Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Информационная обеспеченность жизнедеятельности видов





Занятие 4, 4 часа. Эволюционный процесс и безопасность общественного развития.

«Нет столь великой вещи, которую бы

не превзошла величиною ещё большая.

Нет вещи столь малой, в которую

не вместилась бы ещё меньшая»

К.Прутков.

 

Цель: 1. Ознакомить с наиболее распространёнными взглядами на эволюционный процесс биосферы. Выявить наиболее общее представление о нём.

2. Выявить роль хромосомного аппарата наследственности в эволюции видов.

3. Уяснить коренные различия между Человеком Разумным и остальными видами.

4. Определиться в понятии «культура» как социально обусловленной информационной среды.

5. Дать чёткое представление об общественном объединении труда, о месте в нём труда управленческого.

6. Ознакомить с объективным процессом концентрации производительных сил.

7. Раскрыть суть толпо-элитарной модели общества и её влияние на безопасность жизнедеятельности общества и индивида.

 

 

Вопросы:1. Взгляды на глобальный эволюционный процесс.

Информационная обеспеченность жизнедеятельности видов.

Эволюция культуры и безопасность.

 

Ход занятия.

Краткое содержание и методические указания.

  1. Вступительная часть.

Организационная часть.

Оглашение цели, вопросов занятия и порядка их рассмотрения.

Основная часть.

Взгляды на глобальный эволюционный процесс.

Начать с обсуждения первого вопроса домашнего задания предыдущего занятия:

с учётом понимания взаимовложенности процессов (по материалу первого занятия), должен ли быть глобальный эволюционный, глобальный исторический процесс объектом изучения с целью выработки рекомендаций по обеспечению безопасной жизнедеятельности человека, общества? При обсуждении использовать рис. 4.1., а также образ матрёшки.

Познакомить обучаемых с различными взглядами на глобальный эволюционный процесс (материалистический атеизм, Библия, Коран, Международное общество сознания Кришны, наиболее общая модель).

· Материалистический атеизм. Для подавляющею большинства наших современников глобальный эволюционный процесс биосферы — это процесс развития материальных жизненных форм (видов живых организмов), возникших на основе "неживой материи". При этом более сложные новые виды постепенно дополняли полноту ранее существовавших в биосфере видов, либо вытесняли некоторые из них. За все время существования органической жизни на Земле видовой состав биосферы неоднократно обновлялся. Склонность науки к материализму а точнее, к бездуховности, механистичности в последние несколько столетий привела к тому, что из её рассмотрения выпало усложнение информационного обеспечения биологических видов в процессе их жизнедеятельности, то есть духовная эволюция биосферы.



Однако есть и иные точки зрения на эволюцию биосферы, отличные от

общематериалистической.

Продолжительность

 

 

Рис. 4.1.

 

· Международное общество сознания Кришны. Здесь последователи этого движения пропагандируют отсутствие эволюции вообще. Есть только иерархически упорядоченная данность жизненных форм, по которой кочуют души в процессе перевоплощения в соответствии с законом кармы (законом воздаяния в последующих воплощениях за злые и добрые деяния, совершённые в текущей и прошлых жизнях). И так до скончания веков жизни этой Вселенной. Цель души — вырваться из колеса перевоплощений, разорвав цепи кармы.

  • Библия. Нигде прямо не говорится об эволюционном процессе. Но в образной форме всё же описан порядок появления живых организмов: сухопутные растения (1:11, 12), пресмыкающиеся (появляются в воде) и птицы (1:20 — 22), сухопутные животные (1:24, 25), человек. Это, в общем-то, повторяет, согласуясь с данными науки, порядок возникновения типов и классов живых организмов, хотя этапы появления бактерий, водорослей, моллюсков, кишечнополостных, насекомых по неизвестным причинам выпали из повествования. Об исчезновении одних видов и появлении других при смене биосфер также ничего не говорится. О вторичных воплощениях ранее живших людей Библия говорит как о единичных фактах: например, Иоанн-Креститель ранее жил как Илья-пророк (Матфей, гл. 11:14, 17:12). Ученики задают Иисусу вопрос о слепом от рождения: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.» (Иоанн, гл. 9:1 — 3). Этот эпизод иногда толкуют в том смысле, что ученики знали о многократных воплощениях, поскольку для них вопрос имеет смысл, если слепота — воздаяние за грехи прошлой жизни. Иисус принимает вопрос как имеющий для Него тот же смысл и тем подтверждает многократность воплощений.

Апостол Иаков пишет: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Собранное послание, 1:18). Если человек — некоторый начаток Его созданий, то это место Нового Завета можно понимать как библейское указание на эволюцию душ, в которой быть человеком — всего лишь ступень. Но может ли душа на ней топтаться из воплощения в воплощение или пребывает на ней однократно, однозначно из Библии понять нельзя.

  • Коран. Коран также нигде прямо не говорит об эволюции материальных форм и многократном перевоплощении душ. Но и в Коране есть места, которые мы можем рассматривать в качестве описания эволюционного процесса биосферы в образной форме. Так сура 23 гласит:

«12. Мы уже создали человека из эссенции глины,

13.потом поместили Мы его каплей в надежном месте,

14.потом создали из капли сгусток крови и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, — благословен же Аллах, лучший из творцов!»

Стих 12 можно рассматривать как появление органических веществ из неорганических.; 13 – раствор органики в развитии; 14 – появление клеток, появление многоклеточных организмов и развитие в них внутренних скелетов и рождение человека от не-человека (вырастили его в другом творении)

 

· Наиболее общая модель эволюции. Пока же наиболее общая модель эволюции — множество индивидуальных развитий душ при многократных воплощениях в разных телах. Воспоминания же о прошлых жизнях на уровне сознания у большинства блокируются, дабы стимулировать мышление и творчество, чтобы по лени своей не повторяли прежних ошибок, следуя дорогой привычного греха, и могли начать учиться "жить с новой страницы" — мечта многих школяров-двоечников. При этом, когда выделяется некое подмножество из числа душ, освоивших наивысшую жизненную форму из существующих в биосфере, то устраивается судный день, после которого души этого подмножества воплощаются уже в неких новых, специально для них созданных жизненных формах.

Известна также точка зрения, что сознание человека — первозданная душа, а в его подсознании живет многократно воплощающаяся душа. Таким образом, в каждом человеке — две души. После смерти организма души разделяются, и первозданная душа начнет свой процесс многократных воплощений в подсознаниях последующих поколений (В. Лаврова "Ключи к тайнам жизни. Потусторонний мир").

Материалисты к религиям и оккультным учениям относятся с насмешкой. Но они не могут отрицать того, что информационное обеспечение поведения человека заметно богаче, чем у мушки или кошки. Кроме того, как, к примеру, проявляется закон сохранения в момент смерти человека? Куда девается информация умирающего, уносимая от труппа физическими полями, т.е. душа, и какова её дальнейшая судьба?

Предложить слушателям исходить из того, что во Вселенной (и в биосфере Земли, как её вписанного фрагмента) всё же эволюционные процессы протекают. Это подтверждается и данными из многих областей современной науки.

Информационная обеспеченность жизнедеятельности видов.

Биосфера в целом и её отдельные элементы – колебательные системы, находящиеся во взаимодействии друг с другом, окружающей средой и «купающиеся» в разнородных физических полях. При этом весь частотный диапазон полей подчинён, прежде всего, цикличности Солнечной системы. Информационные ритмы Космоса объективно обуславливают «поведение» колебательных процессов в биосфере и вписанных в неё социальных систем (человечество). Именно для обеспечения безопасности и стабильностиобщественного развития стоит «копнуть» тут «поглубже».

Затронем некоторые черты эволюционного процесса органической биосферы.

Важным рубежом в нём явилось появление хромосомного аппарата наследственности. Он несёт две жизненно важные функции.

Во-первых, передача генетически обусловленной информации, обеспечивающей генетическую устойчивость видов при смене многих поколений.

Во-вторых, мутации хромосомного аппарата в основном от внешних факторов в одних условиях могут выступать как генетический груз (плохо), но в других случаях - как полезный признак - ненаправленная изменчивость (хорошо).

Разные виды отличаются друг от друга, прежде всего, информационной обеспеченностью, представляющей собой:

а) генетически обусловленную информацию (врождённые инстинкты и безусловные рефлексы);

б) внегенетическую информацию, усваиваемую каждой особью в ходе её жизни;

в) их соотношение.

Совместно с обучаемыми на примере трёх видов: мушки, кошки, Человека Разумного можно провести сравнительный анализ их информационной обеспеченности. Для наглядности на доске построить и заполнить таблицу-матрицу.

В тесном диалоге со слушателями проанализировать устойчивость видов к выживанию (гибкость поведения) при воздействии на них низкочастотных и высокочастотных факторов среды обитания. Определить роль, которую при этом играет фундаментальная и адаптивная составляющая информационной обеспеченности видов.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)