
2 г. 1 мес.
Частично ест сам, проливает
от 1 г. 6 мес.
до 3 лет
Просится в туалет, используя слова
1 г. 7 мес.
1 г. 8 мес.
Снимает расстегнутую куртку
1 г. 7 мес.
2 г. 2 мес.
Самостоятельно моет руки
1 г. 8 мес.
2 г.
Вытирает нос, когда дают платок
1 г. 8 мес.
2 г.
Интересуется секрецией взрослых
1 г. 8 мес.
2 г. 3 мес.
Снимает расстегнутое пальто, куртку
1 г. 9 мес.
1 г. 10 мес.
Снимает расстегнутые штанишки
1 г. 9 мес.
1 г. 10 мес.
Хорошо держит чашку
1 г. 9 мес.
1 г. 10 мес.
Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть
1 г. 9 мес.
2 г. 4 мес.
Может вставить ключ в замочную скважину
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Поворачивает ручку двери
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Нажимает на кнопку звонка
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Надевает носки, туфли, штанишки
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Ест и пьет самостоятельно
1 г. 10 мес.
1 г. 11 мес.
Снимает нижнюю сорочку, без рукавов
1 г. 10 мес.
2 г. 6 мес.
Надевает сапоги или туфли
1 г. 11 мес.
2 г. 7 мес.
Игра
Строит простые структуры из блоков
1 г.
1 г. 1 мес.
Играет с мячом
1 г.
1 г. 2 мес.
Играет в мячик с родителями
1 г.
1 г. 3 мес.
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками
1 г. 2 мес.
1 г. 3 мес.
Показывает или протягивает игрушки
1 г. 2 мес.
1 г. 3 мес.
Наблюдает за игрой других детей
1 г. 2 мес.
1 г. 4 мес.
Может бросить игру или отказаться играть
от 1 г. 3 мес.
до 1 г. 6 мес.
Играет самостоятельно, если рядом взрослый
1 г. 4 мес.
1 г. 6 мес.
Предпочитает определенную игрушку
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Начало функциональной игры
1 г. 6 мес.
1 г. 8 мес.
Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается с ними общаться
1 г. 6 мес.
2 г.
Охотно играет с ровесниками в догонялки
1 г. 6 мес.
2 г.
Качает и обнимает куклу
от 1 г. 6 мес.
до 2 лет
Тащит игрушку за собой
от 1 г. 6 мес.
до 2 лет 6 мес.
Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.)
1 г. 7 мес.
2 г. 2 мес.
Гуляет по квартире или двору
1 г. 8 мес.
2 г. 2 мес.
Любит катать, перетаскивать игрушки
1 г. 9 мес.
1 г. 11 мес.
Толкает поезд сделанный из нескольких кубиков
1 г. 9 мес.
1 г. 11 мес.
«Отыгрывает» на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит и баюкает)