Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны




Идеологизация и политизация пе­дагогической науки, начавшиеся еще в первые годы советской влас­ти в России, продолжали разви­ваться и в послевоенные годы.

Большое внимание в послевоенный период уделялось со­зданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (1896–1955) «Основы педагогики» и «Вопросы педагогики», работы Ива­на Андреевича Каирова (1893–1978) «Современные пробле­мы педагогической науки и роль научных исследований», его учебник «Педагогика», первое издание которого вышло еще в предвоенные годы, книга Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмурмана «Общие основы педагогики», «Школоведение» под редак­цией А.Н. Волковского, учебники по педагогике И.Т. Огородникова, Т.А. Ильиной и многие другие труды, пополнив­шие фонд педагогической литературы. Значение этих работ заключалось в том, что в них сис­тематизировалось все то, что было накоплено советской педагогичес­кой наукой в предыдущий период.

М.А. Данилов

 

В области дидактики широкую из­вестность получили работы, система­тизировавшие педагогические пред­ставления о содержании и процессе обучения и образования. Вышли в свет такие капитальные труды, как «Ди­дактика» Михаила Александровича Да­нилова (1899–1973) и Бориса Петро­вича Есипова (1894–1967), «Дидакти­ка» под редакцией Б.П. Есипова и его книга «Самостоятельная работа уча­щихся на уроках»; такие работы Ми­хаила Николаевича Скаткина(1900–1991), как «Совершенствование про­цесса обучения», «Дидактика средней школы» и «Проблемы современной дидактики». Эти и многие другие работы оказали существенное влияние на развитие педа­гогики в нашей стране. На их основе создавалась учебная лите­ратура, намечались программы дальнейших научных исследова­ний, получили теоретический фундамент разработки в области частных методик преподавания различных предметов.



Нельзя не обратить внимания на возросший в послевоен­ные годы интерес к истории педагогики и школы. Особое зна­чение в это время имело создание серии книг по истории пе­дагогики, охвативших временной период от древнейших вре­мен до середины 80-х гг.XX в. Стремление составить наиболее пол­ное представление о процессе раз­вития школы и педагогики отвечало общей тенденции развития россий­ской педагогической науки в после­военный период. В отличие от анало­гичных работ предвоенного периода нельзя не отметить фундаментально­сти и тщательности в решении на­учных задач.

Б.П. Есипов

 

Не менее значимым событием был выход в свет серии «Антологий педа­гогической мысли народов СССР» (1985–1990) с древнейших времендоначалаXX в., включивших в себя наиболее важные произведения отече­ственных педагогов, мыслителей и уникальные документы.

М.Н. Скаткин

 

В послевоенный период российс­кими педагогами была проведена ко­лоссальная работа по сохранению пе­дагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания со­чинений К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.С. Макарен­ко и др.

В серии «Педагогическая библио­тека» были изданы избранные тру­ды Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.И. Водовозова, П.П. Блонского и многих других за­рубежных и отечественных педагогов.

В послевоенный период российскими педагогами был прове­ден ряд серьезных исследований в области истории школы и педагогики. На их основе в 50–70-е гг. были опубликованы такие книги, как «Очерки по истории средней школы» Николая Алек­сандровича Константинова (1894–1958), «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века» Шолома Израилевича Ганелина (1894 –1974), «Основы и система дидакти­ки К.Д. Ушинского» Василия Яковлевича Струминского (1880– 1967), «Очерки по истории начального образования в России» Н.А. Константинова и В.Я. Струминского и др.

После второй мировой войны в России внимание ученых привлек проблемный подход к историко-педагогическим исследованиям. Про­блемный подход в отличие от био­графического, сводившегося чаще всего к пересказу педагогических взглядов отдельных педагогов, мыс­лителей, а то и просто обществен­ных деятелей и частных лиц, потре­бовал от исследователей целостного анализа научных проблем. Результа­ты такого исследования имеют не­сравнимо более высокую научную значимость. Можно назвать такие ра­боты, как «Теория и практика тру­довой школы в Германии» А.И. Пискунова, «Трудовое обучение в Анг­лии» К.И. Салимовой, «Школа и пе­дагогика США до Второй мировой войны» Л.Н. Гончарова, «Теория об­разования в России начала XX века» С.Ф. Егорова и большое количество диссертационных исследований проблемного характера.

 

В.Я. Струминский

 

В российской педагогике второй половиныXX в. разрабатывались и новые для данного периода пробле­мы. Так, широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения. Идея совершенствования обучения как средства воспитания и развития ребенка давно вошла в число наиболее распространенных в педагогике, но в нашей стране она приобрела новое звучание применительно к дидактике начальной школы. Такие работы, как «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Леонида Владимировича Занкова (1901–1977), «Психология обучения младшего школь­ника» Даниила Борисовича Эльконина (1904–1984), «Проблемы развивающего обучения» Василия Васильевича Давыдова (1930 – 1999), продолжают оставаться актуальными и пользуются по­пулярностью как у исследователей, так и у педагогов-практи­ков. В них были раскрыты психолого-педагогические законо­мерности влияния процесса обучения на развитие и воспитание личности, предложены и обоснованы подходы к отбору содер­жания и организации полноценного обучения младших школьников.

 

Л. В. Занков

 

В педагогике послевоенного пе­риода имели место исследования в области проблемного и программи­рованного обучения. В 60–70-х гг. пользовались популярностью такие работы, как «Проблемное обуче­ние» И.Я. Лернера, «Проблемное обучение. Основные вопросы тео­рии» М.И. Махмутова, «Теоретичес­кие проблемы программированно­го обучения» Н.Ф. Талызиной и др.

Следует заметить, что при ис­пользовании педагогической литера­туры советского периода, включая его послевоенный этап, необходимо еще раз напомнить о ее крайней политизированности и идеологизи­рованное, что находило отражение как в отборе фактического материа­ла, так и в его интерпретациях. Мно­гие оценочные суждения, трактов­ки причинно-следственных связей явлений, определения, термины и т.д. могут быть сильно искажены и не соответствовать более поздним представлениям.

На рубеже веков сложно не толь­ко оценить, но и просто перечис­лить течения, наметившиеся в оте­чественной педагогике в последнем десятилетииXX в. Проблема заключается в том, что эти на­правления развития педагогики только начали формировать­ся, и говорить об их особенностях пока рано. Но процесс этот продолжается с нарастающей силой. Логика развития педаго­гической науки в России вXXI в., скорее всего, будет совпа­дать с той, которая займет превалирующее положение в мире. Общие устремления к миру, гуманности и открытости несом­ненно повлияют на цели воспитания, его теорию и практику.

Д.Б. Эльконин

 

В.В. Давыдов

Педагогика накопила немалый научный потенциал, ко­торый необходимо использовать как в дальнейших исследо­ваниях, так и в практике обучения и воспитания. Образова­ние как важное направление социальной деятельности чело­века, воспитание и обучение как профессиональная деятельность специалистов требуют развития научных основ.

Рекомендуемая литература

Арапский B.C., Лапчинская В.П. Система народного образования в Англии. М., 1961.

Брунер Дж. Процесс обучения / Пер. с англ. М.,1962.

Буржуазная педагогика на современном этапе / Под ред.З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсона. М., 1984.

Вопросы школоведения / Под ред. П.В. Зимина и др. М., 1974.

Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1996.

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.

Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная мето­дология педагогики в их взаимоотношении. М., 1971.

Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

Закон РФ «Об образовании». М., 1996.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.

Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. М., 1984.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

Клинберг Л. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М.,1984.

Кондаков М.И. Ленинские принципы организации народного об­разования. М., 1970.

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История пе­дагогики: Учебник для педвузов. М., 1966.

Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины /Пер. с англ. М., 1965.

Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире / Пер. с англ.М., 1970.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. М., 1986.

Ланда Л.Н. Кибернетика и проблемы программированного обу­чения, М., 1970.

Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современ­ной Англии. М.,1977.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

Малькова З.А. Современная школа США. М., 1971.

Марев И. Методологические основы дидактики / Пер. с болт. М., 1987.

Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютери­зации обучения. М., 1988.

Медынский Е.Н. История педагогики: Учебник для педвузов. М., 1947.

Общие основы педагогики / Под ред.Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмурмана.М., 1967.

Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. М., 1990.

Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пединститутов/ Под ред. проф. И.Т. Огородникова. М., 1978.

Педагогика / Под ред. И.А. Королева и др. М., 1956.

Педагогика / Под ред. Г. Нойнера и Ю.К. Бабанского. М., 1978.

Советская школа на современном этапе. М., 1977.

Столаров Л.М. Обучение с помощью машин / Пер. с англ. М., 1965.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. /Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М., 1979.

Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.М., 1969.

Тангян С.А. Образование и общественный прогресс в развиваю­щихся странах. М.,1975.

Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

Яркина Т. Ф. Критический анализ состояния и тенденции разви­тия буржуазной педагогики ФРГ. М., 1979.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................................................................................................................... 3

Глава 1............................................................................................................................................................................................................................. 5

Зарождение воспитания в первобытном обществе............................................................................................................................................. 5

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества................................................................................ 5

Зарождение организованных форм обучения и воспитания....................................................................................................................... 6

Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.......................................... 9

Глава 2.......................................................................................................................................................................................................................... 11

Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока........................................................................... 11

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций................ 11

Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия)................................................................................................................................... 12

Школа и воспитание в Древнем Египте........................................................................................................................................................... 14

Воспитание и школа в Израильско - Иудейском царстве........................................................................................................................... 16

Воспитание и школа в Древнем Иране............................................................................................................................................................ 18

Воспитание и школа в Древней Индии............................................................................................................................................................ 18

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.............................................................. 22

Глава 3.......................................................................................................................................................................................................................... 27

Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.................................................................................................................................. 27

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции............................................................................................................................ 28

Просвещение в эпоху эллинизма (III -I вв. до н.э.)...................................................................................................................................... 37

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме...................................................................................................... 40

Зарождение христианской традиции воспитания........................................................................................................................................ 44

Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры................................................................................................ 46

Глава 4.......................................................................................................................................................................................................................... 48

Просвещение и педагогическая мысль в Византии.......................................................................................................................................... 48

Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии............................................................................................................ 48

Воспитание и образование в Византии........................................................................................................................................................... 50

Педагогическая мысль в Византии................................................................................................................................................................... 53

Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения................................................................................................................ 57

Глава 5.......................................................................................................................................................................................................................... 60

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения......................................... 60

Влияние церковной культуры на развитие образования........................................................................................................................... 60

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.................................................................................................................................. 63

Реформация и ее влияние на образование и воспитание............................................................................................................................ 67

Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания................................................................................................... 69

Глава 6.......................................................................................................................................................................................................................... 70

Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху европейского средневековья 70

Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании...................................................................................... 70

Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока..................................................................................... 72

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья................................................................................... 73

Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.................................................................................................... 76

Глава 7.......................................................................................................................................................................................................................... 79

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.).............................................. 79

Воспитание и обучение у древних славян...................................................................................................................................................... 79

Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII вв.................................................................................................................................. 81

Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.............................................................................................................................................................. 84

Образование в Русском государстве в XVII в................................................................................................................................................ 86

Педагогическая мысль в России к концу XVII в............................................................................................................................................ 89

Глава 8.......................................................................................................................................................................................................................... 96

Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв.................................................................. 96

Педагогические идеи В. Ратке............................................................................................................................................................................ 97

Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».... 99

Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в..................................................................... 106

Движение за обновление школьного образования и методов обучения............................................................................................. 108

Школьное образование в Англии XVII-XVIII вв........................................................................................................................................ 110

Эмпирико - сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка.................................................................... 112

Педагогическая мысль во Франции XVIII в................................................................................................................................................. 115

Педагогическая концепция Жан-Жака Pуcco.............................................................................................................................................. 117

Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)................................ 120

Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения... 123

Глава 9........................................................................................................................................................................................................................ 128

Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в....................................................................................................................................... 128

Просвешение в России в начале XVIII в...................................................................................................................................................... 128

Школьное дело при Петре I.............................................................................................................................................................................. 132

Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.............................................................................................................. 134

В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России.................................................................................................... 137

Просвещение и школа после Петра 1............................................................................................................................................................ 140

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова....................................................................................................................................... 141

Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой................................................................................................................................. 144

Педагогические взгляды и деятельностьИ.И. Бецкого............................................................................................................................. 145

Глава 10...................................................................................................................................................................................................................... 153

Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.).............................................................. 153

Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.)............................................................................................................................................................. 153

Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци............................................................................................ 155

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.......................................................................................................................................................... 160

Педогогическая идея и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.............................................................................................. 168

Педагогические идеи Г. Спенсера.................................................................................................................................................................. 174

Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.)....................................................................................................................... 176

Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.......................................................................................................... 179

Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и ихидея классового подхода к вопросам воспитания и

образования.......................................................................................................................................................................................................... 183

Глава 11...................................................................................................................................................................................................................... 186

Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в........................................................................................................................ 186

Развитие школы и становление школьной системы.................................................................................................................................. 187

Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия....................................................................................................................... 192

К.Д. Ушинский -крупнейший педагог XIX в. в России и его последователи...................................................................................... 197

Глава 12...................................................................................................................................................................................................................... 208

Зарубежная школа и педагогика в конце XIX -начале XX в....................................................................................................................... 208

Движение за реформу школьного дела в конце XIX в............................................................................................................................... 208

Основные представители реформаторской педагогики........................................................................................................................... 209

Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики............................................................................................... 217

Глава 13...................................................................................................................................................................................................................... 222

Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX в. (до 1917 г.)..................................................................................................... 222

Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования.................................................. 222

Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в.................................................................................................................. 231

Глава 14...................................................................................................................................................................................................................... 243

Школа и педагогика в Западной Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939)............... 243

Глава 15...................................................................................................................................................................................................................... 250

Школа и педагогика в России с Февральской революции 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны (1917-1945) 250

Политико – идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г..................................................................................................................................................................... 250

Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг....................................................................... 255

Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г..................................................................................................... 257

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа.............................................................................................................................. 266

Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны............................................................................................................... 268

Глава 16...................................................................................................................................................................................................................... 270

Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и СССР (России) после второй мировой войны..... 270

Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны......................................................................................................... 271

Педагогическая наука в странах запада...................................................................................................................................................... 273

Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в............................................................... 274

Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны.................................................................................................. 277

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (767)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.055 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7