Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Просвещение на территории средневековых государств Закавказья




Существовавшие в начале средних веков школы на территории Западной Грузии (Колхиды) и Армении напоминали школы античного мира.

В Колхиде школы открывались обычно при церквях или мо­настырях, в них обучали литературе, астрономии, математике, музыке, теологии. Знание греческого языка было обязательным уже при поступлении в школу. Следовательно, чтобы посту­пить в возрасте 6–7 лет в школу, ребенок должен был полу­чить предварительную подготовку. Такую подготовительную «школу» ребенок проходил в любой семье, которая могла при­гласить учителей для обучения не только своих, но и посто­ронних детей, как это было распространено в Западной Евро­пе в системе рыцарского воспитания. В колхидских школах в процессе обучения использовались рукописные книги по тео­логии, истории Грузии, о повадках животных, толкования древ­них и новых книг, псалмы Давида, книги об иудейских, пер­сидских, римских и византийских императорах.

В конце Х – начале XI в. Грузия стала централизованным государством, что способствовало развитию городов, реме­сел, торговли, культуры. В частности, гениальный поэт Шота Руставели написал в то время своего «Витязя в тигровой шку­ре». Эта поэма вошла в сокровищницу мировой литературы. Шота Руставели предвосхищал идеи гуманистов раннего Воз­рождения, отстаивая право личности на свободу, идеи това­рищества и сотрудничества людей, патриотизм и др.

Развитие культуры отразилось в первую очередь на школе. Для преподавания приглашались образованные наставники. Наиболее способные дети продолжали обучение в Византии, Гелатской академии, называвшейся «вторыми Афинами», или в Икалтойской академии, включавшей в свою программу по­мимо «семи свободных искусств» и медицинское образование.

Среди деятелей просвещения Грузии той эпохи был широ­ко известен Георгий Мтацминдели. Собрав свыше 80 сирот, он организовал для них воспитательно-образовательное учрежде­ние с целью подготовки к поступлению в Иверскую монас­тырскую школу. Поскольку дети были разных возрастов, Мтац­миндели разделил их на возрастные группы, разработав для каждой соответствующую программу обучения. Обучение он организовал таким образом, чтобы оно соответствовало при­роде ребенка: в процессе обучения использовались физические упражнения и подвижные игры, которые чередовались с ум­ственными занятиями.



Оригинальное нововведение в начальное обучение было пред­ложено крупнейшим философом, историком, грамматиком, астрономом Иоанном Петрици (XI–XII вв.). В частности, в обу­чении родному языку он опирался на такие не сформулирован­ные еще тогда дидактические принципы, как сознательность, переход от простого к сложному.

Появление в литературе поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» оказало большое влияние на концепцию воспитания того времени, поскольку здесь не только были прекрасно описаны возможности светско-рыцарского обра­зования, приобретавшего популярность в обществе, но и содержалась глубокая философская идея о зависимости доб­родетели от уровня человеческих знаний и разума.

К XII в., хотя церковь и продолжала сохранять контроль за учебными заведениями, наблюдалась постепенная секуляриза­ция школы. Желающих получить образование становилось зна­чительно больше, чем могли вместить существовавшие церков­ные школы. Состоятельные семьи отправляли своих детей в Рим, менее обеспеченные горожане использовали практику учениче­ства по западноевропейскому образцу, отдавая своих детей на обучение какому-либо ремеслу к мастеру-наставнику. При этом мастер должен был быть в достаточной степени грамотным.

Влияние западноевропейской системы образования и Ви­зантии на школу средневековой Грузии было весьма силь­ным. Вместе с тем в традиционных школах использовались учебные пособия, в которых находили отражение лучшие на­циональные традиции, особенности родной истории, языка и культуры в целом.

Армения, в течение долгого времени находясь в зависимос­ти от Персии и Византии, лишь к середине VI в. получила от­носительно независимое положение. Благодаря созданию еще в V в. армянским просветителем Месропом Маштоцем (361–440) национального алфавита после получения независимости в Армении стали открываться школы с обучением на родном языке. Но уже в VIII в., в связи с нашествием арабов, успешные начи­нания в области просвещения приостанавливаются, и только в XI в. происходит истинное возрождение государственной и куль­турной независимости Армении. Снова открываются школы на родном языке, и центром образования становится столица – Вагаршапат, откуда лучшие ученики направлялись для просве­тительской деятельности и распространения армянской грамо­ты и христианства по всей стране.

В столичных учебных заведениях изучались армянский, греческий и сирийский языки, история, музыка, теология, естественнонаучные предметы. Учащиеся старшего возраста получали также некоторую подготовку в области методики преподавания, с тем чтобы они могли работать учителями.

Учебные заведения в Армении того времени были государ­ственными, церковными, общественными и частными, под­разделяясь на элементарные школы, повышенные училища, семинарии и церковно-монастырские школы, готовившие проповедников. Обучение длилось от 2 до 5 лет в элементар­ных школах, от 4 до 6 лет – в церковных и 7–8 лет – в школах повышенного типа.

На содержание образования в этих школах сильное влияние оказывало возрождение сложившегося еще в V в. светского грекофильского направления культуры. Именно благодаря этому направлению система образования принимала все более светс­кий характер: познание внешнего мира приводилось в соответ­ствие с развитием и совершенствованием самого человека.

Крупнейший просветитель Мовсес Хоренаци (V – начало VI в.) рекомендовал воспитывать молодое поколение на примерах героического прошлого своего народа. Для выра­ботки умения формировать ум и душу детей необходимо, по его мнению, создавать специальные учебные заведения для подготовки высокообразованных и нравственно безуп­речных учителей и наставников.

Наивысший экономический подъем и восстановление науки и культуры приходится в Армянском государстве на XII–XIV вв. В то время получили развитие такие отрасли зна­ния, как химия, медицина, математика, астрономия, кото­рые, в свою очередь, способствовали развитию экономики и культуры в целом. Центром подготовки специалистов в этих областях знания стали учебные заведения типа западноевро­пейских университетов. Курс обучения здесь длился 7–8 лет и включал в себя изучение философских, экономических, математических, политических, гуманитарных наук, а так­же Ветхого и Нового заветов. Оканчивающие сдавали пись­менные экзамены и держали выпускную речь, после чего им присваивался титул вардапета, приближавшийся к званию профессора в средневековой Европе.

По общему образцу средневекового Востока отдельные армянские просветители открывали свои высшие школы, где сами и преподавали. Так, философ Ованес Саркаваг Имастасер (ок.1055–1129) организовал школу в городе Ани, которая стала одной из лучших в стране. Преподавательс­кую деятельность он сочетал с научной работой, перево­дил и комментировал труды античных мыслителей. Касаясь вопросов обучения, он придерживался мнения, что каждо­му виду ремесла, искусства или науки должны соответство­вать свои методы и способы обучения. Сам он разработал новый подход для первоначального обучения детей – ме­тод одновременного овладения чтением и письмом.

Одним из самых крупных в Армении XIV в. центров на­уки считался Татевский университет, основателем которо­го был общественный деятель и философ Ованес Воротнеци (1315–1386). Его философско-педагогическое наследие считается наивысшим достижением средневековой армянс­кой теоретической мысли. Оно получило развитие в трудах его знаменитого ученика Григора Татеваци (1346–1409), которого уже при жизни называли «трижды великим ар­мянским философом и учителем». Музыкант, живописец, мыслитель, он возглавлял высшую школу Апракунис, чи­тал лекции по различным наукам в других учебных заведе­ниях. Учебные пособия и методические рекомендации Татеваци пользовались широкой популярностью.

В конце XIV в. Армения была оккупирована полчищами Тимура. С 1555 г. Западная Армения перешла к Турции, а Восточная – к Персии. Если до серединыXV в. Армения еще сохраняла свои национальные традиции, то начиная с его середины армянская национальная культура приходит в упадок.

Рекомендуемая литература

Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты / Пер. с араб. С. Бурабаева, Б.Н. Тайжановой. Алма-Ата, 1987.

Аль-Фараби. Философские трактаты / Пер. с араб. Алма-Ата, 1970.

Бартольд В.В. История Ислама и Арабского Халифата: Соч: В 9 т. М., 1966. Т. 2, 6.

Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Хадоуна «Мукаддима». М., 1965.

Бируни Абу Райхан. Избранные произведения / Пер. А.Б. Халидова, Ю.Н. Завадского. Ташкент, 1963.

Булгаков П.Г. Жизнь и труды Бируни. Ташкент, 1972.

Гегель Г.Ф. Лекции по истории философии. М.; Л., 1934.

Григорян С.Н. Великие мыслители Арабского Востока. М., 1960.

Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.

Ибн Сина Абу-Али. Избранные произведения. М., 1980.

Ибн Сина Даниш-Намэ. Книга знания / Пер. и предисл. А.М. Богоутдинова. Сталинабад, 1957.

Ибн Туфейль. Повесть о Хайие Ибн Якзане. М., 1978.

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Сред­него Востока IX–XIV вв. М., 1961.

История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958.

Источники по истории высших школ средневековой Армении (XII-XVвв.). Ереван, 1983.

Кабус-Наме / Пер. Б.Э. Бертельса. 2-е изд. М., 1958.

Касымджанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982.

Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1963.

Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и сред­невекового Востока: Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимовой. М., 1988.

Памятники минувших поколений. Ташкент, 1957.

Петрици Иоанн. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. Тбилиси, 1941.

Руставели Шота. Витязь в тигровой шкуре / Пер. с груз. Н. Забо­лоцкого. М., 1991.

СагадеевА.В. Ибн Рушд. М., 1973.

Тллашев Х.Х. Общепедагогические идеи выдающихся мыслите­лей Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья. Таш­кент, 1985.

Хайруллаев М.М. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982.

Шидфар Я. Абу Нувас. М., 1979.

Шмидт К. История педагогики: В 4 т. М., 1877–1880. Т. 2.

Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Душанбе, 1986.

 

Глава 7





Читайте также:

B. величина, показывающая на сколько снижаются доходы при увеличении государственных расходов на единицу.
II. Древнейший государственный строй
III. Социальная политика государства.
А. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
Административного регламента проведения проверок при осуществлении государственного лесного контроля и надзора
Анализ и совершенствование системы стратегического управления персоналом (на примере Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству)
Анализ культуры государственного управления
Анализ основных направлений деятельности Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству
Анализ расходов государства в 2014 году
Анализ территориальных подразделений государственных органов власти.



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)